Окружающий мир, 2 класс. УМК «Школа России». Тема урока: «Будь природе другом! Возьми под защиту!»

Окружающий мир, 2 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: «Будь природе другом! Возьми под защиту!»

Цель: создать условия для выведения важнейших правил поведения детей в природе.
Задачи.
Образовательные:
а) сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение (Правила Друзей Природы);
б) расширить кругозор детей о природе Архангельской области.
2) Развивающие:
а) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать,
делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать;
б) развивать логическое мышление;
в) развивать познавательный интерес к предмету.
3) Воспитательные:
а) воспитывать бережное отношение к природе родного края;
б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно
беречь и защищать».
Оборудование: мультимедийный проектор, фонограмма «Пение птиц», «Красная книга Архангельской области», обложка книги «Береги и охраняй», ватман с изображениями растений и животных, знаки «Правила поведения в природе», 6 карточек с заданиями для групп, 6 листов белой бумаги форматом А – 4, фломастеры, сигнальные веера, 3 смайлика с разными изображениями (весёлый, грустный, равнодушный), 26 цветных жетонов.


Ход урока
1.Организационный момент
Приём игрового обучения. Цель: создание психологического комфорта на начало урока.

Прозвенел уже звонок –
Время начинать урок! Урок окружающего мира.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Технология проблемного обучения. Приём, побуждающий диалог.

Учитель. - Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Отгадайте загадку. (Читают хором).
Дом со всех сторон открыт, Слайд 1
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Далее использую приём ролевой игры. Цель: повысить познавательный интерес учищихся.

- Давайте познакомимся с лесом, который нарисовал художник Ваня. (Выходит мальчик в берете, на шее бант, в руках кисточка и краски). Итак, жил – был художник.
Художник. - Однажды я решил нарисовать лес. « А что такое лес? – подумал я. – Лес – это деревья». Взял я кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. (Прикрепляет деревья магнитами на ватман). Очень хороший получился у меня лес.
Учитель. – Что вы скажете про этот рисунок? Разве может быть лес из одних только деревьев? (Это не лес, так как не хватает зверей, птиц и т.д.)
Художник заселяет рисунок животными, грибами и другими растениями, в том числе, среди которых есть редкие, исчезающие в Архангельской области.
Приём личностно ориентированного обучения. Цель: расширение кругозора, воспитание гражданской позиции, любви к родному краю.
Учитель. – А такой лес вам нравится? Спасибо нашему художнику за такой чудесный лес. Нам очень захотелось там погулять.
- Вспомните, о чём шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге). Слайд 2
- Почему обложка красного цвета? ( Сигнал тревоги, сигнал бедствия, опасность, привлечение внимания).
- В нашей Архангельской области есть своя Красная книга? (Да). (Показываю и рассматриваем книгу). Почему? (В Архангельской области тоже есть животные и растения, которых мало, на грани исчезновения).
- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
- Дома у вас было творческое задание. Какое? (Оформить страницу для нашей книги «Береги и охраняй» о животном или растении, которые занесены в Красную книгу Архангельской области). Показываю книгу «Береги и охраняй».
- Выйдите к доске те дети, которые оформили сообщение о растениях. Перечислите растения. (Один рассказывает). Аналогично: грибы, животные.

Вывод: - Закончите фразу: « В нашей Архангельской области такой прекрасный лес, потому что(в нём есть такие замечательные животные и растения)».

3. Создание проблемной ситуации.
Приём ролевой игры. Цель: создание психологического комфорта, отношения учитель – ученик.

