Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский промышленно – гуманитарный колледж»
Обобщение педагогического опыта
«Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии
«Оператор швейного оборудования»
Автор: мастер производственного обучения ГБПОУ ВО «МПГК» Мосина Ирина Викторовна, первая квалификационная
категория
2016
Содержание: Стр.
Наименование опыта 3
Сведения об авторе 3
Условия возникновения и становления опыта 4
Актуальность и перспективность опыта 6
Ведущая педагогическая идея 7
Теоретическая база опыта 8
Новизна опыта 13
Технология опыта 13
8.1 Наличие познавательного мотива и конкретной учебной 13
цели.
8.2 Выполнение действий для приобретения недостающих 16
знаний.
8.3 Выявление и освоение способа действия для осознанного 18
применения знаний (для формирования осознанных умений).
8.5 Формирование самоконтроля – как после выполнения 20
действий, так и по ходу.
8.6 Внеурочная работа. 21
Результативность опыта 23
Адресная направленность 29
Библиографический список 30
Список приложений 32
Наименование опыта
«Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Сведения об авторе
Я, Мосина Ирина Викторовна работаю в ГБПОУ ВО «Муромский промышленно-гуманитарный колледж» мастером производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования» с 1995 года. Стаж работы в занимаемой должности 21 год, имею первую квалификационную категорию, педагогический стаж 21 год. Окончила Клепиковский технологический техникум, по специальности «Швейное производство», 1988 год, квалификация техник- технолог; Владимирский государственный университет, 2007год, по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Награждена в 2009 году Почетной грамотой Совета народных депутатов Меленковского района за долголетний, добросовестный труд в подготовке кадров массовых профессий и в связи с 55 – летним юбилеем ОГОУ НПО «Профессиональное училище №34» г. Меленки. (см.приложение 1).
Награждена в 2014 году почетной грамотой Департамента образования Администрации Владимирской области за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, многолетний добросовестный труд в системе профессионального образования и в связи с 60 – летним юбилеем ГБОУ НПО ВО «ПУ №34» г. Меленки (см. приложение 2).
Награждена в 2015 году грамотой Департамента образования Администрации Владимирской области за подготовку призера областного конкурса профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования», занявшего 1 место (см. приложение 3).
Имею «Благодарность» Администрации Муромского промышленно-гуманитарного колледжа за добросовестный труд в деле воспитания молодежи и в связи с Днем учителя, 75–летием системы профтехобразования - 2015 год. (см.приложение 4).
В 2016 году «Благодарственным письмом» военно-патриотического объединения «Сыны Отечества» за воспитание подрастающего поколения, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. (см. приложение 5).
Условия возникновения и становления опыта
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
Герберт Спенсер
Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, отвечая современным требованиям, делают акцент на формирование у обучающихся профессиональных компетенций будущих специалистов – профессионалов своего дела, через:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
- изменение системы аттестации педагогических работников (оценка качества управления учебной деятельностью обучающихся);
- изменение системы аккредитации учреждений СПО (оценка качества организации перехода учреждения среднего профессионального образования к реализации ФГОС СПО).
Для мастера производственного обучения особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
· Как обучать?
· Чему обучать?
- Как сформировать практический опыт обучающихся?
· Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?
· С помощью чего учить?
Сегодня пришло осознание того, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в социуме, профессиональном сообществе в условиях современного производства. Требования к профессиональным компетенциям выпускников СПО стремительно возрастают. Поэтому очевидно, сколь бы прочны и обширны ни были знания, умения обучающегося, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, планировать индивидуальную и совместную деятельность, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», и неизбежность появления в педагогической теории и практике компетеностного подхода стала очевидной. Задача формирования компетенций у обучающихся в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования.
Конструктивно выполнить задачи профессионального образования XXI века помогает деятельностный метод обучения при системном подходе.
Все вышесказанное обусловило выбор темы моей работы как мастера производственного обучения «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования».
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательным организациям среднего профессионального образования, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений, навыков, но и на формирование практического опыта.
Главной идеей профессионального образования в последние годы становится идея формирования ключевых профессиональных компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных производственных ситуациях. Такая расстановка акцентов в функциях профессионального образования требует изменения подхода в обучении.
Необходимость изменений подтверждают и результаты диагностики, проведённой в группах по профессии «Оператор швейного оборудования».
Целью моего исследования было, выявить приоритеты обучающихся в формах и методах обучения.
По результатам анкетирования было выявлено, что 78,4 % обучающихся предпочитают активные формы обучения, при этом только 10,8 % готовы работать самостоятельно, хотят работать в группах 22,7%, больший интерес вызывает практическая работа на уроке только у 22,5%, хотя сформирован интерес к профессии у 78% обучающихся.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что сниженный уровень самостоятельности и отсутствие интереса к самостоятельной практической деятельности у 77,5% обучающихся является следствием неуверенности обучающихся в своих силах, их затруднений в применении знаний на практике.
Требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных организаций, говорят о том, что обучающийся должен работать с различными видами информации, организовывать собственную и совместную с другими участниками производственной деятельности, планировать ее результаты, применять полученные знания в условиях производства, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Содержание требований к подготовке выпускника и результатов проведенного исследования подтверждают необходимость построить организацию обучения так, чтобы обеспечить условия максимального раскрытия способностей обучающихся, поддержания их познавательного интереса, формирования профессиональных компетенций. Иными словами, необходимо обеспечить эффективный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Одним из приемлемых подходов можно считать системно-деятельностный метод. Под ним понимают планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии «Оператор швейного оборудования» так же предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих и профессиональных компетенций.
Выше перечисленные противоречия привели меня к необходимости применения системно-деятельностного метода как средства формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования».
Для введения в практику преподавания системно - деятельностного подхода мною была сформулирована следующая проблема: как, используя системно-деятельностный подход в обучении, обеспечить формирование профессиональных компетенций обучающихся.
Объект: профессиональные компетенции обучающихся.
Предмет: системно-деятельностный подход как средство формирования профессиональных компетенций.
Цель моей педагогической деятельности: организовать формирование профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования», используя системно-деятельностный подход.
Гипотеза: использование системно - деятельностного подхода в формировании профессиональных компетенций на основе максимальной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Исходя из цели и гипотезы, получены следующие задачи:
1. Изучить технологию системно - деятельностного подхода.
2. Совершенствовать структуру урока для реализации системно-деятельностного подхода.
3. Обеспечить направленность обучения для формирования профессиональных компетенций.
4. Сформировать практический опыт реализации системно-деятельностного подхода в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования».
Актуальность опыта
В современных условиях подготовка квалифицированного рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через системно - деятельностный подход в обучении. Цель обучения – дать будущему специалисту умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Поэтому, подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра взглядов на знания, умения, их роль и соотношение.
Цели:
Показать роль системно - деятельностного подхода в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования».
Рассмотреть теоретические основы системно - деятельностного подхода в производственном обучении.
Показать на конкретных примерах, как мастера производственного обучения могут использовать системно - деятельностный подход в обучении на практике.
Таким образом, исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что наше учебное заведение, а именно специфика его деятельности, государственный стандарт по профессии «Оператор швейного оборудования» и мнение работодателя обязывают мастеров производственного обучения строить учебно-воспитательный процесс, при котором обучающегося не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, а создают такие условия, в которых он учится.
В последние годы в педагогике обращается внимание на необходимость создания системы диагностики мотивационной сферы, дидактическое обеспечение по повышению уровня мотивации, идет поиск новых подходов к организации процесса обучения, к оценке знаний обучающихся, что должно привести к повышению результативности учебно-воспитательного процесса.
Ведущая педагогическая идея
В законе «Об образовании в Российской Федерации» провозглашены цели образования: обучать студентов учиться быть, учиться знать, учиться уметь, учиться жить вместе.
Этим целям полностью соответствует технология системно - деятельностного метода обучения.
Учиться быть – значит, заботиться о своем здоровье. Технология деятельностного метода обучения является здоровьесберегающей, так как подразумевает субъект - субъектные отношения мастера производственного обучения и обучающегося, что обеспечивает комфортность, бесконфликтность, успешность в обучении.
Учиться знать – создавая швейные изделия, студент учится выбирать пути и средства для достижения цели, темп работы, разрабатывать алгоритмы, пользоваться различными источниками информации.
Учиться уметь – в соответствии с основными видами общих и профессиональных компетенций системно - деятельностный подход дает возможность научиться работать в группе, работать с информацией, самостоятельно решать проблемы, контролировать качество выполненных работ, выполнять работы в ручную или на машинах.
Учиться жить вместе – работая в команде, бригаде, студенты учатся сотрудничать, уважать друг друга.
Системно - деятельностный подход в обучении отводит обучающемуся роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию общих и профессиональных компетенций. «Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика».
Исходя из этого, свою работу как мастер производственного обучения, направляю на становление профессионального имиджа обучающихся, на развитие общих и профессиональных компетенций, на развитие эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование компетенций обучающихся.
Теоретическая база опыта
Сущность системно-деятельностного подхода.
Сегодня в современном образовательном мире требования к подготовке квалифицированных кадров со стороны общества изменились. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе новых федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно - деятельностный подход в обучении, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе профессионального образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать»
Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на современном этапе развития образования позволяет способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Основы такого подхода были предложены немецким педагогом Ф.А.В. Дистервегом, способы реализации деятельностного подхода к обучению разработаны под руководством В.В. Давыдова.
В чём же сущность системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Основные идеи системно-деятельностного подхода не имеют возрастного ценза и могут быть продуктивно использованы в сфере профессионального образования.
Предлагаемый подход имеет систему дидактических положений, позволяющих выстроить образовательный процесс обучающихся на качественно новом уровне, включающем ряд принципов:
Активности, заключающийся в том, что обучающийся получает знания не из прослушанной им лекции, а сам приходит к открытию в результате разрешения проблемной ситуации. Так, новое знание рождается в процессе самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося под руководством мастера производственного обучения. Самостоятельное проведение исследования, повторяющего процесс открытия общепринятого факта, позволяет воспринимать полученную информацию на личностном уровне, что способствует успешному формированию его общекультурных и профессиональных компетенций.
