Календарно-тематическое планирование по технологии для 4 класса к УМК Школа России по ФГОС


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово
ПРОГРАММА
учебного курса
по предмету «Технология»
( авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко)
УМК «Школа России»
Программа разработана на основе Примерной программы «Технология» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
УМК «Школа России»
Класс: 4 «___»
Программу разработал
учитель
начальных классов
Варламово, 2014 год
ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с Примерными программами по технологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Школа России».
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология», авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
Учебно-методический комплекс: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для 4 класса. Просвещение,2014 г.
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
-системно-деятельностный подход;
-теория развития личности на основе освоения УУД;
-формирование гражданской идентичности личности;
-формирование целостной картины мира;
-развитие познавательных мотивов;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности;
Основные задачи курса:
-духовно-нравственное развитие учащихся.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности ( интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) , что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса в учебном плане.
На изучение технологии отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Формирование целостного , социально-ориентированного взгляда на мир
Формирование уважительного отношения к чужому мнению
Принятие и освоение социальной роли обучающегосяФормирование эстетических потребностей
Развитие навыков сотрудничества
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Использование различных способов поиска
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
Предметные результаты.
Получение первоначальных представлений о созидательном, нравственном значении труда в жизни человека
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения задач
Приобретение навыков самообслуживания
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной информационной сферы
Содержание курса.
По элементам технологии: виды изученных материалов и их свойства; название и назначение ручных инструментов по обработке изученных материалов,
приемы безопасной работы ими; этапы технологического процесса и их особенности для каждого изучаемого материала;
способы контроля деталей и изделия; названия массовых профессий и профилей, характерных для данного региона;
способы размножения растений (общее понятие); об однолетних, двулетних и многолетних растениях;
основные приемы выращивания растений (подготовка почвы и посадочного материала, посев (посадка), уход за растениями).
По элементам техники:
- рабочие машины;
-принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин;
-применение машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины;
-о механизации производственных процессов в сельском хозяйстве (общее представление) и промышленности;
-о конструктивных особенностях городского и сельского дома (общее представление).
По элементам социального опыта: культура поведения и труда; культурные и трудовые традиции семьи, села, родного края;
- представление о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми приборами;
- правила безопасного пользования бытовыми приборами, газом, отоплением.
Учащиеся должны уметь:
Общетрудовые умения:
- организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
- выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
- работать индивидуально и коллективно (5—6 чел.), самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи;
- выполнять работу в заданное время;
- проявлять элементы творчества на всех этапах;
- соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами.
По элементам технологии:
- определять технологическую последовательность изготовления предложенного учителем или выбранного учащимся изделия и выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в изученном объеме;
- эстетично оформлять изделия и соединять детали петельными и крестообразными стежками;
- вносить предложения по совершенствованию конструкции и технологии изготовления изделий; практически реализовывать доступные учащимся предложения;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений.
По элементам техники:
- осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
- собирать модели действующих игрушек, транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, техническому рисунку, условиям, кинематической схеме.
По элементам социального опыта:
- обслуживать себя (следить за одеждой, телом, питанием);
- оказывать посильную помощь младшим и старшим;
- выполнять посильную домашнюю работу;
- пользоваться бытовыми приборами, газом.
Структура программы
1 ч в неделю, 34 ч в год
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. – 6 ч.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. - 16 ч
Конструирование и моделирование - 7 ч
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) - 5 ч
Программа скорректирована согласно учебного плана.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока
Кол.чПланируемые результаты
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Оборудование Дата
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. – 6ч.
1
Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! 1ч. Технология как наука о преобразовании мира. Развитие технологий. Отражение потребностей человека в продуктах материальной культуры. Ключевые технические изобретения в истории человечества и на современном этапе развития общества.
Знакомство спрофессиями людей, связанных с производством и обработкой бумаги и картона, текстильных материалов Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
выдвигать возможные способы их решения; выделять пути и средства совершенствования продукта и деятельности, к нему приводящей Построение речевых высказываний .Умение слушать и вступать в диалог.
ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, Умение планировать свою деятельность.
прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать пути и средства деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий;
Интерактивная доска
2-3 Тема 2. Основы проектной деятельности. Выбор темы проекта.
1)Создание презентации « Профессии наших родителей »
2)Защита творческого проекта.
2 ч. Представление результатов проектной деятельности в виде электронной презентации с использованием программы Power Point. Критерии оценки проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. Нравственно-этическое оценивание.
Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Умение слушать других и выражать свои мысли. Умение планировать свою деятельность.
прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера выполняемых действий, Нетбуки.
4 Тема 3. Основы самообслуживания 1ч Овладевать элементарными навыками использования домашних агрегатов
Виды украшений человека. Особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов.
Изготовление украшений для себя и своих близких Нравственно-этическое оценивание.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение договариваться и находить общие решения
Умение слушать и вступать в диалог.
ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, Умение чётко выполнять свои требования
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
5-6 Тема 4. Основы культуры быта. 1) Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приемы украшения блюд.
2)Дизайн окон. Приемы изготовления украшений для дизайна окон 2 ч. Знать основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд.
Особенности интерьера жилища человека в разные исторические времена.
Дизайн (производственныйжилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Постановка вопросов во время беседы по представлению Волевая саморегуляцияИнтерактивная доска
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.(16 ч) 7-8 Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком .1)Изделие из ткани. Прихватка.
2)Изделие в технике квиллинг.Цветы. 2 ч. Познакомиться с видами бумаги специального назначения, ее свойствами.
Нетканые швейные материалы, их виды.
Заготовка и обработка древесины Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства и производство.
Папье-маше. История и современность техники. Изделия в технике папье-маше и их конструктивные особенности. Способы отделки готового изделия.
