Статья Проектная деятельность как способ повышения мотивации в обучении иностранному языку (из опыта работы)
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения иностранному языку
Из опыта работы
учителя английского языка
ГУО «Гимназия №2 г. Гродно»
Амбарцумян Марины Акоповны
Всем известно, что успехи в учебе зависят не только от природных способностей, а от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Не секрет, что менее способный ученик с высоким уровнем мотивации может достичь (и достигает!) более высоких результатов в учебе, чем очень способный, но с низким уровнем мотивации. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
За время многолетней работы в школе приходишь к выводу, что заинтересовать учеников и активизировать их деятельность представляется возможным при комплексном подходе к применению педагогических технологий, моделируя их по принципу совместимости и взаимодополняемости. Для роста мотивации к обучению иностранному языку и формирования ключевых компетенций и используется метод проектов, о котором пойдет речь в данной статье.
Как известно, задача школы не только передавать знания, но и воспитывать и развивать личность ребенка, а именно формировать нравственно зрелую личность с позитивным мировоззрением и активной жизненной и гражданской позицией. Тем самым, метод проектов как нельзя лучше подходит для этого.
Не вдаваясь в теоретические подробности, рассмотрим два наиболее важных, по моему мнению, аспекта понятия «проектная деятельность».
Во-первых, суть метода проекта – это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, оформление результатов. В проекте важен не продукт, а самостоятельная деятельность школьников.
Уровень самостоятельности выполнения проекта и является главным при оценке сформированности навыков проектной деятельности.
Во-вторых, вовлечение в проектную деятельность существенно повышает мотивацию к обучению предмету, в частности иностранному языку. Хотелось бы отметить, что именно метод проектов позволяет наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации детей к обучению. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, рассматривается проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
В основе каждого проекта лежит проблема. Для решения проблемы и организуется деятельность. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, рассматривается проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
На протяжении всех ступеней школы проектная деятельность становится все более сложно организованной и продолжительной. В начальной школе учащиеся выполняют творческие и информационные проекты, в средней и старшей появляются исследовательские проекты.
Первые шаги по организации проектной и исследовательской работы нашей школой были предприняты в далеком 1990 году. За 25 лет накоплен некоторый опыт, сформирована система работы в данном направлении.
Наши ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (в виде простых презентаций к урокам, мероприятиям, родительским собраниям), до долгосрочных – исследовательских, выполненных по всем законам и правилам данной технологии. Очень важно, чтобы для ребёнка была интересна эта проблема. Успешно выполнив работу, ребёнок обычно сам ставит перед собой задачу более сложную.
Создание проекта – процесс творческий, поэтому если всем ученикам предложить одинаковую тему то всё равно проектные работы будут разными, непохожими друг на друга. Работы выполняются под руководством педагога, анализируются; обсуждение проходит совместно с учениками (используется метод «открытых перспектив», когда каждому ребёнку предоставляется время на доработку работы и исправление оценки на более высокую). Часто в процессе работы дети легко осваивают материал, не входящий в школьный курс.
Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои творческие способности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Итак, проектную деятельность учителей английского языка нашей гимназии можно условно классифицировать по следующим направлениям:
ПРОЕКТЫ
Урочные (тематические)
Общешкольные (внеурочные)
Международные
Виртуальные
Инвестиционные
Остановлюсь поподробнее на каждом из направлений.
Урочные (тематические)
Учителя, работающие по современным учебникам, активно включают детей в проектную деятельность. Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Конечным продуктом таких проектов являются работы индивидуального и коллективного творчества по различным темам, например, «Книги», «Магазины», «О себе» и др.
Общешкольные
Англоязычная газета “The Gymnasia Times”
Англоязычная газета “The Gymnasia Times” выпускается в Гимназии №2 с января 2010 года. Газета выпускается редакцией, состоящей из учителей английского языка и учащихся различных классов. Имеются как постоянные редакторы и журналисты, так и внештатные сотрудники. Опубликовать свои статьи, стихи и другие материалы могут все желающие. Также учащимся и учителям других предметов предоставляется помощь при переводе на английский язык и обработке статей. Издание выходит один раз в месяц.
В газете “The Gymnasia Times” освещаются различные темы:
- здоровый образ жизни;
- культура и быт англоязычных стран;
- события и мероприятия в школе;
- важные международные события;
- различные праздники и памятные даты;
- известные личности Гимназии №2;
- Неделя английского языка.
Вышли в свет также специальные выпуски “The Gymnasia Times”, посвященные 50-летию Гимназии и 20-летию обмена со школой города Харвич.
