Обобщение педагогического опыта по теме:«Формирование ключевых компенсаций развития личности через реализацию проектного обучения».


Обобщения педагогического опыта.

1 блок. «Информационный»
1. Наименование темы (проблемы) опыта: «Формирование ключевых компетенций развития личности через реализацию проектного обучения».
2.Адрес передового опыта «Зюзинскавя основная общеобразовательная школа » филиал МКОУ «Боровская среднеобразовательная школа» Белозерского района, ул. Молодёжная ,37
3. Объект - учебно-воспитательный процесс в 5-9классах.
4.1. ФИО – Соловьёва Елена Александровна
4.2. Должность - учитель технологии , обществознания
4.3. Образование (что, где, когда окончил(а), специальность)

2002году, Шадринский государственный профессионально – педагогический колледж, по специальности – «Мастер швейного производства – техник»;
2006году, Челябинский государственный педагогический университет, по специальности – «учитель технологии и предпринимательства»;

4.4. Стаж: общий 12 лет, педагогический 8 лет, в данной должности 8 лет, в данном учреждении 3 года
4.5. Квалификационная категория - вторая , разряд -12
5. Условия возникновения, становления опыта.
Актуальность методической системы обусловлена современными требованиями к средней и основной школе, которые предполагают формирование у обучающихся основных ключевых компетенций. Следовательно, кардинальные перемены необходимы не только в содержании образования, но и в технологии организации образовательного процесса. Опыт перспективен с точки зрения использования дополнительных возможностей совершенствования учебного процесса, удовлетворения образовательных запросов каждого ученика. Источником возникновения методической системы стали противоречия между традиционным репродуктивным обучением, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения информации, и проектным обучением, ориентированным на образование для жизни, успешную социализацию в обществе и личностное развитие каждого ребенка. Практическая значимость заключается в успешной реализации механизма формирования ключевых компетенций, развития личности через реализацию проектного обучения.
6. Стабильность опыта.
Данный опыт функционирует шестой год и даёт стабильно высокие результаты обученности учащихся.

2 блок «Теоретическая интерпретация опыта»
Теоретическая база опыта
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта).
Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Слово «проект» толкуется в словарях как «плен, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а в планирование – процесс создания проекта».
Новизна опыта
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жёстко заданным набором технологий. Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач. У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Ведущая идея опыта: обучение, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология опыта:
Цель: проектную деятельность, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций.
Задачи:
1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
2.Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.
3.Развитие интереса к процессу познания на уроках технологии.
Принципы, разработанные (используемые) автором опыта
-пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
-изменение психологических условий обучения;
-создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
- создание психологической комфортности;
-равенство всех участников учебного процесса;
-не принудительное привлечение детей к деятельности;
-возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
-вера в каждого ребенка;
-максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.




Методы, приемы и формы педагогической деятельности.

Этапы выполнения проекта
Формы и методы обучения

1. Поисковый
- проблемная беседа;
- рассказ;
- консультация;
- самостоятельная работа;
- экскурсия

2. Конструкторский
- беседа;
- дискуссия;
- “мозговой штурм”;
- морфологический анализ;
- дизайн-анализ;
- ТРИЗ;
- ролевая игра;
- самостоятельная работа

3. Технологический
-беседа;
- показ;
- упражнение;
- самостоятельная работа;
- практическая работа

4. Заключительный
- беседа;
- дискуссия;
- консультация;
- деловая (ролевая) игра;
- имитационно– деятельностная игра

Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые я использую в методе проектов.
Прежде всего, продумываю «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
Средства, разработанные (используемые) автором опыта
Разработанные программы по планированию проекта.
Печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, инструкционные и технологические карты, контролирующие программы).
Электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, сетевые образовательные ресурсы и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, видеофильмы образовательные, электронный учебник и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты).
Демонстрационные (натуральные образцы, макеты, стенды, модели демонстрационные)
Учебное оборудование (швейные машины, электрооборудование, инструменты и т.д.)
Педагогическая целесообразность средств.
Помогают воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений; помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога; формируют у учащихся визуальную и слуховую культуру; дают учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

3 блок «Приложение к опыту».
Характеристика основных этапов проектного обучения
Этапы выполнения проекта
Задачи, решаемые учащимися
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта; планирование проектной
деятельности по этапам; сбор, изучение,
обработка и анализ
информации по теме проекта.

