Конспект урока русского языка «Диалектизмы как слова ограниченного употребления»
Конспект урока русского языка.
Учителя 2 категории МОУ «Кингисеппская гимназия»
Козловой Татьяны Владимировны.
(3 четверть, 2010 год)
Тема урока: Диалектизмы как слова ограниченного употребления.
Класс. Программа и УМК: 6б класс, по программе и УМК под редакцией С.И. Львовой
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала + развитие речи)
Цели урока:
Обучающие цели урока:
Обеспечить понимание учебного материала всеми учениками
Актуализировать знания учащихся по теме «Лексика».
Закрепить умение пользоваться словарями.
Продолжить формирование навыка орфографической зоркости.
Воспитывающие цели:
Способствовать развитию речи учащихся через формирование лексический умений.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к языку, творчеству, быту, мудрости русского народа.
Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся..
Убедить в значимости народных традиций, фольклорных произведений.
Формировать жизненно необходимые качества: аккуратность, самостоятельность, внимательность, уважение к чужому мнению, способность к сотрудничеству.
Развивающие цели:
Содействовать развитию коммуникативной культуры.
Содействовать развитию монологической и выразительной речи учащихся.
Способствовать совершенствованию мыслительных операций: доказывать свою точку зрения, определять и объяснять понятия.
Задача урока: формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, аудиозаписи народных песен, доклады учащихся, карточки с диалектизмами, Толковый словарь великорусского языка В.И. Даля, русские народные костюмы и предметы быта.
Метод деятельности: репродуктивный, игровой, частично поисковый
Технологии: игровая,
Использованная литература:
Нетрадиционные уроки по русскому языку./ Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2003.
Русские народные сказки. – М., 1985
Русский фольклор/ Сост. И примеч. В. Аникина. – М.: Худож. лит., 1985.
Ход урока:
Организация класса.
Взаимное приветствие. Постановка цели урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, то есть актуализация знаний и практических и умственных умений.
Изучение и объяснение нового материала.
Закрепление материала.
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Результаты урока. Оценки.
Задание на дом.
Подробный сценарий урока.
Звучит народная музыка.
Учитель: Вместе с привычным школьным звонком нас сегодня на урок позвала народная музыка, и это не случайно! Мы отправляемся в путешествие: из города попадём в деревню! Запишите тему урока: «Путешествие по». Что необычного в теме?
Ответы детей: какая-то недосказанность, тема неполная
Учитель: Верно, но дописать тему вы сможете в конце урока, когда решите, куда же мы совершали путешествие.
Цель урока: познакомиться с группой слов ограниченного употребления..
Учитель: Как понимаете выражение «ограниченного употребления»?
Ответы детей: эти слова не все употребляют.
Учитель: На нашем пути встретятся слова: (слайд 1) : самовар, частушки, сказка, поговорка, этнограф, печка, полотенце, диалекты
Учитель: Какие слова незнакомы вам?
Этнограф, диалекты
Учитель: Обещаю вам, в конце урока вы сами сможете сказать значение!
Учитель: Объясните орфограммы в словах.
Итак, закройте глаза, отправляемся в путь
Учениками разыгрывается костюмированная сценка «В гостях у бабушки с дедушкой»
Действующие лица: бабушка, дедушка, 2 внучки.
Бабушка: Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты, деточка, помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?
Дедушка: На усынках был, чекамаса поймал да серушек.
Бабушка: Ах ты, мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем. Чирики снимай, надевай парцменки. Руйте мойте, да берите не утиральник, а рушник.
Учитель: Какие слова, которые девочки не слышали в городе, произнесли бабушка и дедушка?
Учащиеся называют незнакомые им слова.
Учитель: Знаете ли вы их значение?
«Внучки» дают толкование слов (слайд 2): Рогач – «ухват», махотка – «горшок», пригрубок – «печка», поташки – «помидоры», усынка – «узкое место», серушка – «плотва», могутной – «непоседливый», щарба – «уха», чирики – «обувь», парцменки – «обувь для дома», утиральник – «полотенце для рук», рушник – «полотенце для гостей».
Учитель: Эти слова диалектные, их употребляют жители определенной местности.
