Решение задач на кратное и разностное сравнение


Учитель: Куметайтене Антонина СергеевнаПредмет: математикаКласс: 3 "Перспектива"Тема: "Решение задач на кратное сравнение"Тип урока: урок открытия новых знанийМесто урока: II четвертьРаздел : "Решение задач"Цели:
а) деятельностная - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий;б) содержательная - формирование математической культуры, за счёт знакомства с новыми понятием"задача на кратное сравнение"в) познавательная: научить решать простые задачи на кратное сравнение, выполнять учебное задание в соответствии с целью урока.
Продукт: Создание сборника задач.
Задачи:1) Совершенствовать вычислительные навыки;2) Развивать логическое мышление, математическую речь;3) Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.
Планируемый результат: уметь решать простые задачи на кратное сравнение;
Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, понимание собственных достижений.
Метапредметные умения1. Познавательные умения:использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида.2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.3. Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, , уметь работать в группах.
Предметные умения-различать задачи разных видов, решать простые задачи на кратное сравнение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Оборудование и материалы: геометрические фигуры.
тип урока: «Открытие» нового знания
Цель: раскрыть смысл кратного сравнения.
Задачи:
познакомить со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;
познакомить с новым видом задачи, научить определять вид задачи;
формировать способность к решению задач на кратное сравнение.
Формирование УУД.
Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
Коммуникативные УД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя, контролировать свою работу и своего товарища по эталону, планировать работу в парах.
План урока:Урок:45 мин.1. Орг.момент- 1 мин.2. Сообщение темы. Постановка проблемы- 3 мин.3. Актуализация знаний- 7 мин.4. Открытие новых знаний - 8 мин.5. Первичное закрепление-5 мин.6. Физминутка-3 мин.7. Поиск решения( групповая работа)-10 мин.8. Обсуждение -3 мин.9. Домашнее задание- 2 мин.10. Итог-2 мин.11. Рефлексия-1 мин.
1.Ход урока.Самоопределение к деятельности.
1. Организационный момент
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.
Начинаем наш урокНе пройдёт он даром.Постарайтесь всё понять, Чтоб задачи без труда решать,Преобразовывать, считать,Смекать и рассуждать!. Желаю успешной работы на уроке.
2.Актуализация знаний.
Откройте тетради, запишите число.
Минутка чистописания
63
Уч. : Какие цифры прописываем?
Д. : 6, 3,
Уч. : Какое составляют число?
Д. : Число 63.
Уч. : Дайте характеристику этому числу.
Д. : Это число двузначное, потому что в записи участвуют 2 цифры. Предыдущее число - 62, следующее — 64. В этом числе 3 единиц, 6 десятков, . Всего единиц 63, всего десятков – 6.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
63,60,62,59,61,58,60,…….,…………………..( - 3 и +2)
Д. : Нужно уменьшить на 3 и увеличить на 2.
Уч. : Составьте все возможные двузначные числа, используя цифры 6,3 и расположите в порядке возрастания.
(у доски записывают числовой ряд).
3Уч. : Как узнать, на сколько наибольшее число в числовом ряду больше наименьшего?
Д. : Надо из большего числа вычесть меньшее.
Уч: Найдите.
Уч. : А сейчас математический диктант. «Учимся диктант писать на «4» и на «5»».
 Математический диктант. Результаты записать в тетрадь.
Масса тыквы 12 кг, а дыни — в 4 раза меньше. Чему равна масса дыни?
18 карандашей разложили в коробки, по 6 карандашей в каждую. Сколько потребовалось коробок, чтобы разложить карандаши?
Дочери 7 лет, а мать старше в её 5 раз. Сколько лет матери?
Отцу 42 года, а дедушке 61 год. На сколько лет дедушка старше отца?
Заяц весит 4 кг, лиса – 32кг. Во сколько раз заяц легче лисы?
3.Постановка и формулирование проблемы (с затруднением)
Уч. : Какое было задание? Смог Коля его выполнить? Что получилось? Почему ответы разные? Что вызвало затруднение?
Уч. : Ребята, скажите, какой способ действия для вопросов « Как узнать «На сколько одно число больше или меньше другого?».
Д. : Нужно из большего числа вычесть меньшее.
Уч. : А знаете ли вы способ действия для вопросов «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?» или «Во сколько раз одно число больше или меньше другого?»
Д. : Нет.
Уч. : Хотите узнать?
4.Постановка учебной задачи
Уч: Что предстоит выяснить на уроке?
Д. : Какой способ действия или как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого.
-Какова же тема урока? (Задачи на кратное сравнение)
-Какова же цель нашего урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение)
Уч. : Будем учиться сравнивать во сколько раз одно число больше или меньше другого.
5.Открытие нового знания: работа с набором геометрических фигур.(70 красных и 20 синих.)
Работа в паре.
Учитель: Сколько кругов на парте?
Дети : 6
Разбейте их на группы по 2?Сколько групп получилось?
Дети: 3
Учитель: Сколько раз по 2 содержится в числе 6?
Дети: 3 раза.
Учитель: Первой паре кругов соотнесите 2 треугольника. Сколько пар кругов
Дети: 3 пары кругов.
Учитель; А треугольников?
Дети 1 пара тр-ов.
Учитель: Во сколько раз кругов больше, чем треугольников?
Дети: в 3 раза.
Учитель: Как узнать это с помощью вычислений?
Дети: 6: 2=3 ( сравниваем фигуры)
3: 1=3 ( сравниваем пары)
Учитель: На сколько 6 >2?
Как узнать с помощью вычислений? ( 6-2=4)
Учитель: Делаем вывод: Как с помощью вычислений узнать, на сколько одно число > или <, чем другое?
Дети: Надо из большего вычесть меньшее.
Учитель: Как с помощью вычислений узнать, во сколько одно число >или < , чем другое?
Дети: Надо большее число делить на меньшее.
Прочитаем вывод на странице 113.
Как называются задачи, в которых спрашивается- На сколько больше или на сколько меньше? Найдите вывод и прочитайте в учебнике ( стр.113-вверху) самостоятельно.
Кто ответит на вопрос?
Дети: Задачи на разностное сравнение
Почему называется разностное сравнение?
Дети: потому что находим разницу.
Учитель: Как будут называться задачи на сравнение , в которых спрашивается – Во сколько раз >и во сколько раз<? Найдите вывод и прочитайте в учебнике на стр.113 внизу
Дети: Разовое сравнение.
Учитель: Раз – крат, поэтому задачи этого вида будут называться – Задачи на кратное сравнение.
6.Задание: « Продолжите фразу»:
А) Апельсинов в 3 раза больше, чем лимонов
Значит лимонов………………………………………………в 3 раза <, чем апельсинов.
Б)Свеклы в 2 раза меньше, чем моркови.
Значит морковок ………………………….в 2 раза больше, чем свеклы.
В) Девочек в 4 раза больше, чем мальчиков
Значит, мальчиков…………………………………….в 4 раза <, чем девочек.
7.Работа в группах: (Сегодня на уроке мы будем работать в группах Давайте вспомним правила работы в группе
1.В каждой группе есть ответственный, он следит за работой в группе, отвечает за результат.
2.Каждый в группе имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать
3.Вы имеете право на помощь учителя. Пользуйтесь этим правом.
4.Группа работает на единый результат.
5.Помните, что действует правило «поднятой руки».)2 группа:

