Рабочая программа по внеурочной деятельности патриотической направленности
Литературное краеведение
Пояснительная записка
Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время знакомства с произведениями и при организованных встречах с авторами. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут обучающихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, — всё это станет итогом работы по предмету.
Цель:
Формировать эстетическое чувство, художественный вкус.
Развивать эстетического отношения к жизни.
Обогащать мир чувств, эмоций обучающихся через произведения писателей родного края.
Привлечь интерес к литературному творчеству писателей Курского края и создать потребность в нем.
Организовать условия благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение загадок; написание сказок, стихов, иллюстрирование, изготовление поделок, театрализацию, создание собственного сборника.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам общеобразовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении. Данная программа «Литературное краеведение» рассчитана на преподавание в 5 классе средней школы по 35 часов в год (один час в неделю). Продолжительность проведения занятий 40-45 минут. Занятия по «Литературному краеведению» осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Курской области в историко-культурное наследие региона;
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по литературному чтению;
привить обучающимся умения и навыки творческой деятельности;
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
приобщить учеников к богатой культуре Курской области.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
Беседы (с презентацией);
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
Творческая работа: сочинение сказок и стихотворений с применением особых приёмов, театрализация произведений.
Создание собственных сборников и затем коллективных. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты Формируемые умения Средства формирования
личностные формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Литературное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «Литературное краеведение» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию освоения программы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в произведениях писателей и поэтов Курской области;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей на примере литературных произведений родного края;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения с помощью литературных произведений родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Курской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с литературными произведениями Курской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке собственных работ, сборников;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над собственным произведением;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
Узнавать произведения и авторов родного края;
Осуществлять работу над произведениями, создавать собственные;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать творческие приёмы при работе над произведением ;
работать с книгой, знать, где найти книги писателей Курского края;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с собственными сочинениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую творческую деятельность школьников. Формы организации занятий по курсу «Литературное краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме: викторин, творческих заданий; подготовка и театрализация произведений писателей курского края.
Тематическое планирование
Название темы Количество часов
теория практика
1 Изучаем творчество А.П. Гайдара
«Тимур и его команда», «Война и дети». 1 6
2 Изучаем творчество Е.И. Носова
«Моя Джомолунгма», «На рыбачьей тропе» 1 6
3 Изучаем творчество К.Д. Воробьёва
«Друг мой Момич», «Вот пришёл великан» 1 6
4 Изучаем творчество М.М. Горбовцев«Мишкино детство» 1 4
5 Проба пера 1 3
6 Спектакль по произведению любимого писателя 1 4
Итого 6 29
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Ноутбук
Проектор
Экран
Карта РФ, Курской области.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.