- Я хочу спеть вам песню «У дороги чибис». Кто такой чибис? (Птица). Вот так выглядит эта птичка. (Показываю картинку чибиса). Вы внимательно слушайте песню, я потом задам вопрос.
У дороги чибис, у дороги чибис
Он кричит, волнуется, чудак.
«А скажите чьи вы? А скажите чьи вы?
И зачем, зачем идёте вы сюда?» - 2р.
«Не кричи, пернатый,
Не тревожься зря ты:
Мы твоих не тронем чибисят.
Видишь – мы ребята.
Мы – друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят». – 2р. Девочка, мальчик
(картинка)
- Как в песне ребята себя называют? (Друзья пернатых). Как вы думаете, почему они себя так называют. (В лесу они будут охранять, беречь, защищать, развешивать знаки по охране природы).
(Прикрепляю на общий рисунок Художника картинку двух детей – девочку и мальчика).
- Я тоже хочу стать Другом Природы и пойти с ними в лес. Поднимите руку, кто из вас готов с нами путешествовать и совершать добрые дела?

4. Постановка учебной задачи и определение темы урока
Технология проблемного обучения, совместно с детьми побуждающий диалог.

- Ребята, что же нам сделать, как помочь, чтобы животные и растения не исчезли совсем, чтобы чибис не беспокоился о своих чибисятах? (Мы должны стать их друзьями. Их надо охранять, взять под защиту.).
- Предположите, какая тема нашего урока? («Будь природе другом! Возьми под защиту!»)
- Чтобы стать природе другом, мы должны выполнять что...? (Правила поведения в природе).
- Значит, сегодня наша с вами задача вывести правила поведения в природе и выполнять их. Слайд 3

5. Открытие нового (работа в группах)
Технология деятельностного метода. Приёмы моделирования, введение символов, восприятие на опору. Цель: научить «читать» знаки.

- А какие правила вы могли бы предложить? (Дети называют).
- Можно эти правила написать и повесить в разных местах. Но есть люди, которые не умеют читать или плохо читают, или вообще не любят читать вывески. Что же делать? (Правила изобразить в виде знаков).
- Итак, вспомним правила дорожного движения. Чтобы движение было безопасным, все пешеходы и водители должны соблюдать правила. Существует несколько видов знаков. Среди них есть запрещающие. (На слайде 3 вида знаков). Как выглядят запрещающие знаки внешне? (Круг с красной окантовкой). Слайд 4
- Вот и наши знаки пусть будут такой же формы и цвета. (Показываю 1 знак).
- Что изображено? Что запрещает? (Нельзя разорять птичьи гнёзда, брать яйца в руки. Птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо).

Физминутка (на внимание)
Здоровьесберегающая технология. Цель: сохранение здоровья у детей.

- Славно мы потрудились, а теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи (Дети хлопают)
- Что неправильно? (Мухи)
- Мухи – это кто? (Насекомые)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Рыбы и чижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сонюшки,
Лебеди, скворцы
- Все мы молодцы!

Работа в группах (6 групп)
Методы коллективного обучения. Цель: отрабатывать умение высказывать, слушать других, отстаивать своё мнение, приходить к единому.

- Работаем в группах.
- Повторим правила работы в группе (заканчивают фразу):
* Работают все члены группы.
* Говорим в полголоса, чтобы не мешать другим. Слайд 5
* Внимательно слушаем друг друга, не... перебиваем.
*Один ученик защищает работу группы, говоритгромко и чётко.


Задания:
1 группа.
« Прочитайте задачу.
В нашем классе 26 учеников. Каждый сорвёт по 1 цветку. Сосчитайте, сколько цветов сорвут ученики?
Сосчитать, сколько всего сорвут цветов, если каждый сорвёт по 2?
Правильно ли они поступают? Почему?»

