Статья Использование проблемного метода обучения на уроках русского языка.

Использование проблемного метода обучения на уроках русского языка.

Приказюк Зарина Александровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ Увельская СОШ №2
п. Увельский, Челябинской области

Важность методов обучения в развитии учащихся несомненна. Установлено, что развивает и формирует учащегося не столько само знание, сколько метод его приобретения. Дж. Брунер считал, что если современному человеку не дается какой-нибудь предмет, то причина, возможно не столько остановка в развитие, сколько наша неспособность понять, как следует преподавать этот предмет.
Творчески работающий учитель всегда оценивает методы преподавания по тому, как они способствуют развитию мышления и воспитанию учащихся, насколько они позволяют связать изучаемый предмет с практикой.
Однако методы обучения могут и тормозить развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, если учитель излагает материал в готовом виде, не ставит перед ними никаких познавательных задач, избегает противоречий. При такой организации обучения на долю ученика остается лишь запоминание, заучивание каких-то сведений. Такие методы обучения зачастую дают искаженную картину мира. А.М. Матюшкин, например, по этому поводу пишет: «Поступив в школу, ребенок в некоторых случаях как бы разучивается думать. За него думает учитель. Учитель излагает те сведения, которые должны быть усвоены, ставит вопросы и предлагает сам ответы на них, формулирует задачи и объясняет способ их решения. Ученик должен запомнить изучаемый материал, повторить его дома и выполнить упражнение, необходимое для тренировки усваиваемых навыков».
Такое обучение дает большей частью формальные знания. Возможности учеников применить эти знания в нестандартных ситуациях, крайне ограничены.
Организация обучения, при которой преобладают натаскивания «по образцу», «подстановки», «вставки пропущенных букв» и т.п., мешают развитию детей.
Из всех известных методов обучения, получивших наибольшее распространение в школе (частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный и т.д.), хочется остановиться на проблемном методе. Процесс мышления, являясь специфической рефлекторной деятельностью мозга, свое начало берет в проблемности познания. Процесс мышления порождается в противоречии между знанием и незнанием. Большинство специалистов интеллектуальное затруднение, взывающее познавательный вопрос, называют проблемной ситуацией. Важно то, что суть интеллектуального затруднения не в том, что ученик забыл правило и пытается его вспомнить, а в том, что ситуация породила информацию, находящуюся в противоречии с опытом или с тем, что представлено учителем. Порожденные проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления, направленный на решение противоречия. Таким образом, учитель решает две проблемы: обучение предмету и развитие мышления.
Отсюда вытекает, что в урок надо стремиться планомерно включать строго продуманную систему специально организованных и последовательно разрешаемых проблемных ситуаций. Эпизодическое, случайное включение проблемных ситуаций приносит некоторую пользу, внося оживление в процесс обучения, но обеспечить развитие творческой самостоятельности может только соответствующая система специально продуманных проблемных ситуаций по каждой теме с учетом индивидуальных возможностей в данном классе. Не в любом классе постановка проблемы оживляет урок. Класс должен быть готов к решению проблем, знания учащихся должны соответствовать применяемым методам. На любом уровне подготовки класса, изучая новый материал, учитель должен активно привлекать всех учащихся. Поставив задачу по разрешению какой-либо проблеме в слабом классе, учитель раскрывает противоречия, возникающие при решении проблемы, рассуждает, высказывает предположения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует перед учащимися путь научного мышления, заставляя учеников следить за движением мысли. Такой путь готовит учащихся к самостоятельному решению поставленной проблемы.
Значительную часть учебного материала можно изложить, создав ряд интеллектуальных затруднений для учащихся, значительно активизирующих их мышление. Приведем пример.
Перед учителем на уроке русского языка в 6 классе стоит задача познакомить учащихся с темой «Правописание НЕ с существительными». План первого пути может быть таким: познакомить учеником с правописанием существительных с НЕ. Рассказать, когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно. Далее провести закрепление, выполнить упражнение. Это вполне формальный план, реализация которого проста, а потому часто встречается в практике.
План второго пути. Вначале сообщить, что НЕ с различными частями речи может писаться как раздельно, так и слитно. Предложить, рассмотрев первую часть таблицу, сделать вывод о том, когда НЕ с существительными пишется слитно.

