Конспект урока Окружающий мир Будь природе другом
Окружающий мир
Тема: Будь природе другом.
Цель: Обобщить представление о факторах угрожающих живой природе; учить уважительно относиться к природе, к живым организмам ; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение ( Правила друзей природы)
Ход
Организационный момент.
Начинается урок,
он пройдет ребятам впрок .Постарайтесь все понять ,хорошо запоминать
Актуализация знаний.
Минутка наблюдения за природой
Самоопределение к деятельности.
Учитель. Несколько лет назад я познакомилась с мальчиком Серёжей. Он был чуть-чуть постарше вас, но представьте себе, не любил ни зверьков, ни птиц, ни бабочек. Он любил только машины. Да-да, он говорил, что машины очень нужны людям, а природа им совсем не нужна.
Мне очень хотелось доказать ему, что это не так, что природа нам нужна не меньше, чем самая современная техника. Но как это сделать? Я приносила ему книги о природе, а когда отправлялась в лес, на луг или на водоём, приглашала его с собой, много рассказывала о том, что нас окружает. И заметила: Серёжа всё больше и больше понимал, что природа даёт человеку всё необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду.
Сейчас этот мальчик вырос, стал конструктором. И вот что он сказал мне однажды:
«Природа и люди — одно целое».
Я согласилась с ним. Ребята, а вы согласны?
Учитель. Как вы думаете, а нужна ли природе помощь человека? Если нужна, то в чём? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать. Как вы думаете?
Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока звучит так: «Будь природе другом!». Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю -- лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину»
Работа по теме урока.
Вступительная беседа.
Чтобы сберечь природу , человеку очень важно знать причины исчезновения многих видов животных и растений . Откройте учебник стр.92
Ребята, как вы думаете, что это за причины?
(ответы детей )
Итог: Причины исчезновения животных и растений.
1) Вырубка лесов
2) Уничтожение растений
3) Вред почве
4) Загрязнение воды
5) Охота
6) Деятельность человека
Сценка « Разноцветная река»
- Вот какая история произошла на одной речке.
Ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.
Бежит она, струится,Щебечут над волною,
Сверкает и журчит…Ой, небо голубое!
Зарю встречают птицы,Ой, реченька – река!
Кружатся у ракит.
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки.)
Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Черная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?
Ведущий: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, от чего река стала цветной?
Источники загрязнения воды:
Сточные воды заводов.
Разлив нефти.
Мусор с кораблей.
Учитель: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефти затягивает пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
3. Экологические правила
- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто это? (Это сова.)
-Какую пользу приносит сова людям?
Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой топнут. А за что? Польза от меня большая»
- Кто это? (Жаба)
- О какой пользе говорит жаба?
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
- Прослушав жалобы животных, какой вывод мы сделаем? (Беречь надо всех животных и все растения).
Итог: Разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек и жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники — недопустимо!
Нельзя беспокоить животных: бегать по лесу, шуметь, лазить по деревьям.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики.
Работа в группах .Я вам предлагаю поработать в группах. Ознакомьтесь с правилами, которые придумал Незнайка. Подчеркните только те правила, с которыми вы не согласны, если такие есть.
Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо – разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет!
Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!
В лес однажды я пошел и детеныша нашел.
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!
Ну и что, что ждут его! Проживут и без него!
Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу.
Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестер.
На привале соберем ветки и иголки,
Палки, бревна принесем – заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник.
Ну а мусор мы кидать будем в муравейник.
Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.
Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.
Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!
(Ответы детей.)
Работа с учебником стр. 93
Работа с выставкой плакатов.
(на доске)
-А какие правила предлагаете вы?
(дети рассказывают о своих рисунках – правилах)
7.Природноохранная деятельность человека.
-Охрана природы – дело государственное.
Конечно животным лучше живется на воле , в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории – заповедники. Заповедники позволяют сохранять первозданную природу, дают прибежище диким животным. Это участок природы, который охраняется и изучается.
У нас в республике тоже есть места, где природа находится под надежной охраной. Это Кальмиуский заповедник, Каменные могилы, Меловая флора, Хомутовская степь, «Меотида» - ландшафный парк на побережье Азовского моря и многие другие.
Итог урока (Рефлексия)
- Спасибо за интересную совместную работу, вы активно и с интересом работали, отвечали на поставленные вопросы. Хочу сказать спасибо ребятам, принимавшим участие в подготовке этого урока. Молодцы. А теперь мне хочется узнать ваше мнение по уроку.
- Напишите свое имя рядом с тем утверждением, с которым вы согласны.
1) Я открыл сегодня для себя что-то новое.
2) Сколько я еще не знаю, но буду искать ответы на вопросы.
3) Мне было скучно, я это и так знал.
– Наш урок я хочу закончить замечательными словами:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется – природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Д/з: Записать правила в тетрадь