Научная статья на тему Использование метода проблемного обучения на уроках литературы
Использование метода проблемного обучения на уроках литературы
Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Но, несмотря на большие успехи в совершенствовании содержания обучения, активизировавшем учебно-воспитательный процесс в целом, качество обучения и воспитания школьников все еще оставляет желать много лучшего. Поэтому нельзя не говорить и о наличии серьезных недостатков в теории и практике обучения.
Поиском путей активизации учебного процесса и познавательной деятельности учащихся занимались сотни ученых-педагогов страны. Отдельные исследования представляют значительный интерес по оригинальности постановки вопросов, по выдвижению новых гипотез и их доказательств.
Понятие проблемности обучения вошло в дидактику лишь в 60-е годы. Оно отражает, с одной стороны, объективное противоречие, содержащееся в изучаемом объекте, с другой – противоречие в сознании субъекта (учащегося), возникающее при столкновении с противоречием объекта, которое воспринимается учащимися как проблема, детерминирующая их действия по поиску способов ее решения. Эти два противоречия и порождают явление проблемности, обозначаемое понятием «проблемность обучения», которое является «ядром», основой активизации процесса обучения.
Концепция проблемного обучения базируется на идеях развивающего обучения. Она, как и ее технология, заключается в том, чтобы путем создания и решения проблемных задач и ситуаций, представляющих значительные, но в то же время посильные трудности, порождать стремление обучающихся к самостоятельному добыванию нового знания, формировать потребность в дальнейшем развитии, укреплять уверенность в своих силах и способностях, усиливать мотивацию учения, познавательный интерес.
Сущность метода проблемного обучения
Этот метод обучения стал широко использоваться с 60-х годов прошлого века после выхода монографии В. Оконя «Основы проблемного обучения», хотя исторически он восходит к «сократовским беседам».
К.Д. Ушинский придавал методу проблемного обучения большое значение. Но, несмотря на достаточно длительную историю, среди методистов, а тем более среди практических учителей широко распространены заблуждения и искажения его сущности. Причина, на наш взгляд, отчасти лежит в названии метода, которое крайне неудачно. В переводе с греческого слово «проблема» звучит как задача, но тогда искажается смысл – что означает «заданное обучение»? Это что, обучение решению задач или обучение путем решения задач? Смысла мало. Но когда используют термин «проблемное обучение», то на этом можно спекулировать, ведь у всех есть проблемы, есть они и в науке и в обучении, тогда можно говорить, что учителя применяют современные методы обучения. При этом часто забывается, что в основе проблемы всегда лежит противоречие. Противоречие, понимаемое как категория диалектики. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему – будь то в жизни или в науке. Если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача.
Если мы на учебных занятиях будем показывать, создавать противоречия, то мы и будем применять метод проблемного обучения. Не избегать противоречий, не уходить от них, а, наоборот, выявлять, показывать, вычленять и использовать для обучения, Как часто можно видеть, как на занятиях учитель легко и просто, без сучка и задоринки объясняет учебный материал, так у него все гладко получается: готовые знания просто «вливаются» в головы учеников. А между тем добывались эти знания в науке тернистым путем проб и ошибок, через постановку и разрешение противоречий, проблем (иногда на это уходили годы и десятилетия). Если мы хотим в соответствии с принципом научности приблизить методы обучения к методам науки, то необходимо учащимся показывать, каким путем знания были получены, моделировать тем самым научную деятельность, поэтому должны использовать проблемное обучение.
Суть проблемного обучения – создание и разрешение на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит диалектическое противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного.
Используя этот метод обучения, надо четко представлять, что возникающее противоречие является обычно противоречием для учащихся, а не для учителя или науки, следовательно, в этом смысле оно субъективно, но так как противоречие возникает по отношению к обучаемому, то оно объективно.
Противоречия могут возникать и быть обусловлены свойствами субъекта, воспринимающего учебный материал, поэтому можно создавать проблемные ситуации, основанные на противоречиях, связанных с особенностями восприятия учебной информации. Их можно создавать на формальном или неглубоком понимании материала, сужении или расширении рамок применяемых формул и используемых законов и т.п.
Бывают случаи, когда сами ученики подмечают противоречие в объяснении учителя или в учебном материале. Приведем пример, описанный известным учителем литературы Е.Н. Ильиным, когда противоречие в словах поэта обнаружил сам ученик,
«Как получается? – спросил меня однажды ученик. – Пушкин был ранен в живот? Так? А у Лермонтова что – «с свинцом в груди». Выходит, исказил? А еще реалист!»
Далее Е.Н. Ильин описывает, как он вместе с этим учеником разрешал противоречие. И здесь же еще приводит пример: «Комментирую стихотворение Лермонтова «На смерть Поэта»:
Не мог понять всей миг кровавый,
На что он руку поднимал!.,
Быть может, говорю классу, автору этих слов следовало бы иначе сказать: «на кого он руку поднимал»? Ведь речь-то идет о поэте, человеке. Не допустил ли Лермонтов ошибки? Лермонтов?! Задумались. Прием достиг цели? Активизировал. «Лермонтов нашел верное слово, Пушкин – это не только Пушкин, это... это...» – ребятам не хватает слов, умения, знаний, чтобы досказать, чем является для нас Пушкин. Что ж, придется поразмыслить дома и обстоятельно ответить на вопрос...»