2 группа.
«Ира наловила сачком для гербария бабочек, шмелей, стрекоз. Нарисуйте запрещающий знак».
3 группа.
Работа с готовыми знаками. (Выдаю 6 знаков).
«Среди данных знаков выберите:
- запрещается жечь костры;
- нельзя наступать на насекомых;
- нельзя разбивать бутылки.
Правила прокомментировать».
4 группа.
Доскажи правило и нарисуй знак
«Не кричи в лесу и парке, потому что ..»
5 группа.
Собрать правило из разрезанных слов и нарисовать знак.
«Не ломай ветки деревьев и кустарников».
6 группа. Картинка ёжика, птенчика, ящерицы.
«Как можно связать ёжика, птенчика, ящерицу с темой сегодняшнего урока? Нарисуйте знак». Музыкальный фон:
(Группы работают 5 минут, звучит тихая мелодия). пение птиц. Слайд 6
Защита заданий (1 ученик выходит к доске, рассказывает о проделанной работе, показывает продукт совместной деятельности группы, делает вывод. Учитель обобщает).
Результат работы групп:
Группа №1 сосчитала сорванные цветы и сделала вывод, что нельзя рвать цветы в природе. Это может привести к их исчезновению.
Группа №2 нарисовала запрещающий знак по заданию и сформулировала правило.
Группа №3 работала с готовыми знаками и прокомментировала три, данные в задании.
Группа №4 досказала начатое правило, нарисовала и сделала вывод о недопустимости кричать в лесу.
Группа №5 собрала из разрезанных слов, проиллюстрировала и прокомментировала запрещающее правило.
Группа №6 установила связь между ёжиком, птенчиком, ящерицей, нарисовала знак и сделала вывод о том, что нельзя брать этих животных в руки, уносить домой.
- Ребята, мы сейчас работали в группах и выполняли разные задания. Зачем?
Вывод: Мы составили правила, чтобы другие ребята тоже берегли родную природу.
- Молодцы. Вы составили Правила Друзей Природы. Эти работы мы поместим в нашу книгу «Береги и охраняй».

Физминутка (гимнастика для глаз) фонограмма
Здоровьесберегающая технология с использованием ИКТ. Цель: сохранение здоровья детей.

6. Включение в систему знаний и повторение (работа по учебнику с. 91)
Поисковая работа. Цель: развитие мышления детей, самоконтроля, самооценки, прогнозирования.
Работа «Поиск».
- Отметь карандашом правила, о которых не шла речь на уроке. Проговорим эти правила. (Фронтальный опрос).

(Появляется на доске Муравьишка и знаки, изображающие бесхозяйственную деятельность человека). Муравьишка, 4 знака
- О чём задумался Муравьишка? Какая у него проблема? Послушаем гостя. Муравьишка не может решить, подходят ли эти знаки к сегодняшнему уроку? Ваше мнение?
а) Сформулируйте правило. («Охота. Отстрел животных»). Сигнальные веера
б) Озвучьте знак. («Вырубка лесов»).
в) Что хотел сказать художник? («Загрязнение рек фабриками и заводами»).
г) О чём хотел предупредить художник? («Отлов рыбы, браконьерство»).
Вывод: « Земля – наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать». Слайд 7
- Как вы понимаете эти слова?

7. Домашнее задание
Технология дифференцированного обучения, предложено творческое задание. Цель: создание книги, которая будет использоваться на других уроках окружающего мира, в других классах.

- Домашнее задание: вспомнить правило, о котором не говорилось сегодня на уроке, и оформить страничку для нашей книги «Береги и охраняй» (творческая работа), задание на с. 91; с. 92-93 читать.

8. Рефлексия
Здоровьесберегающая технология, технология деятельностного метода, приёмы анализа и синтеза. Цель: проверка полученных знаний и настроения учащихся от урока.

- Наш урок подходит к завершению. Подведём итог.
- Где мы сегодня побывали с Юными Друзьями Природы? Вспомните тему урока.
Продолжи фразу:
«Сегодня я узнал(а), что» Слайд 8
«Мне захотелось»
«Я понял(а), что»
«Меня заинтересовало, что»
- Действительно, надо не только знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу, но и бережно относиться, охранять и защищать их. Наша Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать.
- Мне хотелось бы узнать ваше настроение от урока. У вас на столе у каждого лежит кружок. Положите этот кружок в карман к тому смайлику, который соответствует вашему настроению. (Дети выкладывают свои жетоны по настроению к смайликам).
3 смайлика

Приём игрового обучения. Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе, чувства сострадания.
- Наш урок хотелось бы закончить стихотворением. Расскажет его Маша Акентьева.

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я! Слайд 9

- Я желаю вам быть такими же детьми, как в этом стихотворении. Спасибо за работу! Молодцы!