Обсуждают проблему
с учителем и сверстниками; формулируют задачи; уточняют и анализируют информацию;
устанавливают цели
и выбирают план действий;
проводят исследования,
фиксируют результаты.
Мотивирует учащихся; ставит перед участниками проблему
и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; наблюдает, консультирует

2. Конструкторский
Поиск оптимального решения задачи проекта; исследование вариантов конструкции
с учетом требований дизайна; выбор технологии изготовления;
экономическая оценка;
экологическая экспертиза; составление конструкторской
и технологической документации.

Работают с информацией;
проводят синтез, анализ и оценку идей; выполняют графические работы;
оформляют документацию.

Организует, активизирует
и направляет поиск и выработку идей;
высказывает предположения; помогает в выборе решений;
советует (по просьбе); рекомендует;
наблюдает; консультирует.

3. Технологический
Составление плана практической
реализации проекта, подбор необходимых инструментов,
материалов и оборудования; выполнение запланированных
технологических операций;
текущий контроль качества; внесение при необходимости
изменений в конструкцию
и технологию.
Выполняют необходимую подготовку
и изготавливают изделие;
осуществляют самоконтроль
и корректировку своей деятельности;
проводят контроль качества
обработки деталей изделия.

обеспечивает материальную базу;
косвенно руководит
деятельностью учащихся; организует и координирует
процесс изготовления;
знакомит с новыми приемами
обработки материалов; консультирует.

4. Заключительный
Оценка качества
выполнения изделия;
анализ процесса
и результатов
выполнения проекта;
изучение возможности
использования результатов
проектирования.



Осуществляют самоанализ
и самооценку результатов
проектирования;
готовят документацию
к защите;
защищают проект;
участвуют в коллективном
обсуждении и оценке результатов проекта.

Консультирует;
оказывает помощь;
организует защиту
и обсуждение проектов;
слушает;
участвует в анализе
и оценке результатов
проекта;
аргументировано оценивает
работу учащихся
над проектом.


Примерная тематика проектов
5 класс
Фартук своими руками
Фартук – элемент русского национального костюма
Фартук – современный
Панно для украшения комнаты (ткань, аппликация)
Прихватки (аппликация, лоскутная техника)
Вышивка – древнее рукоделие
Игрушки – подушки
Салфетка в подарок маме
Мягкая игрушка
Завтрак для всей семьи
Интерьер кухни
6 класс
Юбка своими руками
Шорты для отдыха
Подарок маме (вышивка, аппликация)
Прихватки
Изготовление салфеток ( вышивка)
Подарок своими руками
Пути экономии электроэнергии
Здоровый ужин
Интерьер детской комнаты
7 класс
Ночная сорочка
Современная туника
Вышивка
Платье для дома
Подарок для друга
Одежда для отдыха
Декоративно - прикладное изделие для украшения интерьера жилища
8 класс
Из истории костюма
Салфетки для семьи в подарок
Изготовление диванной подушки
Отделка готового изделия
История развития моды
Швейное изделие своими руками
Волшебная паутинка (вязаные кружева)
Домашняя экономика
Оценочный лист проекта
Параметры оценивания
1 Актуальность выбранной темы
2 Глубина раскрытия темы
3 Практическая ценность проекта
4 Композиционная стройность
5 Соответствие плану
6 Обоснованность выводов
7 Правильность и грамотность оформления
8 Аккуратность и дизайн оформления
9 Содержательность приложения
10 Выступление на защите
11 Умение изложить самое интересное и ценное
12 Умение отвечать на вопросы
13 Умение защищать свою точку зрения
14 Итоговая оценка
4 блок «Результативность опыта»
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала следующее:
Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
Учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них;
Учащиеся видят социальную и личную значимость предметно – преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда.
Подводя итог, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.
Опыт моей работы сопровождался мониторинговыми исследованиями, благодаря которым происходило получение оперативной, точной и объективной информации о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяло своевременно проводить коррекцию деятельности учителя и учащихся.






Результаты учебных достижений

Год
Средний балл

2012-2013
4.47

2013-2014
4.53

2014-2015
4.65



Дата заполнения анкеты автором опыта: 15.03.2015.
Подпись автора опыта ( Соловьёва Е.А)










































Результаты участия в олимпиадах и конкурсах
Год
Уровень
Название олимпиады, конкурса
ФИО обучающегося
Результат выступления


\

















Дата заполнения анкеты автором (авторами) опыта: ___________
Подпись автора (авторов) опыта _____________________________________












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15