Конспект урока русского языка в 1 классе Слог ударный и безударный
Урок 21. Тема: Слоги ударные и безударные
Планируемые результаты:
Ход урока
Актуализация и чистописание.
Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
О чём говорили на прошлом уроке?
Что вы уже знаете об ударении? (Ударение – это выделение голосом одного из слогов).
Какой слог называется ударным слогом? Какой слог называется безударным?
В каких словах ударение не ставится?
Куда обратимся, если сомневаемся в постановке ударения? (орфоэпический словарь)
Как вы думаете, вы уже всё знаете об ударении? (нет)
Значит, сегодня на уроке мы продолжим работать над ударением, а что нам предстоит выяснить, узнаем чуть позже.
Начнём с чистописания.
Чтобы узнать, какую букву будем сегодня писать, отгадайте загадки (отгадки – буквы учитель выставляет на доску).
Взялись за руки друзьяИ сказали: «Ты да я –Это мы».А между тем получилась буква…(м)Вот буква вроде шалашаНе правда ль, буква хороша!И хоть она проста на вид,А начинает алфавит. (А)На эту букву посмотри,Она совсем как цифра три. (3)В этой букве нет угла,Оттого она кругла.До того она кругла,Покатиться бы могла. (О)Сигнальщик держит два флажка.С флажками он как буква… (К)
На какие группы можно разделить эти буквы? (буквы гласных и согласных звуков)
Назовите буквы гласных звуков. Согласных?
Буква для чистописания обозначает непарный звонкий согласный звук: мМы запишем букву м в сочетании с оставшимися буквами в прямом и обратном порядке: ма мз мо мк ам зм ом км
2. Самоопределение к деятельности
Ребята, это не просто буквы, это слово-анаграмма.
Кто догадался, переставьте буквы и составьте слово.
На экране появляются иллюстрации замка и замка (слайд 1). Почему трудно определить? Что нам поможет выяснить, кто прав. (ударение)
Поставьте ударение, сделайте вывод (слайд 2). Записать, поставить ударение.
Цель урока: выяснить, какую роль играет ударение в речи.
3. Работа по теме урока
Для чего надо правильно ставить ударение? (чтобы говорить правильно и писать грамотно)
Упражнение в постановке ударения проводится на карточках со словами из звукового пособия (упр 3). Работая в парах, распределить карточки на три группы в соответствии со схемами, поставить ударение.
Встретятся несколько слов, в которых можно ошибиться. Не попадитесь в ловушку. (банты, шофёр, свёкла)
Проверку по компьютеру выполняет пара, которая выполнила задание первой
Физминутка.
Прочитайте предложения (слайд 3,4):
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Маши мне рукой!
Сравните выделенные слова. (написание одинаковое, смысл разный). Покажите силой голоса ударные части выделенных слов.
Как вы думаете, какую роль играет ударение? (помогает понять, о чём идёт речь)
Запишите предложения, поставьте ударение. (слайд 4)
В русском языке часто встречаются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы. Такие слова называются омонимы. Например, слайд 5. Как правильно поставить ударение? (надо знать, о чём идёт речь)
Работа со слайдами 5-11. Записать последнее предложение. Поставить ударение в словах.
№ 7, с. 42. Записать только те слова, которые на уроке ещё не писали (атлас, атлас, стрелки, стрелки). Поставить ударение.
4. Рефлексия.
Если вы выполнили задание правильно, то на полях один из двух записанных предметов вы сможете быстро нарисовать нашими условными цветами (жёлтый, зелёный, красный). Нарисуйте. Что вы нарисовали?
Какое значение имеет ударение в речи?
Кто запомнил, как называются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы?
5. Объяснение домашнего задания № 8, с. 42.
Анализ урока
Тема: Ударение
Пятый урок в разделе «Слово и слог. Ударение.»Цель урока: создание условий для формирования представления словах-омонимах, о значении ударения в русском языке, развитие фонематического слуха
Задачи: (деятельность учащихся)
Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.
Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).
Данные цели и задачи направлены на формирование следующих УУД:
Метапредметные:
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.
Общеучебные: Учащийся должны научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;
различать ударные и безударные слоги.
Личностные: Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.
СВЁКЛА СВЁКЛА
ШОФЁР ШОФЁР
МАЛИНА МАЛИНА
МЕДВЕДЬ МЕДВЕДЬ
СОРОКА СОРОКА
БАНТЫ БАНТЫ
СОБАКА СОБАКА
ПЕТУХ ПЕТУХ
ДЯТЕЛ ДЯТЕЛ