Формирование УУД на уроке литературного чтения. 3 класс Творческий пересказ от лица героя по рассказу К.Г. Паустовского
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Учитель:
Белина Елена Владимировна
,
учитель высшей квалификационной категории
Мероприятие:
открытый урок
, литературное чтение
Класс:
3
«
Б
»
Дата проведения:
29
.10.2013
Тема урока
:
Формирование УУД на уроке литературного чтения.
Творческий пересказ от лица героя по рассказу К.Г. Паустовского
«
Кот
-
ворюга
».
Цели:
•
Стимулировать интерес:
-
к
содержанию и героям рассказов К.Г. Паустовского;
-
к
творческому пересказу от лица ге
роя
;
•
Актуализировать знания:
-
о понятии:
«
главная мысль
»,
«
образ героя
»,
«
характеристика героя
»
,
«
точка зрения автора
», «
творческий пересказ
»
.
•
Актуализировать умение
:
-
работать с текстом
рассказа;
-
готовить подробный
творческий
пересказ
от лица героя
, используя план;
-
работать в группах, парах
.
•
Научить:
-
определять главную мысль произведе
ния, и обосновывать своѐ мнение
;
-
определять образ героя и обосновывать своѐ мнение, используя текст
произведения;
-
анализировать поступки и характер героев, их чувства и настроение, используя текст;
-
сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своѐ мнение
;
-
давать характеристику герою, используя текст произведения;
-
планировать св
ою
учебную
деятельность, используя алгоритм;
-
выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
-
выполнят
ь самоанализ своей деятельности;
-
строить понятные для партнера высказывания;
-
адекватно взаимодействовать в паре и группе п
ри выполнении учебного задания
.
•
Воспитывать
дружбу
и
доброту
по отношению друг к другу и животным.
•
Ф
ормировать положительную мотивацию к учению через ситуацию успеха.
Планируемые результаты:
Личностные
•
проявлять интерес к
содержанию и героям
рассказов К.Г. Паустовского
;
•
проявлять интерес
к
творческому пересказу от лица героя.
Предметные
•
осознанно
использовать
в речи
понятия
«
тема
», «
главная мысль
»,
«
образ героя
»
,
«
характеристика героя
»
;
•
работать с содержанием
текста
рассказа
;
•
давать характеристику герою, используя текст произведения;
•
готовить творческий
пересказ
от лица героя
.
Метапредметные
Познавательные
-
определять главную мысль произведения, и обосновывать своѐ мнение;
-
определять образ героя и
обосновывать своѐ мнение, используя текст произведения;
-
давать характеристику герою
по его поступкам;
Регулятивные
-
прогнозировать предстоящую работу;
-
планировать свою деятельность, используя алгоритм;
-
выполнять взаимопроверку и
взаимооценку при
выполнении учебного задания;
-
выполнят
ь самоанализ своей деятельности.
Коммуникативные
-
строить понятные для партнера высказывания;
-
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Технология, м
етоды:
технология
развития
информационно
-
интеллектуальной компетенции
(ТРИИК),
методы проблемного обучения: частично
-
поисковые или эвристические.
Практические методы освоения материала.
Вид работы:
взаимопроверка и
взаимо
оценка,
творческая
работа
, развитие речи.
Ведущие формы работы:
парная, групповая.
Оборудование:
Информационный материал:
Учебник
«
Литературное чтение
. В одном счастливом
детстве
»
, часть 1, с.
74
–
77
; печатная тетрадь с. 9,
папка
-
уголок со спр
авочным материалом
для учащихся: словарик, план рассказа К.Г. Паустовского
«
Кот
-
ворюга
»,
алгоритм
«
Готовим
творческий пересказ
»
.
Демонстрационный материал:
Презентация
, иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского,
портрет К.Г. Паустовского
.
Интерактивный ма
териал:
Конверты с заданиями, сигнальные карточки.
Структура
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
III.
Постановка проблемы. Прогнозирование.
IV.
Подготовка творческого пересказа от лица героя
(кота) в группе
по алгоритму
.
V.
Представление работы группы.
Взаимопроверка
и взаимооценка
.
VI.
Итоги урока. Рефлексия.
VII.
Организованный конец урока.
Ход урока
I
.
Организационный момент
Приветствие.
Начинаем ур
ок. Соберитесь с мыслями, настраиваемся
на активную творческую работу.
Желаю всем хорошего настроения
и новых открытий.
II.
Актуализация знаний и умений в ра
мках проверки домашнего задания
1.
Петя Повторялкин
(героя придумали сами учащиеся)
приготовил для вас задания.
Рассмотрите иллюстрации. Назовите автора и название произведения.
(К.Г. Паустовский «Кот
-
ворюга»
)
Назовите героев рассказа
.
(
Герой
-
рассказчик, Кот
-
ворюга, Рувим, Ленька, петух Горлач
и куры)
2.
Назовите значение слова «безразличный», «равнодушный», «ловкий», «щедрый»,
«жестокий», «добрый», «доброта».
3.
Расскажите о герое, который вам понравился.
4.
Прочитайте выразительно отрывок, котор
ый произвел на вас сильное впечатление.
Оцените работу одноклассников
с помощью
сигнальны
х
карточ
е
к
.
5.
Думка спрашивает...
Работа в паре
-
Можно ли утверждать, что Ленька равнодушный и безразличный человек?
Обоснуйте свое мнение.
Оцените ответ одноклассников
с помощью
сигнальны
х
карточ
е
к
.
В рассказе «Кот
-
ворюга» о Леньк
е
написано
, что о
н славился бесстрашием и ловкостью.
Он
единственный из героев рассказа предл
ожил отнестись к коту по
-
доброму и
накормить его как следует.
Возможно
,
он надеялся
исправить характер кота добрым
поступком
.