Преемственности, который означает сохранение единства между содержанием и методикой на каждом этапе обучения.
Профессиональной направленности – последовательное моделирование в учебной деятельности обучающихся целостного содержания, форм
и условий профессиональной деятельности специалистов; осуществление целенаправленного перехода от учебных заданий в процессе изучения дисциплины к профессиональной творческой деятельности различного рода во время обучения, а в последующем – выполнение проектов с моделированием элементов производственной деятельности.
Дифференцированности, который заключается в реализации возможности освоения содержания дисциплины, профессионального модуля на уровне, максимально возможном для каждого обучающегося на каждом этапе его развития, и обеспечения при этом усвоения социально безопасного минимума компетенций.
Комфортности – обеспечивает учебный процесс, при котором сводится к минимуму количество стрессообразующих факторов, происходит реализация основ педагогики сотрудничества, приоритетное использование форм общения, построенных на диалоге.
Оптимизации – предполагает предоставление обучающемуся возможности самостоятельного выбора оптимального решения в процессе перебора
различных вариантов.
Креативности – направлен на обеспечение создания образовательной среды, в которой обучающиеся имеют возможность приобрести опыт собственной активной творческой деятельности.
Предполагаемая система дидактических принципов обеспечивает формирование системы знаний, умений, практического опыта обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Это позволяет формировать у обучающихся не только традиционную систему фундаментальных знаний, но и деятельностные способности, что соответствует современным целям профессионального образования.
При организации системно-деятельностного обучения необходимо обратить особое внимание на формирование профессиональных компетенций обучающихся при выполнении самостоятельной работы как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях.
Каждый вид деятельности, будь то проблемная лекция, аудиторное занятие, самостоятельная работа, предполагает наличие проблемы, личностно значимой для обучающегося, которую он учится преодолевать.
Организованный таким образом учебный процесс осуществлялся на основе следующих структурных компонентов:
– выделение цели деятельности;
– определение предмета деятельности;
– планирование своей деятельности;
– выбор средств деятельности;
– рефлексия деятельности.
Организуя самостоятельную работу обучающихся, мастер производственного обучения направляет и контролирует процесс добывания новых знаний, ставя перед обучающимися проблему осуществления творческого применения полученной информации. Роль мастера производственного обучения в данной ситуации несет в себе функции управления деятельностью обучающихся.
Для наиболее эффективного обучения целесообразно разрабатывать задания для обучающихся, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Данный подход повышает мотивацию студентов к дальнейшей профессиональной деятельности, так как они видят практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их к освоению выбранной профессии.
Таким образом, системо-деятельностный подход к обучению имеет следующие преимущества:
1) обучающийся находится в деятельностной позиции;
2) используется весь потенциал активности обучающегося – от восприятия до принятия собственного решения при работе над заданием;
3) знания получаются и усваиваются в контексте решаемой профессиональной ситуации, что способствует развитию познавательной и профессиональной мотивации;
4) используется сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с обучающимися, при ведущей роли коллективных, что дает возможность формирования у обучающихся коммуникативных компетенций;
5) обучающийся учится использовать учебную информацию как средство деятельности, все более приобретающую черты профессиональной, что обеспечивает переход объективной информации в личностное знание, в профессиональные компетенции специалиста;
6) центральным звеном педагогического процесса становится развивающаяся творческая личность обучающегося;
7) в деятельностном обучении решается проблема интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности обучающихся;
8) из объекта педагогических воздействий обучающийся превращается в субъект, осуществляющий познавательную, профессиональную, социокультурную деятельность;
9) в деятельностном обучении возможно использование любых педагогических технологий – традиционных и новых.
Системно-деятельностный подход ставит достаточно четкие цели формирования общекультурных компетентностей и деятельностных способностей обучающихся, что наиболее полно отвечает современным тенденциям развития образования во всем мире. Деятельностный подход располагает теоретической концепцией, которая раскрывает методологические, педагогические, дидактические и психологические особенности основных его принципов. Универсальный характер системно-деятельностного подхода позволяет осуществить преемственность традиционной школы и новых концепций образования деятельностной направленности.
Поэтому мастерам производственного обучения необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Остановимся подробнее на уроке открытия нового знания.
Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок открытия нового знания имеет следующие этапы:
1) Самоопределение к деятельности предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке на личностно-значимом уровне.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности – организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности – осознание учащимися необходимости в решении той или иной задачи, постановка цели своей деятельности и включение в деятельность по ее решению на личностно значимом уровне.
4) Построение проекта выхода из затруднения – учащиеся выводят новый способ действия в результате собственной деятельности. Вместе с тем учитель на данном этапе обучения занимает активную позицию организатора этого процесса.
5) Первичное закрепление во внешней речи – обучающиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7) Включение в систему знаний и повторение – выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
8) Рефлексия учебной деятельности – фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования профессиональных компетенций обучающихся посредством системно- деятельностного подхода. Процесс приобретения знаний, умений, практического опыта рассматривается как ситуативный процесс, в котором обучающиеся должны активно расширять свои знания и компетенции, для того чтобы использовать их при решении комплексных проблем.
