Презентация Проект Милое сердце


Подготовила учитель ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 25 Дятлова Ирина ГеннадиевнаМАСТЕР-КЛАСС«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «МИЛОЕ СЕРДЦЕ» Воспитывайте в детях доброту!Воспитывайте долго и упорно!Душевную корчуйте глухоту,Как в пахоте оставленные корни.О, доброта! Она всегда в цене.Фундамент мира! Столп его! Вершина!И, если не расплавлен мир в огне,То это – Доброта! Она – причина.Чтоб не шагнул за страшную чертуВесь этот мир, чтоб жизнь не оскудела,Воспитывайте в детях доброту!Воспитывайте! Нет важнее дела!(Е. Мартышев) Максимальное преодаление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.Подготовка учащихся к производительному труду.Социальная адаптация в условиях современного общества.Задачи школы Задачи воспитательной работы:1. Выработка положительных качеств личности.2. Формирование правильной оценки окружающих и самих себя.3. Формирование нравственного отношения к окружающим.Специфическая задача:Повышение регулирующей функции интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях в разных видах деятельности.«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой (2006 год)Цель воспитательной работы –социализация воспитанников Посеешь мысль – пожнёшь поступок.Посеешь поступок – пожнёшь привычку.Посеешь привычку- пожнёшь характер.Посеешь характер – пожнёшь судьбу.Народная мудрость. ПАСПОРТ ПРОЕКТА (С. 4-5 «Сборник методических материалов»)Проект – это «От души выполняемый замысел»  Килпатрик Уильям Херд (1871-1965).  Проект - это совокупность документов, подготовленных для создания какого-либо продукта, реализации замысла, решения проблемы, изменения отдельной системы. Основание для разработки проектаОрганизация занятости учащихся.Потенциальные заказчики и потребителиС(К)Ш, дома – интернаты, детские дома. Разработчик и руководитель проекта – учитель-дефектолог Дятлова И. Г.Участники проекта:Учащиеся 4б класса Трефелова В.А. -библиотекарьБезлепкина Е.Ю. – педагог-психолог, учитель рисования,Дятлов В.В. – учитель профессионально-трудового обученияКотова О.В. – педагог-организаторШадымова Л.Л. – музыкальный руководительСорокин Ф.А., Жидкова И.М. - воспитатели Тип проекта, предметная область Социальный, социальные отношенияВид проекта, предметная область ИсследовательскийВид по продолжительности осуществления проекта Краткосрочный Вид по составу и структуреМонопроектВедущая идея проекта Нравственное воспитание, развитие познавательной активности учащихся через коллективные творческие дела ЦельИзменение социальной действительности: внедрить в практику работы учреждения комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственных понятий–доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, помощь; на формирование умения делать добрые дела; для совершенствования системы воспитательной работы в направлении «нравственное воспитание», «основы нравственного здоровья» для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей (с ограниченными возможностями здоровья). ЗадачиРаскрыть особенности личности детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся вне семьи.Выявить уровни сформированности нравственных понятий, умения совершать добрые дела на данный момент у детей-сирот с нарушением интеллекта (высокий, средний, низкий).Внедрить комплекс мероприятий по формированию нравственных понятий у детей – сирот.Выявить эффективность комплекса мероприятий. Результат работы Повышение уровня сформированности нравственных понятий, готовности совершать добрые дела у учащихся 4 б класса специальной (коррекционной) школы. МАСШТАБ РЕАЛИЗАЦИИ ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 25» г. Братска, 4б класс.СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА1.09.14. – 1.03.15. ПроблемаГосударство, в основном, работает над тем, чтобы активизировать деятельность общества в плане проявления милосердия к детям – сиротам, имеющими проблемы в развитии, проводятся акции, направленные на привлечение внимания общества к этим к детям, а формированию чувства милосердия, доброты у самих детей – сирот с нарушением интеллекта уделяется недостаточно внимания.Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. Содержание проекта 1. Выявлены уровни сформированности нравственных понятий, умения и готовности совершать добрые дела на данный момент у детей-сирот с нарушением интеллекта (высокий, средний, низкий).2. Разработан и внедрён комплекс мероприятий по формированию нравственных понятий у детей – сирот.3. Выявлена эффективность комплекса мероприятий – произошло повышение уровня сформированности нравственных понятий, умения совершать добрые дела в повседневной жизни.4. Учтены возможные недостатки проекта, выявлены через анализ и самоанализ. Ожидаемые результаты Оценивать работу по реализации проекта будут:1. администрация школы;2. администрация Дома престарелых; 3. разработчик проекта (Дятлова И.Г.). Отчетность по проделанной работе будет проходить на педагогическом совете в форме: 1. Отчёта - презентации и демонстрации журнала «Милое сердце».2. Представления «Сборника методических материалов».3. Анализа и самоанализа работы (насколько достигнуты цели и задачи; какие факторы этому способствовали, а какие мешали; насколько эффективны методы; чему научились участники проекта; какие допустили ошибки и как их можно исправить). Оценка и отчётность Этапы работы над проектомконстатирующийформирующий контрольный 1. Изучение и анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.2. Сравнение, систематизация, обобщение данных.3. Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, решение практических задач, анкетирование. Методы исследования на 1 и 3 этапе Педагогические методыБеседа рассказобъяснениеубеждениеиграпрактическая работаКоррекционно-развивающие упражнениячтение и анализ произведений, мультфильмов и др. Стр. 8-10 «Сборника методических материалов»План мероприятий Классный час на тему: «Урок доброты» (введение в проект).октябрьКТД. Оформление классного уголка «Милое сердце», начало оформления журнала.октябрьЧтение и анализ литературных произведений на уроках чтения по теме проекта. ноябрь-декабрь русский язык,;развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,;чтение; музыка и пение; изобразительная деятельность; трудовое обучение (ручной труд, профессионально-трудовое обучение); физкультура. Межпредметные связи медиа проектор, ноутбук, колонки, телевизор, магнитофон, цветной принтер; мультифоры форматом А3, листы ватмана форматом А3, бумага форматом А4, цветные ленточки, ножницы, цветная бумага, металлизированная, бархатная, лакированная бумага, белый и цветной картон, клей, карандаши, фломастеры, материалоотходы (для поделок), столярные инструменты; кружки, чайник, конфеты, печенье (для чаепития); ГСМ (для выезда); книги на тему «Добро и милосердие в литературе», атрибуты для игр, атрибуты и костюмы для сценки «Сказка про Заиньку и добрые дела», «Птичка» Необходимое оборудование 1. Данный проект можно реализовывать на других классах школы с учетом возрастных особенностей, а также в других учреждениях специального образования. 2. В 5 классе (в 2015-2016 учебном году) желательно продолжить реализацию проекта, составив дополнительный план мероприятий, расширив сферу деятельности. 3. При финансовых возможностях учреждения можно реализовывать проект с расчётом бюджета. Дальнейшее развитие проекта КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП (с. 12 «Сборника методических материалов)Обобщение опыта работы по реализации проекта Наблюдение за детьми на уроках и переменах, во внеурочной деятельности по проблемам: «Взаимоотношения между детьми, детьми и педагогами (межличностное общение, проявление взаимопомощи, взаимовыручки, употребление вежливых слов, умение взаимодействовать)». А) Ты идёшь по коридору. Впереди идёт девочка. Она упала. Что ты будешь делать?-засмеёшься; - пройдёшь мимо; - поможешь подняться; -позовёшь воспитателя;- свой вариант.2. Решение детьми практических ситуаций Ответь на вопросы. - Что такое доброта?- Добрый человек. Какой он?-Что такое добрые дела?- Какие добрые дела ты делал?