СОВРЕМЕННЫЙ КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
(ГБОУ СПО ЛПК)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОВРЕМЕННЫЙ КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ




Составитель:
Чеченкова Марина Валентиновна,
преподаватель иностранного языка











г. Лукоянов 2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 3
1. Кабинет иностранного языка, как центр организации учебной и внеклассной работы 4
1.1. Кабинетная система в образовательном процессе.
Оборудование кабинета иностранного языка 4
1.2. Интерьер кабинета иностранного языка 11
1.3. Оснащение и оборудование рабочего места учителя 16
1.4. Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка 18
1.5. Использование компьютерных технологий для
профессиональной подготовки учителей посредством
кабинета иностранного языка 22
2. Комплексное использование средств обучения в кабинете иностранного языка 27
2.1. Основные требования к комплексному использованию
средств обучения. Размещение и способы хранения средств
обучения в кабинете иностранного языка 27
2.2. Организация самостоятельной работы обучающихся
на примере декады иностранного языка в основной школе 32
Список использованной литературы 46








Пояснительная записка

В наше время международные отношения выходят на первый план. Совершаются переговоры, различные встречи с иностранными партнёрами и без иностранного языка не обойтись. Чтобы владеть языком, необходимо изучать его. Для этого требуется соблюдать различные условия. В списке этих условий немаловажную роль играет кабинет иностранного языка, который является центром учебно-воспитательного процесса обучения.
Проблема организации учебной и внеклассной работы является одной из главных проблем в современной методике обучения иностранному языку, поэтому кабинет должен способствовать наибольшей эффективности усвоения знаний, сформированности умений и навыков по учебной дисциплине. Оснащение кабинета положительно влияет на учебно-воспитательную деятельность, вырабатывает интерес обучающихся к иностранному языку, а также способствует развитию их творческого потенциала, отсюда вытекает актуальность данной методической разработки.