Автором опыта предлагаются разработки, которые можно эффективно использовать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования профессиональных компетенций обучающихся.
8. Технология опыта
Для формирования профессиональных компетенции необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Считаю, системно-деятельностный подход , как ни какой другой, способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся. Доминирование деятельностного метода в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь его преобладание.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у обучающихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у обучающимися умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
Последовательно рассмотрим условия, соблюдения которых этот подход требует, и выясним, как реализация системно-деятельностного подхода обучения на уроках производственного обучения способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся.
8.1 Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления обучающимися образца, готовых сведений, а с создания мастером производственного обучения такой учебной ситуации, которая вызвала бы у обучающихся потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. В этом скрыто первое условие системно- деятельностного подхода к обучению: создание и постоянное поддержание у обучающихся познавательного мотива, т.е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Любой мастер производственного обучения сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для мастера производственного обучения, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления». (Г.А. Цукерман).
На уроках производственного обучения я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
подведение обучающихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложение группе рассмотреть задачу с различных позиций;
постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Пример 1. Урок по теме: «Обработка кокетки» (Приложение 6)
На первом этапе урока: мастер производственного обучения перед просмотром видеоролика «Использование кокетки в одежде» просит обучающихся ответить на вопросы « Где и для чего используются кокетки в одежде? Сколько видов кокеток Вы увидели?». После просмотра видеоролика обучающиеся начинают выдвигать свои версии:
- Кокетки используются как отделка одежды.
- При замене износившейся или нечаянно испорченной одежды.
- С помощью кокетки можно из старой одежды сделать новую модель.
-Существует несколько видов кокеток.
Акцентирую внимание на том, что любой вид одежды может быть изготовлен или модернизирован с использованием кокетки, но только качественно обработанные кокетки украшают одежду.
Обучающиеся выдвигают гипотезу, что кокетка - это элемент будущей одежды, а одежда - это то, без чего ни один из нас обойтись не может.
Затем мастер производственного обучения совместно с обучающимися формулируют цели урока: Научиться обрабатывать три вида кокеток: фигурная, прямая, овальная кокетка, причем коэффициент усвоения должен быть не ниже 0,85.
Пример 2: Урок по теме «Обработка низа рукава манжетой» (Приложение7)
На первом этапе урока: мастер производственного обучения предлагается обучающимся выполнить задания: расставить на деталях кроя рукава и манжеты направление нити основы; составить алгоритм обработки манжеты по образцу. В ходе выполнения задания у обучающейся возникло затруднение в определении алгоритма последовательности выполнения обработки низа рукава. Создается «ситуации успеха» в учебно – познавательной деятельности с помощью убеждения. Например, мастер обращается к обучающейся: «Ф.И, ты это знала, но видимо, забыла. Задание для тебя не такое трудное. Мы выполняли и более сложные. Подумай сначала над этим вопросом (задается наводящий вопрос). Что получается? Дальше решение задания будет гораздо легче» и т.п.
Обучающиеся выдвигают гипотезу, что низ рукава можно обработать и другими способами.
И мы подходим к формулированию цели урока: закрепить знания технологической последовательности выполнения трудовых приемов и операций при обработке низа рукава манжетой разными способами.
Пример 3. Тема «Изготовление юбки».
На первом этапе: мастер производственного обучения создает мотивацию: Работая над темой «Изготовление юбки», мы с вами разобрали и изучили обработку юбок различных фасонов и силуэтов различными способами, рассмотрели множество видов материалов, из которых можно изготовить конкретный фасон юбки. Мы подходим к заключительному моменту. Сегодня вы будете изготавливать выбранную заранее вами модель юбки.
Мастер п/о: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Обучающиеся: «Изготовление юбки».
Проведем урок в форме конкурса профессионального мастерства, где вы должны показать всё своё мастерство, приобретенное за время обучения в нашем колледже, выполнить данную работу самостоятельно за определенное время при соблюдении техники безопасности труда и технологических методов обработки юбки.
И мы подходим к формулированию цели урока: Закрепить и углубить знания по обработке юбок разных фасонов, закрепить умения по монтажу изделия, научиться применять самостоятельно приобретенные из разных источников знания на практике.
Какие же составляющие профессиональные компетенции формируются у обучающихся при использовании на уроках проблемных ситуаций?
Очевидно, что в первую очередь, умение ставить цель и умение пояснить свою цель, ведь результатом использования проблемной ситуации в начале урока является постановка темы урока (или его части) и его целей. На первых порах обучающемуся достаточно трудно сформулировать цель своей деятельности, это зачастую трудная задача для многих взрослых. На данном этапе большую помощь оказывает работа в диалоге с мастером производственного обучения. С помощью проблемной ситуации и подводящего диалога обучающимися формулируется тема и ставятся цели, которые необходимо достигнуть. Если в системе использовать такую структуру урока, то целеполагание для обучающихся перестает быть проблемой.
Кроме того обучающиеся учатся отыскивать причины проблемы, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы.