-
Верно ли, что кот изменился
именно
благодаря сытному ужину?
Обоснуйте свое мнение.
Оцените ответ одноклассников
с помощью
сигнальны
х
карточ
е
к
.
Кот изменился благодаря доброму отношению людей, возможно впервые за свою
беспризорную жизнь. Посеянное добро добром в
озвращается
.
6.
Соотнесите высказывания и основную мысль
рассказа. Выберите наиболее
точные формулировки.
Печатная тетрадь, с. 9, задание № 3
Выполните взаимопроверку.
7.
Назовите значение
выражения
«образ героя»,
«характеристика героя», «точка зрения
автора», «творческий пересказ».
8.
Думка
спрашивает...
Работа в паре
-
Достаточно ли описать внешний облик героя, чтобы представить
и понять
его
образ в произведении? Обоснуйте свое мнение.
Кроме внешности, необходимо рассказать о характере героя, его мыслях и чувствах,
используя содержа
ние текста (поступки героя, его речь, отношение героя к другим
персонажам).
-
Можно ли утверждать, что самое главное в творческом пересказе подробно
рассказать содержание текста? Обоснуйте свое мнение.
Нет. В творческом пересказе главное
раскрыть
, выразить
характер героя, его мысли и
чувства, передать его отношение к другим персонажам.
III
. Постановка проблемы. Прогнозирование
-
Отгадайте загадку
и п
редположите, кто
из героев
будет в центре внимания на уроке:
Сидит на окне зверѐк.
Всѐ
как у кошки:
И носик, как у кошки,
И глазки, и ушки,
Но не кошка.
(кот)
-
Предположите, какую творческую работу мы будем выполнять.
IV.
Подготовка творческого пересказа от лица героя (кота)
. Работа в группе
1.
Дайте краткую характеристику коте
-
ворюге, используя текст.
Кот
-
ворюга
–
главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как
надоевший всем
своими босяцкими выходками,
наглый, грязный кот
-
бродяга и бандит.
В конце рассказа кот перестал воровать,
совершил благородный поступок,
стал хозяином
и сторожем дома и сада.
2.
Выберите
в группе
часть рассказа, которую вы будете пересказывать от лица кота
.
С
планируйте свою работу так, чтобы через десять мину
т ваша группа представила
свою творческую работу всему классу. Для подготовки пересказа от лица кота
используйте
алгоритм*
и план рассказа «Кот
-
ворюга».
* См. Приложение.
Алгоритм подготовки творческого пересказа
от лица героя.
V.
Представление творческой работы группы.
Взаимопроверка
и
взаимооценка
Каждая группа представляет свой творческий пересказ.
Одноклассники проверяют и оценивают друг друга, фиксируя свои наблюдения
и впечатления в таблицу взаимопроверки и взаимооценки.
**
VI.
Итоги урока. Рефлексия
-
Подошло время оглянуться назад, вспомнить все этапы нашей работы на уроке
и выполнить каждому
самооценку на «Ленте достижений».**
*
-
С какими мыслями мы сегодня заканчиваем наш урок? Поделитесь своими
впечатлениями.
-
Общаясь в повседневной жизни с самыми разными людьми, помните, что почти у
каждого
человека может быть какая
-
то пл
охая черта характера.
И далеко не всегда человека можно
исправить наказанием или плохим отношением. Часто
сочувствие,
искренняя любовь и
добр
ое
отношением
может сделать гораздо больше
.
Добра желаешь
–
добро и твори!
VII.
Организованный коне
ц урока
-
Спасибо всем за работу!
Домашнее задание:
-
П
одготовить
творческий пересказ
рассказ
а К.Г. Паустовского «Кот
-
ворюга»
от имени
одного из героев по выбору (
кота
, Леньки, петуха)
.
! По желанию оформить
иллюстрацию или обложку к рассказу «Кот
-
ворюга»
с точки зрения выбранного персонажа.
Приложение
*
Алгоритм подготовки творческого
пересказа
(от лица героя)
1)
Выбрать героя от лица, которого вы будете пересказывать
текст
.
2)
Определить, какой отрывок (часть) произведения вы собираетесь пересказывать.
Найти и выделить его в тексте произведения.
3)
Перечитать выбранный
отрывок, выделяя ключевые слова и выражения для
использования их в своем пересказе.
4)
Особо обратить внимание на события, о которых ваш герой не мог знать или не
участвовал в них, и исключить их в пересказе.
! Если произведение пересказывается целиком, вос
пользоваться планом для
пересказа или составить
опорный
план творческого пересказа.
5)
Отрепетировать (проговорить) свой пересказ от лица героя в паре или группе.
Выслушать комментарии и предложения одноклассников (взрослых). Учесть
«
плюсы
»
и
«
минусы
»
своей
работы, внести необходимые изменения и повторить
пересказ.
**
Таблица взаимопроверки творческого пересказа
Критерии оценки
«
Светофор
»
Комментарии эксперта
1. Насколько удалось раскрыть характер
героя, его мысли и чувства.
2. Свобода изложения
(устной
речи)
.
3. Грамотность и чистота речи.
4. Последовательность рассказа
(связность речи).
5. Интересные находки для создания
образа героя.
***
Ф. И.
........................................
класс
.....
Самооценка
«Лента достижений»
Этапы урока
Самооценка
«Светофор»
Петя Повторялкин
проверяет
(Д.З.)
Вы
разитель
ное
чтение (точность
и
яркость
и
нтонации
)
Думка
спрашивает
(
Понимаю
и
объясняю...
)
Главная мысль
Прогнозирование
Работа в
группе
(подгот
ов
.
тв
ор
.
пер.
)
Представление
работы классу
Качество
моей работы
Итоговая
самооценка
Оценка
учителя