Методическая разработка по русскому языку на тему Грамматические признаки имени существительного 8 класс
Тема урока: « Грамматические признаки имени существительного».
Цель: систематизировать знания учащегося о грамматических категориях имени существительного (одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падежи, склонение).
Задачи:
1.Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания обучающегося по данной теме через использование опорных схем;
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать устную и письменную речь обучающегося;
- коррекция мышления через использование упражнений в анализе, синтезе и обобщении;
-коррекция памяти, внимания через выполнение практических заданий, опираясь на опорные схемы;
3. Воспитательные:
-воспитание интереса, положительного отношения к учению, нравственных качеств личности.
Оборудование: таблица «Грамматические категории имени существительного», предметные картинки, учебники, школьные принадлежности.
Ход урока
I.Организационный момент.Наш урок я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит тебе определить тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
II.Сообщение темы и целей урока
- В некотором царстве, которое называется «Русский язык», есть такая страна под названием «Речь». Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части речи (глагол, имя прилагательное, имя существительное, местоимение)
III.Актуализация знаний
- Дай определение имени существительному. (Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)
- Назови имена существительные. (Ответ ученика)
- Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное употребляется чаще остальных частей речи. Для правильного употребления их в устной и письменной речи нам поможет знание грамматических признаков этой части речи.
- Сегодня на уроке, мы вспомним грамматические признаки имени существительного, т.е. как изменяется имя существительное.
- Запиши тему урока «Грамматические признаки имени существительного».
- Какие грамматические признаки имени существительного мы изучали в предыдущих классах? (Одушевлённые/неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.)
IV.Основная часть
1.Одушевлённые/неодушевлённые
- Первый признак, который мы повторим: одушевлённость-неодушевлённость.
- Распредели слова в два столбика, задавая вопрос (кто? что?)
( Бабочка, заяц, стол, окно, ёжик, арбуз, собака, кошка, светофор, дверь, орех, ножницы, мальчик, линейка.В левый столбик – одушевлённые имена существительные, в правый – неодушевлённые.
2.Собственные/ нарицательные
- Среди имён существительных различают собственные и нарицательные.
-Вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.
1.ФИО
2.Клички живтных3.Названия улиц
4.Географические названия
5.Названия литературных произведений
- С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной, большой)- Назовите страну, в которой мы живём. (Россия)
С какой буквы напишем название страны?
- Назовите село, в котором ты живёшь? (Песчанокопское) С какой буквы напишем название села?
- Какая река есть в твоем селе? (Большая Сандата) С какой буквы запишешь название реки?
Из нашей записи, прочтите имена нарицательные, (страна, село, река) имена собственные (Россия, Песчанокопское, Большая Сандата).3.Число
-Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)
Имена существительные изменяются по числам.
Например: шкаф – ед. ч.,
шкафы – мн.ч.
Заполните таблицу:
Ед. ч. Мн. ч.
Море, сумка, цветы, рамка, тетради, облако, машины, солнце, карандаши.
Сделаем вывод. (Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во мн. числе.)V.Физминутка- Встали, расправили спинки, плечи, подняли головы.
Если я называю имя существительное в ед. числе ты хлопаешь один раз в ладоши, если существительное во мн. числе – хлопаете в ладоши два раза.
4.Род
Мы знаем, что имена существительные имеют род.
– А ты знаешь, как появился род? Для того чтобы узнать как появился род, я предлагаю просмотреть видео.
- Мы узнали, что имена существительные имеют три рода. Для определения рода имён существительных мы используем вспомогательные слова: мужской род: он-мой, женский род: она-моя, средний род: оно-моё. В зависимости от того, какие слова подходят к тому или иному существительному, того рода и будет данное слово.
- Назовите слова-помощники для сущ. ж.р., м.р., ср.р.
- Зрительно раздели страницу в тетради на три столбика, озаглавьте их - ж.р., м.р., ср.р.
- Я буду называть слова, а ты должен будешь отнести это существительное в один из столбиков (дождь, груша, птица, яблоко, платье, лист, костюм).
5.Склонение
Для того чтобы узнать следующий признак имени существительного, ты должен разгадать тайну молчащей таблицы. Заполни её и озаглавь.
Из предложенных слов в 1-ый ряд выпишите имена существительные 1-го склонения; во 2-ой ряд -2-го скл., в 3-ий ряд - 3-го скл.
(1-е скл – папа, ива, пена; 2-е скл.- арбуз, поле, небо; 3-е скл.- рысь, рожь, морковь.)6.Падеж
- Следующий грамматический признак – падеж.
- Скажи, сколько падежей в русском языке? Назови падежи и вопросы к ним.
Работа по учебнику
с.49 упр.65
Выпиши существительные и просклоняй их по падежам
VI.Итог урока
- Ты справился со всеми заданиями и показал, что умеешь учиться, добывать знания, применять их в жизни.
- Какие грамматические признаки имени существительного мы повторили?
Выставление оценки за урок.
VII.Домашнее задание (работа по карточке)
Осенний лес
Я люблю осенью бродить по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья сбросили листья.
Выпишите имена существительные и определите их грамматические признаки.