Конспект урока по обучению грамоте на тему Введение понятия слог(1 класс)
Конспект урока по обучению грамоте
УМК: Начальная школа 21 века
Класс: 1 «Г»
Тема: Введение понятия «слог»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: деятельности педагога: научить делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты:
предметные: знают понятия ударения, слога, как минимальной произносительной единицы; слогообразующую роль гласных звуков;
умеют проводить различие между словом и слогом; выполнять деление слов на слоги (без стечения гласных) и слоговой анализ слов, то есть установление количества слогов в слове;
получат возможность научиться делить слова на слоги.
Метапредметные:
познавательные :общеучебные - деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове;
логические - осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения.
регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Личностные: выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия.
Оборудование: учебник М.М.Безруких, конспект, картинки
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент -Здравствуйте, ребята!
-Садитесь.
Меня зовут Ильнура Эдуардовна и сегодняшний урок обучения грамоте у вас проведу я.
- Сейчас я проверю все ли готово у вас к уроку.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)
Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)
2. 2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи» -Послушайте загадку.
Он бывает тихим, громким.
А ещё - глухим и звонким.
-Кто догадался, что это?
-Что вы знаете о звуках?
- На какие 2 группы делятся все звуки нашей речи?
- Чем они различаются? Назовите признаки согласного звука.
Каким цветом мы обозначаем на схеме мягкие согласные?А твердые?
- Какие признаки гласного звука знаете?
Каким цветом мы обозначаем гласные на схеме?
Слушают учителя
-звук
-звуки мы слышим и произносим
-гласные и согласные.
Воздух при произнесении согласного звука встречает препятствие, поэтому эти звуки состоят из шума и голоса.Мягкие и твердые.
Зеленым. синим
Гласный звук при произношении не встречает преград, состоит из голоса.Обознаяают мягкость и твердость.
Красным. Регулятивные
(умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)
Познавательные
(проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям)
2.Введение понятия слог.
Объявление темы и постановка цели. -Ребята, посмотрите внимательно на доску, на первый ряд. Что это за буквы?
-Подумайте, что общего у этих букв?
-А теперь составьте слово из этих букв?
-Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы.
- На какие две группы можно их разделить?
-Попробуйте составить слова из данных букв.
-А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?
- Какой вывод можно сделать?
-давайте произнесем все вместе слово луна?
-Что происходит с этим словом?
-На сколько частей распалось слово?
-Вот такие части, ребята, называются СЛОГи.И сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги.
Какую цель вы перед собой поставите?
Эр, Эл, Эм,Эн. (Р,Л,М,Н)
Согласные, звонкие.
Не получается.
У,Л,Н,А.
Гласные и согласные.
Луна
Не было гласных
Без гласных невозможно образовать слово.
Произносят.
Она распадается на части.
Две.
Слушают учителя
Научится делить слова на слоги Регулятивные (оценивать уровень и качество усвоения учебного материала; сохранение учебной задачи урока на каждом этапе)
Познавательные
(анализ объектов с целью выявления существенных признаков; знаково-символическое моделирование)
Физкультминутка Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки) Слушают и повторяют за учителем. 3.работа со схемами. Ребята, отгадайте загадку.
Рыбой рек,озёр питается,На морских волнах качается,Крики резки !Отвечай-ка -Как зовётся птица? ...(Чайка).
-Молодцы, ребята.(показываю картинку)
-Сколько звуков в слове?какие?
-Составьте схему к этому слову. (выходит один ученик к доске и составляет схему, а остальные у себя на партах)
Сравните у всех так?У кого не так поднимите руки!
-Ребята посмотрите на доску, Вам даны два рисунка и две схемы, соотнесите схему к рисунку.(пес, гусь)
-Молодцы, ребята.
- Ребята, давайте теперь сравним слово чайка и гусь?
-Чем похожи эти слова?
-А чем они отличаются?
-Сколько гласных звуков в каждом слове?
-Давайте попробуем ритмично прохлопать эти слова, что вы заметили?
Сколько хлопков поместилось в слове чайка (2), гусь (1), почему?
-На сколько частей распадается слово чайка?А слово гусь?
-Как называются эти части?
-Так сколько слогов в слове
Чайка?гусь?
-От чего зависит кол-во слогов?
-А сколько слогов в слове пЁс?Хлопками опр. Кол-во
Слогов.
Откройте учебник, страница 74.
-Посмотрите на вторую картинку.
-кто на этой картинке изображен?кто это?
-Ребята, эту птицу называют СИНИЦА.
-давайте, вместе произнесем это слово.
-Сколько слогов у нас получилось?
-А как вы догадались?
-Как определить кол-во слогов?
-Давайте проверим по схеме.
Отметьте карандашом каждый слог.
-послушайте меня внимательно и продолжите, когда я остановлюсь: У кошки-котёнок, у коровы - теленок, у козы-козленок, а у лошадки-….(жеребенок)
-Правильно.