Изонить. Основные элементы техники изонити. Приёмы стилизации деталей композиции для техники изонити.
Макраме. История плетения, его основные узлы.
Динамические игрушки. Конструктивные особенности деталей и способы их соединения в изделие.
Плоские игрушки из ткани. Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. Постоянное и временное соединение деталей.
Изделия из реек, их конструктивные особенности и приёмы изготовления. Изделия из фанеры, выпиленные лобзиком по внешнему контуру. Лобзик, его устройство, приёмы работы им. Декорирование фанеры выжиганием. Прибор для выжигания, приёмы выжигания рисунков Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов Умение исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): доступные материалы, их виды, свойства, конструктивные особенности используемых инструментов; приёмы работы с освоенными приспособлениями и инструментами;
Умение слушать других Умение анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
Формирование познавательных мотивов. 9-10 Тема 2. 1)Инструменты и приспособления для обработки материалов .2) Изделие в технике изонить. 2 ч. Знакомство с инструментами и приспособлениями для выполнения изонити, плетения, макраме; папье-маше; выпиливания лобзиком, выжигания, пиления древесины и соединения деталей с помощью гвоздей; обработки фанеры. Правила безопасной работы с ними
Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Согласование действий с партнёром.
Участие в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении заданий;
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
Осуществление самоконтроля качества изделия (по предложенным критериям и показателям); 11-14 1)Общее представление о технологическом процессе.
2)Этапы построения развертки куба прямоугольного параллелепипеда.
3)Изделия в технике папье-маше. Воздушный шар.
4)Изготовление динамических игрушек. Клоун. 4ч. Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): на основе развёрток куба и прямоугольного параллелепипеда, в технике папье-маше по готовой и самодельной формам; динамических игрушек разных типов; в технике шитья; обработки древесины и выпиливания фигур лобзикомСинтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов Умение структурировать знания. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. Умение выражать свои мысли
. Умение договариваться и находить общие решения
Обобщение, осознание и формулирование того нового, что открыто и усвоено на уроке.
Планирование последовательности практических действий для реализации поставленной задачи и замысла; 15-20 1) Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
2)Раскрой и соединение деталей мягкой игрушки.
3) Изготовление поделок на основе разверток куба и прямоугольного параллелепипеда.
4)Изделие из глины. Посуда.
5)Изделие из соломки. Цапля.
6)Изделие в технике оригами. Птицы. 6ч. Правила и приёмы: чтения чертежей из трёх видов детали или изделия, технических рисунков, развёрток; создания базовой формы из папье-маше и её декорирования; выполнения элементов техники изонити; узелкового плетения в технике макраме; раскроя и соединения деталей из ткани (временного и постоянного); динамических соединений деталей; разметки, пиления, зачистки и отделки древесины; выжигания; выпиливания фигур лобзиком Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. . Создание образа конструкции, выражение его в адекватной графической форме, воплощение в материале, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
Умение слушать собеседника, вступать в диалог. Умение строить речевые высказывания. Осуществление самоконтроля за качеством изделия (по предложенным критериям и показателям); 21-22 1) Графические изображения в преобразовательной деятельности.
2)Технический рисунок ,его назначение и этапы чтения.
2ч Чтение чертежей, состоящих из трёх видов. Признаки и конструктивные элементы куба и прямоугольного параллелепипеда. Стремление к приобретению новых знаний Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение слушать и выражать свои мысли Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно Конструирование и моделирование. 7 ч 23 Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности. Выбор темы проекта. 1 ч. Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.) Проявление особого интереса к новому.Воплощение мысленного образа в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
— характеризовать основные (конструкторско-технологические и дизайнерские) требования к изделию;
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в пределах изученного);
конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических, декоративно-художественных и проект ных задач в зависимости от возможных и ограничивающих условий;
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
ПМК «Фантазеры»
24-29 1)Конструирование и моделирование несложных объектов. Тематика творческих проектов..2)Выбор оборудования и инструментов.
3)Последовательное выполнение проекта.
4)Конструирование модели. 5)Изготовление
6)Оценка работы 6 ч.
Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения. Приёмы проектных задач. Презентация результатов проектной деятельности. Критерии оценки качества проектной деятельности и защиты творческого проекта Формирование эмоциональной отзывчивости. Нравственно-этическое оценивание Определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту, схему, чертёж из одного вида) и выполнять по ней работу;
Согласование действий с партнёром Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование. Практика работы на компьютере.( использование информационных технологий ) 5 ч. 30 Знакомство с компьютером. .1ч Современные технические устройства для работы с информацией, история их создания и современные функции Проявление особого интереса к новому.Воплощение мысленного образа в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
— наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;
— исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца;технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов;
Умение слушать собеседника, вступать в диалог. Умение строить речевые высказывания Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;
31-32 1)Работа с информацией.
2)Электронная презентация. 2ч Электронная почта, приемы передачи электронного письма. Электронная презентация. Формирование эмоциональной отзывчивости. Нравственно-этическое оценивание наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;
проектировать информационные продукты (индивидуальные и коллективные) информационные проекты: искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции, обобщать их в единую тематику, представлять на экране компьютера и вербально;
Умение слушать и выражать свои мысли использовать информационные объекты для создания образа изделия в соответствии с замыслом;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;
33-34 Компьютерное письмо.
Обобщение изученного за год. 2ч Приемы создания электронной презентации в программе Power Point. Формирование эмоциональной отзывчивости. Нравственно-этическое оценивание — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца;технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов;
Умение слушать и выражать свои мысли осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;
Технология
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. 3 кл. [Вентана-Граф]
2.Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А. и др. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология. Методическое пособие. 3 кл.
3.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. 1-4 кл. Книга для учителя начальных классов
4.Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь. 3 кл.