Велико значение проблемной ситуации в формировании учебно-коммуникативной составляющей, ведь при обсуждении проблемы у обучающихся формируется культура ведения диалога: обучающиеся учатся выслушивать мнения других, оценивать разные точки зрения, вести дискуссию.
Я заметила, что обучающиеся, на традиционном уроке, смело и активно отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в поиске решения проблемных ситуаций на нетрадиционных уроках.
8.2 Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации системно- деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска» Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
Большое значение имеет организация работы обучающихся для приобретения новых знаний на уроках производственного обучения. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать.
При организации выполнения действий для приобретения недостающих знаний чаще всего использую коллективную деятельность (работа в парах, мини-группах). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на учебной практике мастером производственного обучения групповая работа.
В.В.Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности.
Пример 1. На уроке « Обработка низа рукава манжетой», после объяснения и показа мастером производственного обучения приемов выполнения обработки низа рукава манжетой. Мастер производственного обучения предлагает обучающимся поработать в парах с целью закрепления процесса обработки низа рукава. Ставит перед обучающимися задачу: объяснить друг другу последовательность и технические условия обработки низа рукава. После выполнения заданий необходимо обсудить полученные в результате деятельности обучающихся результаты.
Пример 2. На уроке «Обработка юбки» использую прием «Толстый и тонкий вопрос» так: после ранее изученных правил техники безопасности труда и устранения мелких неполадок, возникающих при работе швейной машины, обучающиеся повторяют эти правила в такой форме: один обучающийся задает вопрос, второй анализирует правильность формулировки вопроса, третий отвечает, четвертый оценивает правильность ответа.
Приём «Толстый и тонкий вопрос» - это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Роль мастера производственного обучения - направить заданный вопрос следующему обучающемуся.
Пример3. На уроке «Обработка кокетки» обучающимся необходимо самостоятельно раскроить кокетки так, чтобы лекальные потери были минимальными. Для этого обучающимся предлагается просмотреть слайд презентации с примерами правильной и неправильной раскладки лекал на ткани.
Задание: Проанализируйте, в каком случае А или Б раскладка лекал рациональна и почему? Работаем малыми группами. Время на подготовку - 6 мин.
После обсуждения этого задания представители микрогруп озвучивают свои версии. Роль мастера производственного обучения - обобщить полученные знания.
Пример 4. На уроке « Контроль качества текстильных материалов», если в группе обучающиеся с высокой учебной мотивацией, высоким уровнем обученности, то возможно предложить им самостоятельно ответить на вопрос : «Что можно сделать с образцами тканей, чтобы понять, из чего они состоят и какими свойствами обладают». На этом этапе у обучающихся возникает процесс активного формирования учебно-организационных составляющих учебно-познавательной компетенции (выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению производственной задачи; определение проблем собственной профессиональной деятельности и установление их причины), учебно-информационных составляющих (качественное и количественное описание изучаемого объекта).
Если же группа с низким уровнем мотивации, то можно подготовить инструкцию, в которой прописаны этапы действий для достижения цели урока.
И дальше урок производственного обучения проходит в форме коллективной деятельности обучающихся, которая наиболее продуктивна для формирования коммуникативных, профессиональных умений и навыков.
Далее на этапе обобщения выясняем, чем различаются образцы тканей, принципы возникновения дефектов на тканях, основные свойства, достоинства и недостатки.
Кардинальное отличие этапа усвоения нового знания системно-деятельностного метода обучения от классических методов заключается в том, что обучающиеся преимущественно действуют самостоятельно, мастер производственного обуения выступает лишь в роли консультанта.
Какие же составляющие профессиональных компетенций формируются у обучающихся при выполнении действий для приобретения недостающих знаний?
Как видно из примеров, у обучающихся формируются умения выдвигать, формулировать и проверять гипотезы, проводить эксперименты, выявлять закономерности, устанавливать аналогии, обрабатывать информацию и представлять её в различных формах, формулировать определения, выводы. При использовании коллективных форм работы обучающиеся совместно обсуждают и решают проблемы, вырабатывают общее мнение в коллективе.
На этапе обобщения полученных знаний с мастером производственного обучения формируется умение выслушивать мнения других, культура владения дискуссией, владение различными формами устных публичных выступлений, умение оценивать свою профессиональную деятельность.
8.3 Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Третье условие системно- деятельностного подхода к обучению связано с выполнением обучающимися осознанных учебных действий с новым материалом. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними».
Пример 1. Урок «Обработка кокетки».
Мастер п/о: Проанализируйте последовательность обработки кокетки, предложенной вначале урока.
Если возникают затруднения, то мастер п/о демонстрирует слайды презентации, обращает внимание обучающихся на инструкционную карту по выполнению этой операции, раскрывающая подробно технические условия на выполнение этой операции. Затем обучающиеся анализируют допущенные ошибки.
Пример 2. Урок « Обработка низа рукава манжетой»
Мастер п/о предлагает восполнить пропущенные операции в алгоритме обработки юбки.
Алгоритм обработки низа рукава манжетой с отворотом
№п/п
Наименование операции
Манжету перегнуть пополам изнаночной стороной внутрь, срезы уравнять и приутюжить
Манжету наложить на изнаночную сторону рукава, срезы уравнять и притачать шир. шва 10 мм
?
