Работа с текстом с опорой на схему Читай с удовольствием и без страха!


Вариант практического применения схемы: (УМК И.Л. Бим. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ «Schritte 4». Книга для чтения. Текст 2)
Kommentar: Seit vielen Jahren lesen deutsche Kinder und Erwachsene gern über die lustigen Abenteuer der Bürger eines kleinen Bauernstädtchens namens Schilda, das in Sachsen (в Саксонии) liegt. Wollt ihr wissen, warum? Wenn ihr eine Geschichte über die seltsamen (о необычайных, причудливых) Streiche der Schildbürger lest, versteht ihr es.
Im Text sind einige unbekannte Wörter. Versucht sie zu verstehen.
Ihr kennt die Wörter: Was heißt?
raten – советовать Rat halten - ?
vorschlagen – предлагать Einen Vorschlag machen - ?
werfen – бросать; hinein – в, внутрь Ins Wasser hineinwerfen - ?
Also lest bitte.
Der versunkene Glocke¹
(Nach dem Volksbuch «Die Schildbürger»)
Damals verbreitete sich im Lande die Nachricht² von einem großen Krieg. Die Schildbürger hatten besondere Angst um die schöne Glocke auf dem Rathaus. Sie hielten Rat und nach langen Reden beschlossen sie, die Glocke bis zum Ende des Krieges im See zu verstecken.
Sie bestiegen ein Schiff und fuhren mit der Glocke auf den See. Sie wollten schon die Glocke hineinwerfen, da fiel einem Schildbürger ein³: «Wie werden wir denn den Ort wieder finden?» Alle begannen, verschiedene Vorschläge zu machen.
«Ruhe!» sagte der Bürgermeister, nahm das Messer und machte damit eine Kerbe⁴ in das Schiff. «Hier, bei dieser Kerbe», sprach er, «wollen wir die Glocke wieder finden.»
Die Schildbürger waren zufrieden, und so wurde die Glocke im See versteckt.
Als der Krieg vorüber war⁵, fuhren die Schildbürger auf den See, um ihre Glocke zu holen. Die Kerbe am Schiff fanden sie wieder, aber den Ort, wo die Glocke lag, zeigte sie ihnen nicht. Die Schildbürger waren traurig. Von dieser Zeit an fehlte auf dem Rathaus die Glocke.
Habt ihr beim Lesen gut aufgepaβt? Wählt die richtige Antwort.
1.Damals verbreitete sich im Lande eine Nachricht
a/ von dem Besuch des Königs;
b/ von einem groβen Krieg;
c/ von einem Fest.
2.Die Schildbürger hatten besondere Angst um
a/ ihre Kinder;
b/ die schöne Glocke auf dem Rathaus;
c/ ihre Häuser.
3.Nach langen Reden beschlossen sie,
a/ die Glocke im See zu verstecken;
b/ die Glocke zu verkaufen;
c/ aus der Glocke ein Schiff zu bauen.
4.Die Schildbürger wollten den Ort, wo die Glocke lag, wieder finden. Und
a/ sie stellten eine groβe Stange in den See;
b/der Bürgermeister machte eine Kerbe mit dem Messer in das Schiff;
с/sie merkten sich den Ort nach dem Kompaβ.
¹Die versunkene Glocke – Утонувший колокол
²die Nachricht – новость
³ einfallen (ie, a) – приходить на ум
⁴die Kerbe – зарубка
⁵Als der Krieg vorüber war – Когда закончилась война
Учитель предлагает учащимся, не читая текст, поработать с информацией вокруг него и спрогнозировать содержание данного рассказа с помощью схемы.
Пункты схемы Возможные предположения/выводы учащихся
Kommentar Действие происходит в саксонском городе Шильда. Действующие лица – жители города. Здесь рассказывается о необычайной выходке горожан.
Titel Наверняка речь идет о колоколе. Утонуть он может при наводнении, либо сами жители его куда-то переплавляли и не довезли……..
Aufgabe № 1 – наверное, жители о чем-то посоветовались, кто-то предложил бросить колокол куда-то……
Übungen № 2 –
Пришло сообщение о посещении короля, о большой войне, о празднике: возможно, колокол так громко звонил в связи с данной новостью, что сорвался и упал в воду?
Горожане очень боялись за своих детей, за прекрасный колокол на ратуше, за свои дома: наверняка они боялись за свой колокол, ведь основная мысль текста (судя по заголовку) это колокол. А если боялись за колокол, то новость была, конечно, о войне……..
После долгого совещания горожане решили спрятать колокол в озере, продать колокол или из колокола построить корабль: если новость была о войне, то спрятать или продать, если они ждали короля, то, возможно, продать, чтобы достойно встретить короля…
Горожане хотели отметить место, где лежал колокол, чтобы снова его потом найти. И воткнули большой шест в озеро, сделали зарубку ножом на лодке, запомнили место с помощью компаса. Скорее всего, они совершили что-то глупое, причудливое, раз о них так говорят. Они или воткнули шест или сделали зарубку.
IllüstrationК этому тексту в учебнике иллюстраций нет.
Fußnoten¹ Речь идет об утонувшем колоколе. Мы уже уверены, что утонул он в озере, а помогли ему сами горожане.
² новость была, скорее всего, о большой войне или о посещении короля, конечно, если горожане до такой степени глупые и причудливые, они могли спрятать колокол и во время праздника, может они придумали такую игру…….
³им что-то пришло на ум, наверняка, что-то глупое и смешное…
⁴ скорее всего, они все-таки сделали зарубку на лодке, что может быть глупее….
⁵когда закончилась война….. Значит, все-таки новость была о войне, и горожане хотели спасти свой колокол, спрятав его в озере….
Text Учитель предлагает учащимся самостоятельно или в группах рассказать историю о затонувшем колоколе, используя все высказанные предположения и выводы. Затем, для того, чтобы проверить, кто из детей был ближе всего к истине, начинается чтение текста.