Этот пример показывает, как эффективно проблемное обучение активизирует учащихся, побуждает их мыслить.
Проблемные ситуации необходимо разрабатывать и создавать в специальной методике, состоящей из нескольких этапов.
1. Вычленение из учебного материала тех вопросов, которые могут быть предметом проблемной ситуации, могут создать противоречие. Это могут быть оригинальные, неожиданные и парадоксальные результаты, явления, факты. Те места учебного материала, где ученики часто допускают ошибки, испытывают затруднения, тоже могут быть источником проблемных ситуаций.
2. Анализ тех фактических знаний, на основе которых должна создаваться проблемная ситуация. На этом этапе необходимо выяснить, что ученики уже знают, на каких представлениях может возникнуть противоречие. Очень важно найти время и место для конкретной ситуации в учебном материале. Ибо созданная раньше, чем надо, она не сможет увлечь учеников. Созданная позже – может превратиться в холостой выстрел.
3. Подготовка противоречия. На этом этапе надо определить, какими средствами создается противоречие. Это могут быть постановка опыта, вопроса, описание событий. Следует выстроить последовательность изложения учебного материала и задаваемых вопросов. Иногда необходимо решить, что полезно скрыть, завуалировать, не показать явно до поры до времени.
4. Определение возможной оценки учениками создавшейся ситуации. Здесь важно уметь себя поставить на место учеников, для того чтобы предугадать возможные ответы, предвидеть затруднения, ясно представить себе, в чем для учеников может заключаться противоречие, какая на него может быть реакция.
5. Определение путей разрешения противоречия. Прежде всего требуется оценить возможность разрешения противоречия самими учениками, сформулировать вопросы, которые следует задавать для направления мысли учеников в нужное русло при разной степени их активности. Необходимо продумать также ход подачи материала в случае, если активность учащихся будет недостаточна. Необходимо учитывать, что проблемной ситуацией практически никогда не смогут быть охвачены все ученики. Допустимы случаи, когда для одной части учащихся противоречие есть, а для другой – нет.
Существует довольно распространенное мнение, что разрешить проблемную ситуацию должны сами ученики. Однако этого вовсе не требуется, но обязательным является условие, чтобы они были эмоционально подготовлены к ее разрешению.
6. Методологический этап. На нем определяется, каким образом на занятиях следует проводить анализ причины возникновения противоречия, вскрывать механизм его проявления, делать обобщения и практические выводы.
Противоречие, если оно осознано учащимися, всегда активизирует их, задевает внутренние мотивы, побуждает задавать вопросы, искать решение, поэтому проблемное обучение – эффективное развивающее обучение. Оно позволяет вырабатывать у учащихся творческий подход к делу. В основе творчества всегда лежит вопрос, который сначала возникает внутри человека. Побудительным мотивом такого вопроса всегда является противоречие. Побуждая задавать вопросы, показывая, как вопросы возникают, мы вырабатываем у учеников творческий подход к работе.
Часто можно слышать мнение, что проблемное обучение можно использовать при работе лишь с подготовленными учащимися в старших классах. Однако это не так, противоречие может возникнуть в любой момент обучения и для любых учеников, поэтому проблемное обучение можно применять для детей любого возраста и уровня подготовки.
Учитывая возраст учащихся и наивный реализм их представлений, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу художественного произведения, на нравственные коллизии и т.д.
Необходимо отметить, что проблемное обучение требует от учителя хорошего знания учебного материала, опыта, даже чутья на проблемные ситуации. Затраты учебного времени также при этом достаточно велики, особенно по сравнению с традиционными методами обучения, но они окупаются возможностью организовывать поисковую деятельность, эффективно развивать диалектическое мышление учащихся. Проблемное обучение решает принципиально иные задачи обучения, которые трудно и даже невозможно решать другими методами.
Какие же можно сделать выводы?
Главные цели проблемного обучения: развитие мышления и интеллектуальных способностей обучающихся, творческих умений; воспитание активной творческой личности; развитие проблемного мышления.
Руководитель занятий, педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая самостоятельно осмысливать их, находить пути и средства решения. При этом включается творческое мышление, идет интеллектуальный поиск выхода из положения либо самостоятельно, либо с помощью педагога.
Таким образом, в основу технологии проблемного обучения положена преднамеренная постановка перед обучающимися учебно-познавательных задач, ситуаций, противоречий, решение которых организуется в основном силами самих участников занятия. Алгоритм ее включает:
- постановку проблемы (задачи) и побуждение обучающихся к ее решению;
- понимание обучающимися сущности проблемы и ее внутреннее принятие, т.е. формирование у людей установки (мотивации) на поиск ее решения;
- процесс поиска решения проблемы, включающий анализ сложившейся ситуации, актуализацию качеств ума, знаний и умений, выдвижение гипотез, их обсуждение и оценку аргументированности, проверку продуктивности принятых решений;
- определение итогового результата, его всесторонняя оценка с точки зрения требований, предъявляемых к характеру подобного рода учебных и профессиональных задач.