Припуски шва притачивания манжеты настрочить на 1-2мм
Отвернуть манжету на лицевую сторону и приутюжить
?
Обметать срезы рукава со стороны передней половинки
?
По низу рукава поставить закрепку шир. 5 мм
?
Обучающиеся называют пропущенные операции, а затем сверяют с эталоном. Делают выводы.
Эталон ответа
Алгоритм обработки низа рукава манжетой с отворотом
№п/п
Наименование операции
Манжету перегнуть пополам изнаночной стороной внутрь, срезы уравнять и приутюжить
Манжету наложить на изнаночную сторону рукава, срезы уравнять и притачать шир. шва 10 мм
Срезы притачивания обметать
Припуски шва притачивания манжеты настрочить на 1-2мм
Отвернуть манжету на лицевую сторону и приутюжить
Стачать боковые срезы рукава шир. шва 10 мм
Обметать срезы рукава со стороны передней половинки
Заутюжить срезы рукава в сторону спинки
По низу рукава поставить закрепку шириной 5 мм
Выполнить окончательную ВТО
8.4 Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
В формировании профессиональных компетенций очень важным является формировании самооценки и умение обучающимися рефлексировать свои собственные знания и умения или незнания и неумения. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия.
В процессе реализации системно- деятельностного метода обучения для формирования у обучающихся самооценки на протяжении всего урока учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание обучающимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой одногрупника.
Для достижения наилучшего результата использую технологию Деловой игры, во время которой обучающиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей, формирования навыков самооценки и взаимооценки .
Например: Для приближения деятельности обучающихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры, где на определенных этапах обучающиеся сами оценивают свои достижения. Например: на уроках производственного обучения по профессиональному модулю «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов», по теме «Пошив юбки», игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между обучающимися группы распределяются роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, швей, ОТК. В роли начальника цеха выступает мастер производственного обучения, который знакомит обучающихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В ходе урока при помощи листа самооценки обучающиеся оценивают свою работу на разных этапах урока, а в конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, обучающиеся выставляют себе оценки и анализируют их.
8.5 Внеурочная работа.
Говоря о системно- деятельностном подходе в профессиональном образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях системно-деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности использую разнообразные формы организации деятельности обучающихся: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д., которые отличны от организационных форм в урочной системе профессионального обучения.
Программа кружка «Мастерица» (приложение 8) направлена развитие кругозора, самостоятельности и творческой активности обучающихся, расширение и углубление их знаний по теоретическому и практическому обучению, развитие интереса к избранной профессии, закрепление умений и навыков по избранной профессии.
Обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной литературой, принимать технические и технологические решения. Обучающиеся приобретают практические навыки технологии и конструирования швейных изделий, построение и изготовление чертежей выкроек.
Занятия имеют практическую направленность, они проводятся в швейных мастерских колледжа, с использованием эффективных групповых форм работы, индивидуальных консультаций.
Приобретаемые знания, умения и навыки используются обучающими на уроках производственного и теоретического обучения.
В результате работы обучающиеся овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Помимо того потенциала, который несут в себе сами проекты для формирования профессиональных компетенций, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информации из различных источников, включая современные средства, в т.ч. Интернет.
Устремлённость к единой цели проекта способствуют формированию коллектива единомышленников – мастеров производственного обучения, обучающихся (в идеале - и родителей), что обеспечивает расширение образовательного пространства. Примером могут служить изделия, изготовленные руками обучающихся : «Декоративные подушки», « Грелка на чайник», «Декоративный салфетки», «Мягкая игрушка» и др., которые демонстрировались на областных выставках Технического творчества, выступали в качестве подарков выпускникам, родителям, педагогам.
Важную роль в личностном становлении обучающихся, развитии их коммуникативной компетенции играет военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества», которое создано в колледже в 2007 году. Военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества» является самодеятельным, добровольным самоуправляющимся объединением педагогов и обучающихся. Военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества» призвано:
1. Уважать и ценить свою семью, техникум, район, город.
2. Знать историю своего города, колледжа, чтить и уважать сложившиеся традиции.
3. Заботиться и помогать нуждающимся.
4. Беречь и охранять окружающую среду, способствовать благоустройству территории колледжа.
5. Трудиться и бережно относиться к труду других.
6. Учиться и стремиться к интеллектуальному, творческому, физическому, нравственному самосовершенствованию.
7. Дорожить собственной честью и честью своего коллектива.
В рамках этого движения студенты колледжа активисты военно-патриотического объединения «Сыны Отечества» совместно с Комитетом по проблемам семьи и молодёжи Администрации Меленковского района принимают участие в социальном проекте «Под знаменем Победы», старт которому был дан на областном добровольческом патриотическом марафоне «Звезда Победы», посвященному 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На церемонии открытия марафона присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, которые передали напутствие молодежи Владимирской области. По окончании торжественного митинга в учебных группах шло бурное обсуждение увиденного. Видно было, что послание ветеранов «задело за живое». Так, судя по социологическому опросу, проведенному среди обучающихся нашего техникума, многие из них с огромным желанием хотят хоть чем-то помочь людям, давшим нам свободу и надежду на счастливое будущее.
