Урок по русскому языку Основные способы образования слов в русском языке
"Основные способы образования слов в русском языке". 6-й в класс
Цели урока:
Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, углубить знания о способах словообразования в русском языке.
Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая: развить творческие способности учащихся, развивать навыки работы с информацией.
Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная,групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы к уроку: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей, партнёров по лицу, партнёров по плечу. На уроке я ожидаю от вас, что вы будете думать, используя умение проявлять интерес и задавать вопросы, аргументированно рассуждать, раскрывать сущность темы, связывать новые знания с предыдущими. В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал.
3Словарная работа
Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех». Подберите однокоренные слова к слову успех (успешный, успешность..) А какое из этих слов встречается в миссии нашей школы? (Успешность). А сейчас вам нужно составить 3 предложения, объяснить, что помогает добиться успеха в любом деле? Вам даётся на выполнение задания 3 минуты.
( Примерный ответ: Я думаю, в любом деле, любой профессии человеку нужны крепкие знания. Также необходимо уметь понимать других, работать в команде. А преодолеть трудности поможет трудолюбие.)
4. Повторение пройденного
Самостоятельная работа на листочках по пройденному материалу. Вы работаете с партнёром по плечу, примените свои знания, покажите хороший результат, начинают участники под номерами 2 и 3 (Релли Робин)
Загорать на пляже,
Беречься от загара
Располагать свободным временем,
Школьный возраст
Утренняя заря
Молоко пригорело
Возлагать надежды
Полезные растения
Взобраться на пригорок
Гористая местность
Собираться за грибами
Запереть дверь
Учитель предлагает назвать свои ответы нескольким учащимся.
5. Изучение нового материала. Учитель даёт время на обдумывание ответов на вопросы.
- А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.
Способы словообразования:
морфемный
сложение
Способ сложения:
Сложение основ (зверолов, пешеход)
Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)
·
Сложносокращенные слова:
Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
Часть состоящая из нач. букв (МВД, МГУ)
Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, )
А теперь обратитесь к 33 параграфу учебника. Учитель дает время на размышление.
- Смогли ли бы вы объяснить материал параграфа своему однокласснику?
- Как можно описать один из способов словообразования?
Теперь мы выполним с вами коннект-экстенд-челэндж. Вы должны будете связать свои новые знания с тем, что вы уже знаете, и вычислить будущие затруднения. На выполнение задания вам даётся 5 минут, в случае необходимости выделяется дополнительное время.(Примерный ответ: Я знал из раздела «Морфемика», что суффикс –значимая часть слова, теперь знаю: есть суффиксальный способ образования новых слов в русском языке. Но думаю, что не всегда самостоятельно смогу определить способ образования слова и придётся обратиться к словообразовательному словарю).
6.Первичное закрепление. ( Учащиеся работают в командах: команды 1,3,5 выполняют задание на карточке, команды 2,4,6,7 выполняют упражнение 163 по учебнику)
Команды выслушивают ответы друг друга, поясняют свой выбор способ образования слова. высказываются о возникших затруднениях при выполнении задания.
Задание для команд 1,3,5
Лесной < лес - суффиксальный
Ветвистые < ветви - суффиксальный
Синь < синий - бессуффиксный
Рассада < садприставочный
Посадки < садприставочно-суффиксальный
Садовод < сад, водить -- сложение основ
Разгорается < гореть – приставочно-суффиксальный
Садовник < садовый – суффиксальный.
7.Самостоятельная работа учащихся. (Каждый учащийся выполняет работу на отдельном листочке). На выполнение задания учащимся даётся 10 минут.
Мы с вами знаем, что каждый урок пополняет копилку знаний. А что вы сегодня положите в свою копилку я и ваши одноклассники узнают из вашего мини – сочинения. А количество слов у нас строго определено, потому что мы будем выполнять 800 рублей Самэри. Каждое слово стоит 20 рублей, всего должно быть 40, и обязательно перечисляем способы словообразования. ( Учащиеся зачитывают работы, одноклассники оценивают,выбирают лучшие, обосновывают свои оценки).
Лучшие работы вывесим на стену.
8.Итог урока.Рефлексия.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
---- Сегодня я узнал..
---- Я научился..
---- Я выполнял задания и запомнил..
----Теперь я могу..
(Выступают учащиеся из каждой команды)
Домашнее задание: выполнить упр.164 или
подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.
15