Внекласнное мероприятие по математике Математический турнир
Урок-игра:
«Математический турнир»
Тема урока: Математический турнир
Класс: 9
Тип урока: урок-игра
Цели урока: - формирование интереса к математике;
- развитие внимания, сообразительности, находчивости;
- развитие умения работать в команде.
Оборудование: проектор, экран, ПК, презентация к игре, портреты известных математиков, наглядные материалы для размещения на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (слайд 1,2) Добрый день, уважаемые зрители и игроки. Сегодня две команды будут за звание лучших математиков в нашем математическом турнире. Прежде чем мы приступим к игре, давайте познакомимся с командами.
Итак, наша игра состоит из 5 туров, в каждом из которых команды могут заработать по несколько баллов, в зависимости от ответа. Как однажды сказал великий философ: «Путь познания увлекателен, но не усыпан розами» Итак, начинаем игру.
II. Основная часть (игра)
1 ТУР. «Разминка».(слайд 3) Каждой команде в течение 1 минуты задаются вопросы. За правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Вопросы 1-й команде (ответы на букву К):
1. Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат).
2. 1000 м - это ...(километр).
3. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле 13 QUOTE 1415 (круг).
4. Число, определяющее положение точки на числовой прямой (координата).
5. Это есть у растения и у уравнения (корень).
6. Известный русский математик - женщина (С. В. Ковалевская).
7. Единица измерения массы (килограмм).
8. Отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус).
Вопросы 2-й команде (ответ на букву Г):
1. Единица измерения углов (градус).
2. Немецкий математик (К. Гаусс).
3. Какому разделу математики посвящен труд Евклида « Начала»? (геометрии).
4. Схема, состоящая из точек и отрезков, соединяющих эти точки (график).
5. У куба 6... (граней).
6. В прямоугольном треугольнике два катета и одна (гипотенуза).
7. Латинская буквы -альфа ,бета,... (гамма).
8. Версия, которую надо доказать или опровергнуть (гипотеза).
2 ТУР. «Логические задачи». (слайд 4) Недаром говорят, что мышление начинается с удивления. Во втором туре обеим командам будут даны одинаковые задачи, ответы на которые нужно будет записать на листок в течении 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла.
Задача 1. Учитель: Уважаемые эрудиты! Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. (слайд 5) Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и хорошо подстрижен. Поразмыслив, математик пошел стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика. (Поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, кто лучше подстриг своего конкурента).
Задача 2. (слайд 6) Уважаемые игроки! Не можете ли вы сообщить нам точно, когда начинается XXI век? (1 января 2001 года.)
Задача 3. (слайд 7) Как называется математическая книга, ставшая настольной книгой всех времен и народов? Она издавалась много раз на всех наиболее распространенных языках нашей планеты. По современным переработкам этой книги вы фактически и сейчас изучаете одну из математических наук. (Это книга «Начала» Евклида, появившаяся в древности и содержащая аксиоматическое изложение геометрии).
Задача 4. (слайд 8)
·Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно - на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос: почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое? (Слово «ромб» происходит от греческого «ромбос», означающего «бубен», мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба.)
3 ТУР. «В темной, темной комнате» (слайд 9)
Учитель: Итак, третий тур. Сейчас вы услышите краткую биографию одного известного математика. Вам нужно будет узнать, о ком идет речь. Каждая команда может дать только 1 вариант ответа. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Об этом ученом - математике можно сказать, что ОН самый «продуктивный» математик в истории, ОН писал свои работы так же легко, как опытный литератор пишет письма друзьям. Даже полная слепота на протяжении 17-ти лет жизни не сдержала его беспрецедентной активности. Чтобы написать полное собрание сочинений понадобилось бы 100 больших томов. Родился ОН в Швейцарии в 1707 году. ЕГО талант ярко раскрылся в возрасте 19 лет, он был членом Берлинской академии. Его знания очень ценили Екатерина I и Екатерина II. ОН писал учебники для учебных заведений. Обладал феноменальной памятью, умел работать всюду и при любых условиях. Небесной механике, морской стратегии были посвящены наиболее важные его работы. Умер он на 77 году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз, Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей феноменальной памяти, расчеты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики, за несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран. Парижская академия в 1740 году назначила премию за решение этой задачи. Ведущие математики потратили на решение задачи несколько месяцев, в он сделал это за 3 дня. Назовите имя этого выдающегося математика. (Леонард Эйлер) (слайд 10)
4 ТУР. «Гонка за лидером». (слайд 12)
Вопросы 1 команде:
1. Наименьшее натуральное число (1).
2 Отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда).
3. График линейной функции (прямая).
4. Сколько осей симметрии у окружности? (бесконечно много).
5. Параллелограмм с равными сторонами (ромб).
6. Чему равен квадратный корень из 0,09? (0,3).
7. Прибор для измерения углов? (транспортир).
8. Автор вашего учебника «Геометрия 7-9 класс» ( Л.С.Атанасян).
9. Бегает по углам и делит их пополам (биссектриса).
10. Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус угла).
Вопросы 2 команде:
1. Фигура с равными сторонами и углами (правильный многоугольник).
2. Для каких треугольников применима теорема Пифагора? (прямоугольных).
3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус угла).
4. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус).
5. Ромб с прямыми углами (квадрат).
6. Решите уравнение х2 = -9 (корней нет).
7. Две прямые, образующие угол 90° (перпендикулярные).
8. Длины сторон египетского треугольника (3, 4, 5).
9. Сумма углов треугольника (180).
10 .Какую часть часа составляют 10 минут? (1/6 часа)
5 ТУР. «Ты - мне, я – тебе». (слайд 12) Учитель: «Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты»,- сказал Архимед. В этом туре команды задают друг другу по 2 вопроса. Если команда не отвечает на вопрос, то одно очко приписывается команде - автору вопроса.
III. Подведение итогов. Награждение команды победителей.
ЇђЗаголовок 115