Этот год наполнен полезными и нужными делами не только для ветеранов войны и труда, но и для самих ребят. Обучающиеся нашей образовательной организации участвуют во всех «добрых начинаниях» марафона - оказание помощи ветеранам социально-бытового характера, благоустройство воинских памятников и захоронений, проведение вечеров памяти, встреч с ветеранами, классных часов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, запись видео-интервью с ветеранами, сбор сведений об участниках Великой Отечественной войны, изучение истории памятников и захоронений. Для них это важно вдвойне, так как, отдавая свои силы на благо других людей, общаясь с ветеранами войны, восстанавливая памятники погибшим солдатам, молодые люди будут морально обогащаться, перенимать мудрость старшего поколения, учиться мужеству и стойкости, воспитывать в себе чувство уважения к людям, прошедшим войну.
Итак, системно - деятельностный подход в обучении – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования в новой профессиональной школе, которая дает возможность мастеру производственного обучения творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях современного производства.
Результативность опыта
В начале обучения группы меня, как мастера производственного обучения, интересуют личностные особенности каждой первокурсницы, их профессиональная мотивация. Поэтому начиная учебный год провожу тестирование, психолого-педагогическую диагностику и делаю выводы: насколько у обучающихся сформирована учебная и профессиональная мотивация. С целью развития знаний о профессии провожу классные часы на темы: «Будущее вашей профессии», «Моя профессия-мой выбор», провожу экскурсии на промышленные предприятия.
Такие формы работы положительно повлияют на формирование профессиональных качеств обучающихся.
На втором и третьем курсах группа проходит производственную практику на городских предприятиях, и получают только положительные отзывы работодателей.
В 2015-2016 учебном году состоялся первый выпуск по профессии «Оператор швейного оборудования» 90% обучающихся трудоустроены по профилю полученной профессии на швейные предприятия: ООО МШФ «Имидж», ООО «Жанет», ателье по ремонту одежды.
По результатам промежуточной аттестации обучающиеся по профессии «Оператор швейного оборудования» показывают стабильное качество знаний – 82 %.
По результатам государственной итоговой аттестации качество знаний обучающихся составляет более 91%, повышенные разряды получают более 30% выпускников. Двое обучающиеся получили дипломы с отличием.
По итогам государственной аккредитации качество знаний обучающихся составило – 82%.
60% обучающихся группы принимают активное участие в областных и окружных выставках, конкурсах, конференциях, предметных декадах.
В 2015 году на областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных организаций по профессии «Оператор швейного оборудования» Панина Юлия заняла первое место, получила диплом в номинации «Лучшая теоретическая подготовка» и диплом за участие в областном конкурсе. Так же диплом за участие в конкурсе получила Назаренкова Татьяна.
В 2015 году обучающиеся группы принимали активное участие в научно-практических конференциях «Исследовательской работе студентов как эффективное средство подготовки конкурентоспособного выпускника образовательной организации среднего профессионального образования», «Образование. Наука. Профессиональная карьера 2015», где Чеботарь Светлана заняла 3 место.
В 2016 году обучающиеся 1 курса Дианова Анастасия и Борисова Ксения участвовали в конкурсе «Фестиваль профессий», организованный ЦЗН и Администрацией города (представили на конкурс презентацию о профессии и стихотворение собственного сочинения)
Спецификой нашего учебного заведений является то, что к нам приходят учиться подростки с разным социальным статусом, уровнем воспитанности и с различным уровнем благосостояния семьи. Всё это определяет отбор содержания воспитания.
Воспитательная работа с обучающимися основывается на доверии, стараюсь создать благоприятный психологический климат, сформировать дружный сплоченный коллектив, для этого постоянно провожу тематические классные часы - «Воспитание толерантности», «Конфликты».
Совместно с обучающимися и преподавателем общеобразовательных дисциплин Шишкиной И.Е подготовила открытое внеклассное мероприятие « Прекрасный день 8 марта». (Приложение 9)
Для улучшения результатов успеваемости мною в группе были проведены воспитательные часы на темы: «Мое будущее в моих руках», « Мода и вкус» и др. Также регулярно проводились индивидуальные беседы с обучающимися и родителями. Родители регулярно ставились в известность об успеваемости и поведении своих детей.
Систематически провожу индивидуальные беседы с обучающимися по вопросам дисциплины, посещаемости, успеваемости, участия в общественной жизни группы и колледжа.
Группа принимала активное участие в выставках технического творчества, разрабатывала новые презентации по профессии, принимала участие в конкурсе изделий декоративно-прикладного творчества, во всех спортивных соревнованиях колледжа, принимали активное участие в городских субботниках и на территории колледжа.
В 2015 году была успешно проведена аккредитация по профессии «Оператор швейного оборудования», в результате которой учебно-методическое обеспечение профессии получило высокую оценку экспертной группы.
Обучающиеся по профессии «Оператор швейного оборудования» являются активными членами военно-патриотического объединения «Сыны Отечества». Принимают активное участие в областных и городских акциях.