Запишите 2 любых диалекта и их объяснение.
3.1. Учитель: Д.С. Лихачев – крупнейший ученый-филолог, специалист по древнерусской литературе, в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «...Мне местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся.
Проблемный вопрос: Почему Д.С. Лихачеву нравились диалекты? На этот вопрос постараемся ответить в конце урока.
3.2. Доклады учащихся.
1 учащийся: диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например, говор хутора Черкесовский, говор Волгоградской области, кстати, слова именно этого говора использовали ребята в своей сценке. Говоры объединяются в наречия. В русском языке 2 наречия – южное и северное.
Учитель: Чем отличаются эти 2 наречия, расскажет следующий докладчик.
Слайд : карта России.
2 учащийся: говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и др. областях, расположенных к югу от Москвы, и в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят Окно, кОрова и т.п.
Учитель: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 47.
Учитель: Что нового узнали?
Учащиеся: народные говоры сохранили названия предметов быта, пищи, орудий труда, то есть они являются свидетелями русской истории и традиции. Диалекты могут отличаться от общеупотребительных слов звучанием и написанием.
Слайд – диалектные слова : святы, хвартук, волчиха, свежая масла, добросердый, добрятина
Учитель: попробуйте догадаться и записать общеупотребительные слова напротив диалектных.
Учащиеся записывают, объясняя орфограммы:
Святы – цветы (цвет)
Хвартук – фартук (фартуки)
Волчиха – волчица (волк)
Свежая масла – свежее масло (какое)
Добросердый – добросердечный (соединительная О, чн)
Добрятина – добро (добрый)
Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка».
Каково значение слова «кочеток»?
Учитель: Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
Ответы детей: сказки, частушки, песни – жанры фольклора, их сочиняет народ, а диалекты употребляет тоже простой народ, чаще в деревнях.
4. Учитель: Немного отдохнем. Ребята приготовили для вас игру.
Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».
Учащиеся: Корчмой в старину называли место, где принимали пищу, мы бы сейчас назвали его кафе.
Правила игры: назначаются хозяин с хозяйкой, остальные игроки выбирают название различных предметов (печка, помидоры, полотенце, тапочки, уха, обувь и др.)
Хозяева ведут беседу, упоминая эти предметы, но используя диалекты. Игрок, услышав название своего предмета, должен повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: отвечают на вопрос хозяев корчмы.
5. Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля.
С помощью словаря распределите слова по двум колонкам 1. Общеупотребительная лексика, 2)диалектная лексика
Учащиеся выполняют задание письменно.
Учитель: Вспомним вопрос, который прозвучал в начале урока: Почему Д.С. Лихачеву нравились диалекты?
Ответы учащихся: нравились, потому что передают традиции народа, рассказывают о народе, об истории.
Учитель: Молодцы, вы почти угадали продолжение фразы в письме Лихачева! Вот послушайте его высказывание полностью:
Слайд: «...Мне местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка».
6. Учитель: Как же продолжить тему нашего урока? Куда каждый из вас сегодня на уроке совершил путешествие? Запишите продолжение фразы.
Ответы учащихся: Я написал «Путешествие к бабушке», когда ребята показывали сценку, я вспоминал свою бабушку в деревне, и мне захотелось к ней съездить.
Я написала «Путешествия по деревням России2, мы сегодня говорили, что диалекты используют в речи жители деревень.
«Путешествие в прошлое и настоящее», потому что диалекты встречаются в сказках, пословицах, которые созданы давно, но, как я поняла, и сегодня в некоторых уголках России употребляют в речи бабушки и дедушки.
Учитель: Нужно ли изучать диалектную лексику? Зачем?
Ответы детей: нужно, потому что это история нашего народа; нужно, чтобы понять сказки, нужно, чтобы знать правила и играть в старинные игры и т.д.
Учитель: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Оценки.
Задание на дом: 1. Спросить у родственников, знают ли они примеры диалектной лексики, записать слово и значение. 2. Составить 2-3 словарные статьи по образцу: Махотка – н.ж. обл. – Глиняный горшок. Махотка из-под молока.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15