Газета “The Gymnasia Times” демонстрируется на стенде. Имеется возможность изучать выпуски на уроках иностранного языка. На сайте гимназии представлена электронная версия издания.
Театральный фестиваль Драмафест
В середине февраля каждого учебного года у нас в гимназии проводится большой театральный шоу-проект под названием «Драмафест». В течение недели ученики всех ступеней обучения показывают результаты своей творческой деятельности на иностранном языке – ставят спектакли, поют песни, читают стихи и т.д. К данному мероприятию дети и учителя начинают готовиться с самого начала учебного года. Театральный фестиваль завершается грандиозным мероприятием, посвященным Дню Святого Валентина, который готовят учащиеся старших классов. По итогам фестиваля выходит специальный выпуск школьной газеты «The Gymnasia Times», для которой учащиеся готовят материал в виде статей, интервью, соц. опросов, обзоров и комментариев к данному мероприятию.
Проект Бизнес центр G2
Летом во время работы пришкольного лагеря гимназии №2 для отрядов старших классов «Наука» проводится работа по проекту под кодовым названием «G2». Суть данного проекта состоит в том, чтобы познакомить подростков с основами экономики, финансов и предпринимательства на основе бизнес-курса английского языка. Во время работы пришкольного лагеря «Наука» на занятиях по английскому языку дети изучают курс бизнес английского, и как итог на завершающем этапе проходит день работы бизнес центра гимназии №2, где учащиеся не только могут применить знания, полученные на занятиях, но и попробовать себя в роли предпринимателей. Самые успешные награждаются поощрительными призами.
Международные проекты
Англия
Уже много лет гимназия принимает участие в различных международных проектах. Но самым первым был проект-сотрудничества со средней школой г Харвич, Англия. История этого сотрудничества длится вот уже 20 лет. За это время В Англии побывали 10 групп наших учеников (около 200 человек) и 5 групп учителей (около 30 человек). Также учащиеся и учителя гимназии неоднократно принимали у себя гостей из г. Харвич. Во время визитов как в Англию, так и в Беларусь учащиеся и учителя обеих стран узнавают много нового, интересного, обмениваются опытом, посещают уроки, практикуют язык.
Литва
Вот уже более 5 лет гимназия сотрудничает с учреждениями образования Литвы, а именно гимназией им. А. Раманаускаса-Ванагаса г. Алитус, средней школой г. Тракай, средней школой г. Бутримонис. С Алитусской гимназией мы сотрудничаем в сфере ЗОЖ, с Тракайской средней школой в сфере развития творческих способностей учащихся, а со школой г. Бутримонис в сфере обмена опытом и повышения качества образования в средних школах. За это время учащиеся и учителя двух стран неоднократно посещали учреждения образования обеих стран, проводились совместные встречи, круглые столы, спортивные мероприятия, конкурсы и т.п.
Школьная Агора (Чешская Республика)
Цель проекта "Школьная Агора" - способствовать развитию умения дискутировать и вести дебаты; слушать оппонента, защищать свою точку зрения, находить нужную информацию, уважать и учитывать соображения и взгляды других людей.
Как обещают организаторы проекта, после серии игр в Беларуси, проект будет расширен и будет проводиться с учащимися из разных стран, в частности из Чехии на английском языке. Техника проведения дебатов часто применяется непосредственно на уроках английского языка при обучении диалогической и монологической речи. Поэтому ученики, принимавшие участие в проекте, с удовольствием применяют полученные знания и опыт на уроках.
Виртуальные
I-earn project
История этого проекта началась для Беларуси в 1998г. и прямо тогда же наша гимназия стала участвовать в нем. Это виртуальный международный проект, цель которого, объединять детей и взрослых из разных стран. Он рассчитан на учащихся от 6 до 18 лет. Виды работы в данном проекте разнообразные. Самый популярный и распространенный вид – раскрытие одной из тем, заявленной одним из координаторов проекта, подготовка и представление материала по ней. Результатами такой работы могут быть как создание отдельной веб-странички, где будут публиковаться все представленные материалы, либо издание буклета с материалами. Темы бывают очень разными: «Праздники» «Последнее лето тысячелетия», «Мой любимец», «Плюшевый мишка», «Законы жизни». Проект интересен еще и тем, что если на начальной стадии обучения детям необходимо руководство учителя для участия в данном проекте, то на старшей ступени учащиеся сами могут координировать работу по той или иной теме и быть более или менее самостоятельными. В данном проектах ребенок делится своими взглядами, своим опытом и видит те же проблемы, мысли, которые волнуют его, они волнуют и его сверстников из другой части света. Цель проекта - дать понять, насколько люди одинаковы, независимо от того, на каком языке они говорят, какая у них внешность, что их волнуют одни и те же проблемы, радуют одни и те же радости и грустят они по одинаковым поводам.