Итоги реализации:
Участие в конкурсах, марафонах, акциях:
-Областной добровольческий марафон «Осенняя неделя добра», посещение с концертами домов престарелых и инвалидов – участие
-Семинар по профилактике правонарушений среди подростков- участие
-Областной фестиваль студенческого творчества «Студенческая осень - 2014» - диплом
-Фестиваль «Три цвета радуги», в рамках программы подготовки празднования 70-летия Победы - благодарственное письмо отдела культуры
-Районный конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» - участие
-Студенческая научно-практическая конференция «Образование. Наука. Профессиональная карьера 2015» - 3 место
-Благотворительная акция «Помощь ветеранам воины и труда и инвалидам» -участие
-Областной добровольческий марафон «Осенняя неделя добра», проведение акций «Экологический десант» и «Чистый лес» -участие.
-Участие в семинаре «Письмо Неизвестному солдату» - участие
-Районный новогодний концерт- диплом администрации района.
-Районный конкурс знатоков истории «И помнит мир спасенный», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
-Акция «Забота о ветеранах». Помощь ветеранам войны и труда» - участие
Конкурс лирико-патриотической песни «Моя Родина Россия»-участие
-Областной добровольческий фотоконкурс «Дорогой добра» -диплом
-Международная акция «Марш парков»- благодарность
-Торжественное шествие муниципальных образований посвящённое 70-летию Владимирской области - благодарность
-Областной конкурс профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования» - I место и победитель в номинации «Лучшая теоретическая подготовка»
От военно-патриотического объединения «Сыны Отечества» вручены Борисовой Ксении, Диановой Анастасии, Кругловой Юлии, Русаковой Людмиле, Паниной Юлии, Назаренковой Татьяне, Черных Юлии, Жуковой Анастасии «За активное участие в районных и региональных мероприятиях».
Адресная направленность
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предлагаемые материалы помогут преодолеть затруднения мастера производственного обучения при организации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочное время.
Педагогический опыт был представлен в рамках курсов повышения квалификаций мастеров производственного обучения при ВИРО в 2015-2016 учебном году.
Библиографический список
Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. – 2003. – № 10.
Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996.
Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2.
Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.//Завуч. Управление современной школой. – № 1. – 2008.
Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
Куйбышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – М.: УМЦ «Школа 2000», 2005.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005.
Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дисс. докт. пед. наук.– М., 1990.
Петерсон Л.Г. и др. «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии» - М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000», 2006
Петрова И.А. Структура и сущность учебно-познавательной ключевой компетенции / Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Реализация деятельностного подхода в программе «Школа 2000»: Из материалов VIII Международной научно-практической конференции Ассоциации «Школа 2000»- М.: УМЦ «Школа 2000», 2003
Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: В 2-х т. Т.Н., М.: 1989
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//Школьные технологии. – 2004. – № 4.
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001.
Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: учебно-методическая литература. – Изд. 3-е. Москва : URSS, 2009.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – с.58-64 Издательский дом Паганель, 11 февраля 2011
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002.
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.
Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.
«Школа 2000» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода» Вып.5. М.: УМЦ «Школа 2000», 2005
Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.- Воронеж, 1997.
Список приложений
Почетная грамота Совета народных депутатов Меленковского района за долголетний, добросовестный труд в подготовке кадров массовых профессий и в связи с 55 – летним юбилеем ОГОУ НПО «Профессиональное училище №34» г. Меленки. -2009 год.
Почетная грамота Департамента образования Администрации Владимирской области за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, многолетний добросовестный труд в системе профессионального образования и в связи с 60 – летним юбилеем ГБОУ НПО ВО «ПУ №34» г. Меленки - 2014 год.
Грамота Департамента образования Администрации Владимирской области за подготовку призера областного конкурса профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования», занявшего 1 место - 2015 год.
«Благодарность» Администрации Муромского промышленно-гуманитарного колледжа за добросовестный труд в деле воспитания молодежи и в связи с Днем учителя, 75–летием системы профтехобразования - 2015 год.
«Благодарственное письмо» военно-патриотического объединения «Сыны Отечества» за воспитание подрастающего поколения, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству -2016 год.
Урок учебной практики ПМ 02 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования». Тема: «Обработка кокетки»
Урок учебной практики ПМ 02 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования». Тема: «Обработка низа рукава манжетой»
Программа кружка «Мастерица»
Открытое внеклассное мероприятие « Прекрасный день 8 марта».
Мосина Ирина Викторовна 13PAGE \* MERGEFORMAT143515
Мосина Ирина Викторовна1Новый рисунок (35)Новый рисунок (31)Новый рисунок (30)Новый рисунок (25)Новый рисунок (28)Новый рисунок (21)Новый рисунок (17)Новый рисунок (19)Новый рисунок (37)Новый рисунок (9)Новый рисунок (38)Новый рисунок (39)Новый рисунок (41)Новый рисунок (44)Новый рисунок (45)Новый рисунок (46)Новый рисунок (48)Новый рисунок (50)Новый рисунок (51)Новый рисунок (52)Новый рисунок (53)Борисова ККруглова Ю15