Не с существительными
Слитно
Раздельно

1. Невежа (вежа?)
Вася оказался невежей
1. Не правда, а ложь.
Вася сказал не правду, а ложь

2. Неправда = ложь
Вася сказал неправду. Вася сказал ложь
2. Вовсе не; ничуть не; совсем не и т.д.
Это вовсе не правда. Это совсем
не правда



После открывается вторая часть таблицы, учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, когда НЕ существительными пишется раздельно. Факты таковы: 1. Слитно пишутся существительные с НЕ, если не употребляются без НЕ; если можно подобрать синоним или близкое по значению слово. 2. Раздельно – если есть противопоставление с союзом а или слова вовсе не, совсем не, ничуть не и т.п. Таким же образом определяется, чем будет являться НЕ: приставкой, частью корня или частицей.
Этот же метод можно использовать на этапе введения в тему, определения цели и задачи урока. Урок русского языка 7 класс тема «Буквы О-Е после шипящих на конце наречий»: «Третье лишнее». Из трех предложенных слов (горячо, кумачовый, волнующе) учащиеся должны найти «лишнее», объяснив, почему они так считают.
- Почему лишним оказалась слово кумачовый? (Кумачовый – прилагательное, остальные слова являются наречиями).
- А в чем отличаются наречия горячо и волнующе? (На конце этих наречий после шипящих пишутся разные гласные)
- Какова тема урока? (Буквы О-Е после шипящих на конце наречий)
- Исходя из темы, сформулируем цели урока (Правильно определять выбор гласной после шипящих на конце наречий).
В наших примерах проблемная ситуация создается в процессе эвристической беседы. Это один из доступных и распространенных методов.
При объяснении нового материала этой темы также используется проблемный метод. Учащимся предлагается заполнить таблицу примерами из текста (попутно повторяется правописание букв О-Е после шипящих в различных частях речи).
Приятно катиться на лыжах в лесу по нетронутому снежочку! Любуюсь пейзажем. Все подмечаю, что происходит вокруг. Вот зайчонок оставил свой след. А вот деревья стоят, словно окутанные большой, свежей белой простынёй. У некоторых деревьев неуклюже торчат ветки, будто лапы огромных чудовищ. Ярко светит солнце, а морозный воздух бодрит и поднимает настроение. Снег искрится, кажется то синим, то розовым, а иногда и бежевым. Поднимаюсь на крутой овражек – и вниз. Щеки становятся пунцовыми от ветра. Ноги после такой прогулки будто наливаются свинцом. Но это приятная усталость. Хорошо проводить время в лесу зимой! Завтра еще пойду!






Часть слова
Суффикс
Окончание

Часть речи
/
О

Е
/
О

Е

Существительное
пастушОк





крошЕчка

врачОм

товарищЕм


Прилагательное
холщОвый




плюшЕвый

сухОго
хорошЕго


Наречие










Учителю следует обратить внимание на наречие еще, являющееся исключением. В результате у учащихся получается следующая таблица:
Часть слова
Суффикс
Окончание

Часть речи
/
О

Е
/
О

Е

Существительное
пастушОк
снежочку




крошЕчка
овражек
врачОм
свинцом
товарищЕм
пейзажем

Прилагательное
холщОвый
пунцовыми


плюшЕвый
бежевый
сухОго
большой
хорошЕго
свежей

Наречие
хорошо
еще (искл.)

неуклюже





Правильный путь повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся лежит в разумном сочетании объяснения учителя и самостоятельной работы учащихся. Нельзя идеализировать какой- то один метод, противопоставлять его другим, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока. Поэтому необходимо заботиться о разумном комплексном сочетании различных методов. Это позволит добиться максимальной эффективности урока, оптимально развивать способности каждого ученика.

























15