Урок в 3 классе по предмету Окружающий мир, тема: В царстве грибов.

КАЗИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
д.КАЗИМИРОВО РУДНЯНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ




ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 КЛАСС

Тема урока: «В царстве грибов»







Учитель начальных классов: Прудникова Наталья Валентиновна

3 декабря 2010 года









- 2-
Цель: познакомить с многообразием мира грибов, учить детей распознавать грибы;
развивать речь, мышление;
расширять кругозор;
воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картина леса, иллюстрации с изображением грибов,
«жалоба грибов», рисунки учащихся 4 класса на тему «Грибы».


ХОД УРОКА
1.Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес.
- А вот и наш автобус. С весёлой песенкой «Вместе весело шагать» мы отправимся с вами в наше путешествие. Будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

2.Повторение пройденного материала.

- Что такое лес? Что вы о нём знаете?
(Лес- это природное сообщество.)
- Как располагаются растения в лесу?
(Растения в лесу располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус- высокие деревья; 2 –й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3- й ярус – кустарники, 4 – й ярус – травы, 5 – й ярус – мхи, грибы.)
- Какое значение имеет лес в природе?
- А какую роль он играет в жизни человека?
-Итак, мы с вами на природе.
Кстати, давайте вспомним, что такое природа.
(Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа?
(Живая и неживая.)

(На доске появляется схема.)

ПРИРОДА


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ


-Какие признаки живого нам известны?
(Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.)
- Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.
Проведём игру «Кто внимательный?», в ходе которой я буду называть элементы живой и неживой природы, а вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдёт о живой природе.
- Небо, берёза, заяц, камень, дуб, белка, слон, солнце, яблоня, кукушка, ландыш, лисица, клён, облако, осина, ветер.
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу?
( На мир животных и мир растений.)

(Схема на доске дополняется.)
- 3 –

ПРИРОДА


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ


3.Изучение новой темы.

-Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
- Отгадайте загадки и скажите, о чём пойдёт речь сегодня.
С виду он похож на зонтик.
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
(гриб)

Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.

-Как вы догадались?
(У гриба есть шапочка – шляпка.)

-Верно. Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
-Кто из вас когда – нибудь собирал грибы?
-Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, подберёзовики, сыроежки.)
Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.
(На доске появляется запись «Грибы.)
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
(Живая.)
-Почему?
(Грибы появляются(рождаются), растут, умирают )
-А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
(К миру растений.)
-Почему?
(Они растут на земле.)
-А какие части растений вам известны?
(Корень, стебель, ветви, листья, плод.)
-Есть ли они у грибов?
- 4 –
(У грибов нет листьев, стебля, веток.)
А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
-В таком случае можно ли суверенностью отнести грибы к миру растений?
(Нет.)
-А к миру животных?
(Тоже нет.)
-Так что же такое – грибы?
(Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.)
-Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Послушайте рассказ А.А.Плешакова «Не растения и не животные» из книги «Зелёные страницы».
(Дополняем схему на доске.)


ПРИРОДА


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ


-Какая часть гриба упоминается в загадке?
(Шляпка.)
-Все грибы, которые мы знаем, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок, показывающий внешнее строение гриба.)
-Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
(Одна часть грибов находится над землёй, другая – под землёй.)
-Как их можно назвать?
(Надземная и подземная.)
-Из чего состоит надземная часть?
(из ножки и шляпки.)
-Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?
(Наверное, шляпка.)
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело».
(Дополняем схему на доске.)

ПРИРОДА


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ

ШЛЯПОЧНЫЕ

Плодовое тело Грибница
- 5 –
-А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? Н что она похода?
(Состоит из нитей, похожа на паутину.)
-Какое бы вы ей дали название?
(Ответы детей.)
-А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница». (На доске появляются термины «плодовое тело», «грибница».)
-Посмотрите на названия частей гриба и скажите, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(Грибница важнее, чем плодовое тело.)
-Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько раз в одном месте. Как вы думаете, почему?
(Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)
-Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибницы, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница.
-Послушайте рассказ А.А.Плешакова «Зачем грибы лесу» из книги «Зелёные страницы».

-Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, повторим их названия.

ФИЗМИНУТКА:
«Опёнок»
Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.

-Разберём по составу слова подберёзовик, подосиновик. Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названия?
(Они растут под осинами, под берёзами.)
-Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые – под дубами
Почему так происходит?
(Дети предлагают свои версии.)
-Послушайте, что расскажут вам о грибах учащиеся 4 класса «Почему они так называют?»
Учащиеся 4 класса рассказывают о грибах.

- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы.
(Показываю хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.)
-Что это?
(Плесень.)
-А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права.
(Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.)
-Из каких частей состоит плесень?
(Из плодового тела и грибницы.)
- 6 –

-Можно назвать её грибом? (Да.)
-А чего нет у плесени?
(Шляпки.)
-Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом?
(Нет.)
-А как бы вы назвали этот гриб?
(Ответы детей.)
-Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом?
- Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.
Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. (Показываю упаковки таблеток.)
-А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе?
(Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).)
А кроме того некоторые грибы являются лекарством для животных, например лоси лечатся мухоморами.
-А как человек использует грибы?
(В пищу.)
- Все ли грибы можно использовать в пищу?
(Нет.)
-Почему?
(Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
(Схема на доске приобретает законченный вид.)

ПРИРОДА


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ

ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ

Плодовое тело Грибница

СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ


-Посмотрите, как много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется «микология».

На доске: микология; микос – гриб, логос – наука.
-Как можно перевести слово «микология» с латыни?
(Наука о грибах.)
Дети записывают в Словарик слово « Микология».

-В задачах – стихах часто упоминаются грибы. И многие дети любят их решать. А вам хотелось бы решить несколько задач про грибы?


- 7 –
По дорожке Варя шла
Два белых гриба нашла,
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Вот грибок! Ещё грибок!
Сколько всех я
Положила в кузовок?
(7)

Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было пять да пять,
Семь груздей и шесть опять.
Четыре милых лисички –
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов:
Сколько было всех грибов?
(27)

Что подарил нам сосновый бор?
Двенадцать маслят и один мухомор?
Сколько всего грибов?
(13)

Как - то раз в лесу густом
Под берёзовым кустом
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
Пять груздей и пять волнушек,
Пять лисичек, пять горькушек.
Кто ответит нам готов,
Сколько же всего грибов?
(20)

-Молодцы!

4.Итог урока.
-О чём нужно помнить, когда идёте с родителями собирать грибы?

5.Домашнее задание.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно не прошло для вас даром. Вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящим микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).






15