Инвестиционные
Литва-Латвия- Беларусь
В 2011г. гимназией №2 г. Гродно и гимназией им. Адолфаса Раманаускаса-Ванагаса Алитус, Литва был разработан совместный международный проект «Пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях Литвы и Беларуси», который получил одобрение Европейским комитетом в ноябре 2011 года.
В процессе реализации проекта была проведена широкомасштабная совместная работа учреждений образования Беларуси и Литвы, а также укреплена материальная база учреждений образования, в частности построен современный школьный стадион в г. Гродно и спортивная площадка в г. Алитус. В рамках проекта были организованы совместные спортивные мероприятия, семинары, конференции, с привлечением как учащихся, так и педагогов, что способствовало распространению знаний и обмену опытом в сфере здорового образа жизни, а также укрепило взаимоотношения между учреждениями образования Литвы и Беларуси. Хотелось бы отметить, что языком общения и обмена информации является английский, что тем самым дает возможность педагогам обмениваться опытом в преподавании, а ученикам применять свои знания на практике, в условиях «живого» общения, а это, как известно, в разы повышает уровень мотивации к обучению иностранному языку. Более того, общение не прекращается и после завершения проекта, что позволяет утверждать о долгосрочном эффекте проектной деятельности.
Итак, как мы видим, проектный метод обучения способствует:
расширению диапазона знаний;
развитию познавательного интереса; стремлению к поиску,
получению информации из новых источников;
развитиюуменияанализировать;
формированию собственных суждений;
формированию адекватной самооценки;
установлению контактов и стремлению к контактам;
становлению способности ориентироваться в жизни и возможности профессионального самоопределения;
возможностимоделироватьбудущее;
профессиональной мобильности.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью описанного выше вида деятельности учащихся. Недаром всё чаще выдвигается предположение о том, что было бы целесообразно включить проектную деятельность в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ.
Несомненно, метод проектной работы является одним из наилучших достижений педагогической мысли, который дает учащимся возможность общаться со своими сверстниками из далеких городов, деревень, стран не только чтобы поиграть в компьютерные игры, но и поделиться эмоциями, мыслями, впечатлениями, что безусловно развивает коммуникативную компетенцию учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам
И в заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно метод проектов позволяет наиболее полно решить задачу повышения положительной мотивации детей к обучению. Как гласит современная пословица - «Work smarter, not harder», и вы убедитесь, что с помощью проектной методики вы добьетесь результата быстрее и эффективнее, чем с помощью заучивания многочисленных грамматических правил и выполнения бесконечного количества упражнений.
В 5-7 классах в целях повышения мотивации к изучению иностранного языка и развития интеллектуальных и коммуникативных компетенций, творческих способностей это могут быть тематические монопроекты (“My Family”, “Shopping”), виртуальные проекты («I-earn»), межпредметные проекты («Драматизация на английском», «В мире сказок» и др).
В 8-9 классах появление способности к анализу и синтезу информации, делает эффективным использование технологии критического мышления с ее формами свертывания и развертывания информации путем работы с учебными текстами, а также интерактивными методами обучения – «мозговой штурм», групповые дискуссии, ролевое моделирование, исследования. Проекты могут носить долгосрочный характер (8кл. межпредметный проект «Юный финансист» в рамках международного проекта «Школьная Агора»), тот же виртуальный проект «I-earn», спортивный международный проект по пропаганде здорового образа жизни и т.п.
В 10-11 классах на первый план выдвигается использование технологий, моделирующих научную исследовательскую деятельность по предмету в сочетании с умениями решать реальные жизненные ситуации. В системе работы органично сочетаются уроки-практикумы, семинары, экскурсии, интегрированные уроки, уроки анализа, исследования, творчества, систематизации знаний по изученной теме, нетрадиционные уроки. Проекты старшеклассников чаще всего долгосрочные, межпредметные, исследовательского характера. В рамках одного проекта возможны несколько независимых исследований (межпредметный проект «Дебаты», международные проекты по укреплению сотрудничества и ознакомлению с культурой разных стран).
Проектный метод обучения способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации из новых источников; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контактам; становлению способности ориентироваться в жизни и возможности профессионального самоопределения; возможности моделировать будущее; профессиональной мобильности. Недаром всё чаще выдвигается предположение о том, что было бы целесообразно включить проектную деятельность в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ.
В заключение хочу сказать, что считаю метод проектной работы одним из наилучших способов повышения мотивации по любому предмету.
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 115