2 группа:

1 группа:
К данному условию задачи поставьте два таких вопроса, чтобы одна задача была на кратное сравнение, а другая на разностное сравнение.
Задача:
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг картофеля.
1 группа:
К данному условию задачи поставьте два таких вопроса, чтобы одна задача была на кратное сравнение, а другая на разностное сравнение.
Задача:
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг картофеля.
3 группа: Решить задачу в учебнике- стр.114-№4
8. Физкультминутка.
-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3?( 5)
-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 9 меньше 3?(3)
- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3?(4)
- Подпрыгните столько раз, во сколько2 меньше 8?
9.Самостоятельная работа
Решите задачу № 3, стр 114 самостоятельно.
Вариант 1
Ответьте на первый вопрос задачи.
Вариант 2
Ответьте на второй вопрос задачи.
1 группа Начертите к задаче схему или рисунок и решите задачу.
Проверка. -Почему кто-то из вас начертил схему, кто-то нарисовал рисунок?
- Почему вопросы у задач разных вариантов разные, а решение одинаковое?
10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Какие задачи мы называем «на кратное сравнение»
- Нужны ли нам в жизни эти задачи?
11.Поточим интеллект. (Какие процессы включаются в работу?- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько лап у двух медвежат?(8)
- На столе стояло 3 стакана с ягодами. Петя съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?( 3)
-Оля, Ира и Аня заняли призовые места в плавании. Оля не была первой, а Аня не первой и не второй. Какое место заняла каждая из девочек?  (Ира-1, Оля-2, Аня -3)    
-В аквариуме 16 рыбок. Сколько нужно купить аквариумов, чтобы в каждом было по 4 рыбки?  (3)
-Квадрат разрезали на 5 полосок. Сколько на квадрате сделали разрезов. (4)
-Брату 5 лет. Сестре 8 лет. На сколько сестра будет старше брата через 10 лет? (3)
-Сколько орехов  в пустом стакане?
-Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Алёна, Вова, Миша Серёжа не    промокли? Почему?
-Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить батон на 4 части?
12.Рефлексия деятельности:
Достигли целей поставленных на уроке?
- Что делали для достижения поставленных целей?
- Ребята, какие открытия вы сделали на уроке? Что нового узнал каждый?

Итог урока.
- Какие задачи мы называем «на кратное сравнение»
Самоанализ урока:
Данный урок первый по теме « Решение задач на кратное сравнение»
На данном уроке используется технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология, дифференцированный подход.
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деят-ти учащихся.
Тип урока: урок приобретения нового знания. При планировании учтены уровень знаний подготовленности класса в целом и индивидуальные особенности учащихся.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Считаю, что урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приемов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленным задачам и способствуют приобретению нового знания.
На уроке развивается:
-умственная активность ребят.
При планировании учитывались возрастные  особенности,  уровень ЗУН учащихся, их отношение к предмету, различным видам и формам учебной деятельности. Содержание соответствует принципам обучения и воспитания: научности, доступности с достаточно интенсивным  трудом учащихся, повторения ранее изученного, связи с жизнью.
Совершенствование решения задач на кратное сравнение осуществлялось на последующих этапах на практическом уровне: самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах. При этом они участвовали в проверке других заданий, что позволило поработать и над ними.  
В течение всего урока учащиеся высказывали  мнения об ответах и выполненных заданиях своих товарищей, давая возможность  им самим исправить свои ошибки. А также дети оценивали свои знания и умения, осознавая и анализируя выполненные ими задания. Такая работа позволяет учащимся увидеть свои успехи  и проблемы, понять,  над чем следует поработать.