-Какие добрые дела ты хотел бы совершить?3. Анкетирование -  у детей чётко сформированы знания о природе доброты и сопутствующих качествах;- имеется положительная устойчивая внутренняя мотивация  к совершению добрых поступков;-  добрые   поступки  регулярно совершаются  ребёнком, переходят в привычку;-взаимоотношения с детьми и взрослыми доброжелательные; - знания и практические умения находятся в гармонии. Высокий уровень -   недостаточно сформированы представления о доброте и сопутствующих качествах;-   имеется ситуативная положительная мотивация к совершению добрых дел;- взаимоотношения с детьми и педагогами нестабильные (варьируются - доброжелательные, напряжённые, конфликтные).Средний уровень -   у детей поверхностные представления о доброте, не всегда верные, часто искажённые; либо нет никаких представлений вообще;- наблюдается практическое отсутствие навыков и мотивации в совершении добрых дел;- взаимоотношения с детьми и педагогами чаще напряжённые, конфликтные. Низкий уровень Уровни сформированности понятия о доброте и сопутствующих качествах, готовности совершать добрые дела до формирующего этапа. Формировать представление у учащихся о «доброте», о добрых делах.Формировать умение проявлять это качество в жизни.Развивать познавательную активность учащихся.Формирующий этапЗадачи: «Урок доброты»«Ежели вы вежливы»«Доброжелательные отношения – залог крепкой дружбы» Классные часы(стр.43-56 «Сборника методических материалов», стр. 19, 47-48 журнала «Милое сердце») Принципы проведения классных часов - Опора на все анализаторы (послушали, посмотрели, прочитали, нарисовали, написали, представили, спели, поиграли, склеили, составили, продраматизировали) . Использование большого количества коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие познавательной активности ( анализ литературных произведений, работа с пословицами, тест «Верно-неверно» и др.). Неоднократное разъяснение – что такое доброта (это качество личности человека), сопутствующие качества– забота, сочувствие, милосердие, сопереживание, взаимовыручка, взаимопомощь, стремление делать добрые дела.ПРОБЛЕМА: ДОБРОТА – ПОНЯТИЕ АБСТРАКТНОЕ, трудное для понимания и осознания умственно отсталыми детьми. Чтение и анализ литературных произведений. Иллюстрирование прочитанных произведений. (стр. 57 «Сборника методических материалов», стр. 25-30 журнала «МИЛОЕ СЕРДЦЕ») - -ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЧАСАХ) Просмотр мультфильмов с обсуждением за круглым столом и чаепитием. (стр.21-24 журнала «Милое сердце»)Принципы:1. Все просмотренные мультфильмы имели чёткую воспитательную направленность.2. Перед просмотром дети были нацелены на решение проблемных вопросов, ситуаций.3. По ходу просмотра мультфильма останавливала, разъясняла некоторые ситуации, события. 4. При обсуждение мультфильмов акцент был сделан на то, чтобы дети сравнивали свои поступки с поступками героев. 5. Обязательное иллюстрирование просмотренных мультфильмов.ПРОБЛЕМЫ: дети с большим удовольствием смотрели мультфильмы зарубежного производства (в отличии от мультфильмов советского периода). Мультфильмы советского периода дети не знают. Только после цикла просмотров смогла убедить детей в том, что эти мультфильмы интересные, поучительные. Дети предпочитают мультфильмы-боевики, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ, ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ (Стр.23 «Сборника методических материалов»). ПРИНЦИПЫ:Игры разучивались и проводились, в основном, на переменах или прогулках. Игра – это ведущая деятельность у детей класса, поэтому этой форме работы было уделено очень много времени. Дети учились в игре проявлять доброе отношение друг у другу, взаимодействовать друг с другом.ПРОБЛЕМЫ: В НАЧАЛЕ РАБОТЫ ДЕТИ ВО ВРЕМЯ ИГР ЧАСТО ССОРИЛИСЬ, НЕ ХОТЕЛИ ИГРАТЬ, ПРОТЕСТОВАЛИ, ПРЕДПОЧИТАЛИ ОДИНОЧНЫЕ ИГРЫ. КТД (коллективные творческие дела) с. 39-44 журнала «Милое сердце)Изготовление кормушки для птиц, кормление птиц. Изготовление новогодних игрушек для учащихся 2 класса.Подготовка концерта для бабушек и дедушек Братского дома –интерната (Дом престарелых людей).Изготовление подарков для жильцов Дома Престарелых.