Элективный курс «Моделирование в электронных таблицах»


Элективный курс «Моделирование в электронных таблицах» Пояснительная записка.
Одна из функций курсов по выбору – помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.
Специфика информатики заключается в том, что она использует не только математические модели, но и модели всевозможных форм и видов. Именно по этому понятие информационной модели придает курсу информатики и ИКТ широкий спектр межпредметных связей. Сама же деятельность по построению информационной модели – информационное моделирование – является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику и ИКТ.
Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.
Изучение ИКТ является важным разделом курса информатики и ИКТ. Однако при этом надо четко разделять изучение собственно технологий работы с данным видом информации и освоение конкретного программного продукта.
Сейчас же технология использования компьютера для решения задач во многих учебниках стала прочно ассоциироваться с технологией работы с программами, входящими в состав офисных пакетов. В связи с этим обучение данным технологиям, а точнее, использованию средств этих технологий, занимает не редко центральное место в курсах информатики общеобразовательных школ.
Именно по этому курс, связанный с построением и изучением информационных моделей, имеет важное значение для развития школьного образования по информатике и ИКТ.
Его востребованность объясняется следующими обстоятельствами:
в ходе его изучения учащиеся строят математические, физические, биологические и экономические модели. Это определяет его межпредметный характер и, следовательно, интерес к нему учащихся, выбравших для себя разные профили обучения;
моделирование, особенно на компьютере, стало одним из основных общенаучных методов исследования, методов познания мира; без него трудно представить себе профессиональную деятельность людей многих других профессий;
привлекательный для школьников аспект методики этого курса – метод учебных проектов.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Это продуктивный вид деятельности, который позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме этого, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Примерные темы зачетных работ.
Построить модель расчета нормы продуктов для группы туристов при организации похода.
Составить расписание движения автобуса в течении рабочего дня.
Построить таблицу «График тренировок» для спортсмена, готовящегося к соревнованиям.
Исследовать массив оценок в классном журнале.
Построить модель «Спасение утопающего».
Найти корень уравнения x3=sin x.
Исследовать модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Создать модель, отображающую статистические данные о численности населения стран мира.

Методическое обеспечение курса:
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. (Материал для углубленного изучения). М.: ЛБЗ, 2004.
Информатика. 7-9 класс. Задачник по моделированию/ под. Ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2005.

Программное обеспечение курса.
Табличный процессор Microsoft Office Excel 2003.


Наименование раздела

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Кол-во часов
Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уроку, к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата проведе-ния











План
факт

1

Этапы моделирования в электронных таблицах.
1
КУ
Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Объектно-ориентированное моделирование. Модели материальные и модели информационные. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование математических моделей. Графическое решение уравнений. Геометрические модели. Информационные модели управления объектами
измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации в сообщении.

Учащиеся должны:
- строить информационные модели объектов и процессов различных предметных областей;
- на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием электронных таблиц Microsoft Excel;
- проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей;
- приводить примеры моделирования и формализации;
- приводить примеры систем и их моделей;
- уметь строить информационные модели из различных предметных областей (математики, химии) и исследовать их на компьютере.



Записи в тетради



2-3

Расчет геометрических параметров объекта
2
КУ


ПР

Записи в тетради



4-5

Обработка массивов данных.
2
КУ


ПР

Записи в тетради



6-7

Моделирование биологических процессов.
2
КУ


ПР

Записи в тетради



8-9

Моделирование экологических систем .
2
КУ


ПР

Записи в тетради



10-11

Моделирование математических процессов.
2



ПР

Записи в тетради



12-15

Моделирование случайных процессов
4
ПР


ПР
индив. задания

Записи в тетради



16-17

Защита зачетной практической работы.
2
КР









15