Статья Предметно-развивающая среда для младших школьников


У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка»
Уильям Блейк
1. Полное наименование проекта: «Предметно – развивающая среда для детей младшего школьного возраста «Развивайка» («Чэбдик»)2. География проекта: РС (Я), Горный улус, с. Кюерелях, МБОУ «Кюереляхский СОШ им. С.Г.Коврова».
3. Основания для разработки проекта:
Начало обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации, период, где формируются начальные духовно-нравственные ценности, национальное самосознание.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика.
Актуальность данного проекта заключается в том, что игровая комната позволит педагогам решить вышеперечисленные задачи.
Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося, как на образование, так и на разностороннее развитие. По инициативе Главы улуса Алексеева П.Н. в Горном улусе 2012 - 2013 годы были объявлены Годом Духовности. Для реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста проводятся уроки духовности. Необходимым условием для проведения этих уроков является создание предметно-развивающей среды, в виде кабинета или уголка национальной культуры народов Саха.
Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
В связи с этим сложилась необходимость разработки и реализации проекта «Создание предметно – развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».
Цель проекта:
Создание игровой комнаты (предметно-развивающей среды) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного, полезного отдыха и развития национального самосознания младших школьников.
Задачи проекта:
1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Овладение навыками учебной деятельности .
3. Установление контакта учителя с учащимися.
4. Решение проблемы адаптации младших школьников.
5. Формирование национального самосознания.
6. Повышение интереса и мотивации к учебе.
4. Сроки реализации и основные мероприятия по созданию игровой комнаты «Развивайка» («Чэбдик») (предметно – развивающей среды) в МБОУ «Кюереляхский СОШ им. С,Г,Коврова» .
Таблица 1
№ Основные этапы Сроки Ответственный
1. Подготовительный этап
1.1. Покраска стен и формирование материально – технической базы
(мебель, телевизор, DVD-плеер, магнитофон, спортивный инвентарь. Июнь, июль
2016 г. Директор школы, АХЧ
1.2. Оформление зоны отдыха, спортивной, игровой зоны. август 2016 г. АХЧ, учителя ИЗО, технологии, физкультуры, медработник.
1.3. Открытие игровой комнаты. Декабрь
2016 г. Учителя нач. кл., учитель КНРС, психолог,
учителя допобразования,
кл.рук.
1.4. Рефлексия первого этапа Январь
2017 г. Директор школы,
ЗД по УВР
2. Учебно-методическая работа:
2.1. Формирование групп учащихся для посещения игровой комнаты Октябрь
2016 г. Психолог,
Кл. рук.
2.2. Составление расписания работы игровой комнаты Сентябрь-октябрь
2016 г. ЗД по УВР, психолог,
педагоги
допобразования
2.3. Рефлексия второго этапа Январь 2017 г. ЗД по УВР
3. Внедрение проекта в образовательный процесс
3.1. Проведение занятий за счет внеаудиторных часов, уроков духовности, КНРС. Декабрь 2016 г. Учителя нач. кл., психолог
3.2. Рефлексия третьего этапа Январь 2017г. ЗД по УВР
4. Создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, полезного отдыха учащихся
5. Участники проекта: Младшие школьники - учащиеся 1 – 4 классов.
6. Общая стоимость проекта:
Внебюджетные средства
(спонсорство, попечительство) Помощь родителей Бюджет школы
Инвентарь и виды работ Сумма (рб) Инвентарь и виды работ Сумма (рб) Инвентарь и виды работ Сумма (рб)
Спортивный модуль, сухой бассейн 11000 Покраска 2000 Столы 3шт 6000
Мягкий диван 3000 Декорация 1000 Телевизор 10000
Сбор настольных игр - ДВД-плеер 3 000
Дизайн - Компьютер 15000
Большой Круглый стол 1000 Экран 5000
Коврики (олбох) - Полки - Стулья 12 шт. 3000 Итого: 60000 рублей
7. Постановка проблемы: Важными аспектами при создании игровой комнаты «Развивайка» («Чэбдик») (предметно-развивающей среды) для детей младшего школьного возраста в МБОУ «СОШ им. С.Г.Коврова» селе Кюерелях являются:
Требования ФГОС второго поколения;
Вынужденное пребывание детей в помещении школы на протяжении дня – с 8.30-до 14.30 часов;
Архитектурно-планировочная структура здания и помещений;
Санитарно-гигиенические нормы и требования (СанПин);
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
8. Описание деятельности по проекту:
Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игровая. Поэтому при организации игровой комнаты для детей возникла необходимость создания такого пространства, которое бы служило для реализации воспитательных и образовательных целей. При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать и заниматься в кружках и занятиях. В игровую предметно - развивающую среду входят следующие зоны:
1. Учебно-познавательная зона.
Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, 3 комплектов-пар «парта-стул», рабочее место учителя.
2. Спортивно-оздоровительная зона («Чэбдик»).
Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте по нескольку уроков, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.
Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь, спортивный модуль. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, сухой бассейн. Сухой бассейн с цветными шариками будет любимым местом игры для многих ребятишек. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект. Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике.
3. Игровая зона- «Өбугэ угэһинэн».
Игровая зона предназначена для организации внеаудиторных занятий, предметных и сюжетно-ролевых игр. В этой зоне есть уголок национальных, настольных игр. На полках размещены различные настольные игры.
4. Зона отдыха.
В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель. Во время просмотра дети сидят на мягком диване и ковриках. Учащиеся будут смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.
На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.
9. Ожидаемые результаты:
Организация детской игровой комнаты в школе позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием. Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Планируемый результат - это благоприятное течение периода адаптации учащихся начальных классов в школе.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта:
Перспективой распространения проекта станет обобщение и распространение полученного опыта работы на муниципальном уровне, через публикации, выступление на семинарах с целью создания предметно – развивающей среды в других образовательных учреждениях улуса.
Заключение:
Мы постарались спроектировать игровую комнату «Чэбдик» (предметно-развивающую среду), включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ученика, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления, взаимодействия с окружающими и пробуждению национального самосознания.
Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при её организации мы учитывали три наиболее важных направления:
сохранение здоровья,
всестороннее развитие детей;
духовно-нравственное воспитание с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей нашей республики;
Авторы проекта: учитель начальных классов Алексеева А.А.
Учитель русского языка и литературы Николаева Н.А.
МБОУ «Кюереляхская СОШ им.С.Г.Коврова»
Социальный проект:
Создание предметно – развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста «Чэбдик»
Выполнили:
учитель начальных классов
Алексеева Альберта Анатольевна,
учитель русского языка
Николаева Нюргуяна Анатольевна
п.Кюерелях 2016 г.