-Давайте поделим на слоги это слово.
-Как мы это сделаем?
-Давайте проверим по схеме. Отметьте карандашом.
-Сколько слогов у нас получилось?
-Ребята, у нас осталась еще один рисунок,Посмотрите кто на нем изображен?
-Внизу дана схема этого слово.Определите по схеме сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?
-Ребята, посмотрите на следующую страницу.Там даны картинки.
-Скажите, кто изображен на первой картинке?
-Давайте поделим на слоги.
-Сколько слогов в этом слове?(спрашиваю у ученика) Как ты узнал, что один слог?
-А сколько гласных?Какой по счету?Возьмите фишку и приложите к схеме.
-Молодец.А кто изображен на второй картинке?Сколько слогов в этом слове?А сколько гласных?Какой по счету?Приложите фишку?
На третьей картинке изображен утюг.Сколько гласных звуков в этом слове?Какие по счету?Вставьте фишки.
Давайте поделим на слоги. Сколько слогов в этом слове?почему?Поделите карандашом.
-Ребята, посмотрите внимательно на посмотрите внимательно из скольких звуков состоит первый слог?А второй?
Значит какой можно сделать вывод?
-А кто изображен на следующей картинке?
Давайте поделим на слоги. Сколько гласных звуков в этом слове?Какие по счету?Вставьте фишки. Сколько слогов в этом слове?почему?Поделите карандашом.
-молодцы.
-А на последней картинке кто изображен?
-Сколько слогов в этом слове?
Слушают учителя.
-Чайка.
5зв.
Составляют схему.
Сранивают свою схему с схемой на доске. Те у кого получилось не так выясняем почему!
-Выходит ученик к доске, ставит схему под соответствующую картинку.
Птицы
Количеством звуков
Чайка-2
Гусь-1
Что в слове -два хлопка
В слове гусь- один хлопок.
Потому что чайка- 2 гл.зв.
Гусь-1 гл.звук
Две части,
Оно не распадается
слоги
два слога, один слог.
От количества гласных звуков.
Один слог, потому что одна гласная.
Птица
Три.
три хлопка
посчитать гласные звуки
-жеребенок
Посчитаем с помощью хлопка.
4 слога
Лягушка
Три слога
Три гласных звука
Тигр
Один
Один хлопок
Один гласный звук
второй
Волк
Один слог.один хлопок
Два слога.два хлопка
Два
1,3
Два, два гласных звука.
одного
три
что слог может состоять как из одного так и из нескольких звуков
лиса
3
2,4,6
Оса
Два слога. два гласных звука. Познавательные
(осуществлять анализ, сравнение объектов с целью выявления существенных признаков)
Регулятивные
(сохранение учебной задачи урока на каждом этапе)
Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)
4.Работа со столбиком слов. -на этой же странице в нижнем правом углу даны столбики со словами.(Читают ученики)
Первое слово –лён
род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновые
-Давайте с помощью хлопков поделим на слоги.Сколько слогов получилось.
Мой-давайте поделим.сколько слогов.
Май-
море-
Мила-поделим на слоги с помощью хлопков.Сколько слогов?А почему сло Мила написано с заглавной буквы?
Мыло-
Роман-
мылил-
лимон-
-как вы думаете , зачем слова делить на слоги? Выполняют работу.
один
один
- чтобы правильно читать
Два
Имя девочки Познавательные:
работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
5.Работа с предложением -Внизу даны предложения.
(читает ученик)
-Кто знает кто такие маляры?
-ребята, маляр - рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера.-С какой буквы начинается предложение?
-Что стоит в конце предложения?
-Почему третье слово в первом предложении пишется с большой буквы?
-Давайте прочитаем второе предложение.
Что говорится в этом предложении о малярах?
-Посмотрите на второе предложение, там есть короткие слова умны и милы, на прошлых уроках, когда вы изучали букву Н, вы говорили о таких словах, пролистайте учебник назад.
-Посмотрите как мы можем еще сказать. Если знают отвечают
С заглавной
Точка.
Потому что это имя человека
Умные, милые Регулятивные (оценивать уровень и качество усвоения учебного материала; сохранение учебной задачи урока на каждом этапе)
6.Работа с текстом -Ребята, я сейчас прочитаю вам текст,а вы меня внимательно слушайте, потом я буду задавать вам вопросы.
-Кого нарисовал цыпленок?
-Почему котенок получился смешной?Посмотрите на рисунок
-Как он объяснил это?
Слушают учителя
котенка
он был разноцветный
дети отвечают
Познавательные:
работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
7.Обобщение и итог чему сегодня на уроке вы научились?
Как определить сколько слогов в слове?
Вы достигли той цели,которую поставили в начале урока?
-Ребята,если вам урок понравился покажите веселый смайлик, если нет – грустный.Если возникли какие-то затруднения на уроке, поднимите руку.
Отвечают на вопросы Регулятивные (осуществление пошагового контроля при анализе звуков речи; Оценивать действия других учеников)