Оформление журнала по проекту. Коллективные творческие дела (КТД) — одно из эффективных вос­питательных средств, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива педагогов и воспитанников. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛОКОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Например: подготовка концерта для бабушек и дедушек ( с. 41, 43-44 журнала «Милое сердце) Автор методики КТДИгорь Петрович Иванов (1923-1992) доктор педагогических наук академик Российской академии образования профессор ЛГПИ (Ленинградский государственный педагогический институт) лауреат премии имени А.С. Макаренко. Педагогики сотрудничестваПедагогики социального творчестваКоллективного творческого воспитания Активизация познавательной деятельности школьников – актуальная проблема коррекционной педагогики. Для педагогов это давно азбучная истина: если дети захотят выполнить какую-либо деятельность, имеют к этому мотивацию, то эффективность познавательного процесса , процесса обучения и воспитания существенно возрастает.Умственно отсталым детям часто интересно то, что им понятно и доступно ( посильно). Коррекционная направленность методики КТД:коллективное творческое дело является мощным средством, способом пробуждения, активизации интереса к деятельности; коррекция недостатков развития (познавательной деятельности, ВПФ, личности);развитие ответственности за проводимые дела;создание настроя на совместимую творческую работу в коллективе;формирование взаимопомощи, взаимопонимания меж­ду учащимися, умения работать в коллективе; развитие умений и навыков анализировать свою деятельность и деятельность коллектива; подготовка к самостоятельной жизни и труду. Стадии проведения КТД ВПервая стадия — стартовая беседа. Вторая стадия — коллективное планирование. Третья стадия — коллективная подготовка. Четвертая стадия — проведение КТД. Пятая стадия — коллективное подведение итогов. На всех стадиях ведущая роль - педагога Первая стадия — стартовая беседаПедагог ув­лекает воспитанников перспективой интересного и полезного дела. Первичное обсуждение вопросов: для чего? когда? где? кто уча­ствует? с кем вместе готовим КТД? На данном этапе происходит объединение детей на основе осознания каждым ребенком целей совместной деятельности, создания условий для развития общнос­ти мотивации. Вторая стадия — коллективное планированиеУчащиеся во главе с педагогом обсуждают: что именно будем делать? Как? Где возьмём информацию? С кем будем работать? И т.д.На этом этапе дети учатся понимать точку зрения других, вырабатывать план совмест­ных действий. Таким образом, при личном участии каждого учащегося сообща создается проект предстоящего дела . Третья стадия — коллективная подготовка Распределение поручений между учащимися.Педагог контролирует качество их выполне­ния.Оказывает каждому необходимую помощь. Каждый учащийся вносит свой вклад в реализацию общего дела. От успеха каждого зависит успех всего дела. Работа строится не на основе соперничества, а на сотрудничестве и взаимоответствен­ности. Дети учатся понимать друг друга, развиваются их органи­заторские, коммуникативные, практические умения, раскрыва­ются способности. Четвертая стадия — проведение КТДЭто непосредственно само проведение КТД.На этапе реализации КТД особенно четко проявляются как положительные качества детей, так и их слабые стороны. Ребята приобретают опыт коллектив­ной творческой деятельности, создается единый эмоциональный настрой. Пятая стадия — коллективное подведение итоговПедагог предлагает на классном часе, воспитательном занятии вопросы для раз­мышления: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и по­чему? Что предлагаем на будущее?В заключительной части педагог обобщает мнения ребят. Данный этап разви­вает умения анализировать деятельность как свою, так и других. Этапы работы над подготовкой и проведением благотворительного концерта (на всех этапах ведущая роль – педагога):- стартовая беседа (цель – создание мотивации к работе – будем делать общее доброе дело – благотворительный концерт для бабушек и дедушек);- коллективное планирование (обсуждение «Какой будет концерт?» «Какие будут номера?», «Что подарим?» «Где возьмём подарки?», «Что нужно делать, чтобы концерт получился хороший, чтобы мы принесли людям радость? );- коллективная подготовка (распределение обязанностей, подготовка – ежедневная работа с детьми);- проведение КТД (непосредственно проведение концерта);- коллективное подведение итогов (Оценивание результата, Что получилось? Почему? Что не удалось? Почему? Что учтём на будущее?) Специфика проведения КТД в коррекционной школе1. Ведущая роль принадлежит взрослому - педагогу.2. Ответственность за КТД лежит на педагоге.3. Учитывая сложности формирования коллектива – более сложная и тщательная подготовка к КТД.4. Результат может быть разный (часто непредсказуемый). 5. При отсутствии системы работы с детьми группе – возникает много сложностей. Изготовление подарков для бабушек и дедушек. Подготовка концерта Помощь друг другу в учёбе Поздравительные открытки друг для друга. Изготовление новогодних подарков для 2 класса. Подготовка сказки для малышей. Изготовление кормушки. Кормление птиц. Самые главные добрые дела ПОСЛУШАНИЕ ВЗРОСЛЫМ, ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ.ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД. Как делали журнал-отчёт по проекту? КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП.Уровни сформированности нравственных понятий, готовности совершать добрые дела после формирующего этапа. Основные проблемыИждивенческая позиция детей. Привычка получать, а не давать. Доброта, сопутствующие качества – понятия абстрактные для умственно отсталых детей. Трудности понимания.Большой разрыв между знаниями о доброте, добрых делах и жизненными убеждениями ( привычками делать добрые дела). Социальная депривация, синдром детского дома. Опасности социального изолирования. Трудности общения с людьми в социуме.Дети с большим интересом и желанием делают добрые дела для детей других классов или детей или, например, для жильцов Дома престарелых,, чем для друг друга и школы. ( возможная причина -устают друг от друга, привычка друг ко другу, «единое Я» Не хватало времени на реализацию проекта. Благодаря тому, что была создана творческая группа педагогов и тому, что у руководителя проекта была возможность много времени проводить с детьми - проект был реализован.На будущее – планирование мероприятий по проекту на весь учебный годИждивенческая позиция детей. Привычка получать, а не давать. Доброта, сопутствующие качества – понятия абстрактные для умственно отсталых детей. Трудности понимания.Большой разрыв между знаниями о доброте, добрых делах и жизненными убеждениями ( привычками делать добрые дела). Социальная депривация, синдром детского дома. Опасности социального изолирования. Трудности общения с людьми в социуме.Дети с большим интересом и желанием делают добрые дела для детей других классов или детей или, например, для жильцов Дома престарелых,, чем для друг друга и школы. ( возможная причина -устают друг от друга, привычка друг ко другу, «единое Я» Не хватало времени на реализацию проекта. Благодаря тому, что была создана творческая группа педагогов и тому, что у руководителя проекта была возможность много времени проводить с детьми - проект был реализован.На будущее – планирование мероприятий по проекту на весь учебный год Достоинства проекта1. Проект – это система работы педагога.2. Дети с удовольствием работают по проекту.3. Организована занятость детей во внеурочное время.4. Учащиеся и педагоги объединены общей идеей, целью. 5. Во время реализации проекта происходит коррекция познавательной деятельности и личности учащихся. 6. Происходит активизация деятельности педагогов (творческой группы), повышение профессионального мастерства. ПословицыДоброе словоНе одежда красит человека,Торопись на доброе дело,Не хвались серебром,Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром.ищи доброты.а худое само приспеет.в том и правды мало.того Бог отблагодарит.и кошке приятно.а его добрые дела.



Благодарим за внимание! КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП.Уровни сформированности нравственных понятий, готовности совершать добрые дела после формирующего этапа.