1. КАБИНЕТ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
1.1. Кабинетная система в образовательном процессе. Оборудование кабинета иностранного языка
При обучении иностранному языку в школе главной целью является неподготовленная устная речь. Школьников нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией. В методике обучения устной речи значительное место занимает проблема отбора и организации языкового материала, в этом смысле исключительно велика роль дидактических средств урока. Дидактические средства специфичны для каждого предмета, что и послужило в свое время одной из главных причин развития кабинетной системы. Учебный кабинет – это сложная функциональная система, главное назначение которой состоит в рациональной организации учебно-воспитательного процесса по учебному предмету «иностранный язык» и в оптимизации урочной и внеурочной работы на всех стадиях их организации (Т. Ф. Горбунькова, Н. П. Грачёва). Современные кабинеты в школах, в том числе и кабинеты иностранных языков, оснащены разнообразным специальным оборудованием и различными дидактическими пособиями. Кабинет иностранного языка может быть оборудован специальной лингафонной аппаратурой. В этом случае он приобретает статус языковой лаборатории. Языковая лаборатория создаёт наиболее благоприятные условия для усвоения языкового и речевого материала, для развития соответствующих навыков и умений. Использование языковой лаборатории позволяет увеличить время устной практики для каждого ученика и повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом. В кабинете иностранного языка создаются хорошие условия для индивидуализации и
дифференциации обучения учащихся, обеспечивается высокая мотивация учения (преодоление личностно-психологического климата на уроке). Кабинет иностранного языка должен выполнять несколько функций.
Функции кабинета:
Функция развития мотивов и интереса у школьников по овладению иностранным языком.
Функция развития и совершенствования творчества, инициативы и трудовых навыков.
Функция формирования навыков и умений самостоятельной работы.
Функция привлечения школьников к общению на языке, использование кабинета как реальной возможности практического применения языка, как средства общения вне урока.
Функция совершенствования речевых навыков и умений.
Функция интернационального воспитания школьников средствами иностранного языка.
Функция привлечения учащихся к различным видам деятельности на языке (урочная, внеурочная, факультативная работа).
Оборудование и создание современного кабинета - задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее специальных знаний. Он требует много творческих сил и энергии учителя. На оформление кабинета оказывает влияние ряд факторов, среди которых: а) отношение учащихся к учебному предмету «иностранный язык»; б) опыт работы учителя; в) финансовые возможности школы; г) наличие в школе определённого раздаточного материала; д) традиции школы в оформлении кабинетов по другим предметам.
Требования к оборудованию современного кабинета иностранного языка приведены в «Методических материалах по оформлению и содержанию кабинетов образовательных учреждений». Создавая кабинет иностранного языка, учитель должен представлять себе и хорошо знать, что будет входить в оформление кабинета. Элементы оформления могут варьироваться. Основными элементами кабинета являются: 1) стенд, который изготовляется из фанеры, ДСП, доски, реек; 2) витрины; 3) шкафы для хранения грамматических таблиц и других учебных пособий; 4) классная доска (трёхсекционная); 5) экран; 6) шкаф для «орудий уборки»; 5) интерактивная доска; 7) место для хранения пластинок, диапозитивов, диафильмов, кассет, дисков; 8) учительский стол и средства управления ТСО на нём (рабочее место учителя); 9) рабочее место ученика.
Кроме перечисленного оборудования, кабинет иностранного языка должен быть оснащен: [15]
- учебно-методическими комплектами и другими средствами обучения в соответствии с «Типовыми перечнями» учебного оборудования по всем классам, темами устной речи и чтения». При наличии в школе двух и более кабинетов иностранного языка каждый из них оснащается полным комплектом учебно-наглядных пособий для организации качественного учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями программы;
- комплектом аппаратуры, необходимой для включения в учебный процесс учебно-наглядных пособий языковые лаборатории оснащаются лингафонным устройством аудиоактивного типа и комплектом учебно-наглядных пособий для организации самостоятельных видов работ учащихся с лингафонным оборудованием:
а) лингафонным практикумом;
б) аудиозаписями;
в) дидактическим материалом для работы в парах;
г) комплектом индивидуальных заданий;
д) комплектом учебно-методических пособий для учителя и учащихся, словарями и справочниками;
е) фондом самодельных пособий;
ж) картотеками, в том числе картотекой подготовки учителя к уроку, картотекой учебного оборудования и учебно-наглядных пособий, картотекой индивидуальных заданий для осуществления индивидуализации обучения, организации самостоятельной работы учащихся, контрольных работ и пр.;
з) инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
и) специальной оргтехникой для хранения, демонстрации и экспонирования экспозиционных материалов и учебно-наглядных пособий;
к) тщательно подобранным книжным фондом, включающим литературу для учащихся и учителя. Все пособия, учебное оборудование в кабинете иностранного языка должны быть систематизированы и храниться в соответствии с требованиями педагогической эргономики. [23] Исходя из официального перечня необходимого оборудования и наличия приборов в кабинете, составляется список недостающего оборудования, технических средств обучения и дидактических средств. Затем определяется очередность их приобретения с учетом финансовых возможностей школы и помощи шефствующей организации, хотя в последние годы таких организаций немного. Аналогичный план-перечень составляется и на изготовление самодельного оборудования, например, раздвижных штор, вращающихся досок и т.п. Процесс оформления кабинета и его внешний вид играет большую роль в эстетическом воспитании школьников. Особую роль в создании хорошо оснащенного предметного кабинета играет подбор и изготовление необходимого количества раздаточного дидактического материала, без которого трудно организовать эффективную индивидуальную работу с учениками. Собрать, систематизировать и размножить нужное количество материала (задач, вопросов, упражнений и примеров) учитель может в любой школе, особенно при наличии современной множительной техники. [10] Для удобства пользования собранный материал систематизируют и составляют каталог. Карточки целесообразно пометить удобным для учителя шифром:
а) учебно-тренировочные
б) контрольные;
в) проблемные и т.д.
Карточки располагают по разделам и темам. При большом выборе дидактического материала учитель легко может подобрать оптимальные индивидуальные задания каждому ученику для самостоятельной работы на уроке.
Наличие в кабинете необходимых технических средств, диафильмов, плакатов, фильмов, пособий, первоисточников позволяет сделать урок динамичным и интересным. Например, на уроке иностранного языка школьники с увлечением работают с материалами о стране изучаемого языка. [4]
В кабинетах рекомендуется иметь специальную предметную библиотечку, в которую обычно входят подписные издания по предмету, научно-популярная литература, учебники, справочники, хорошо оформленные доклады и рефераты учащихся и т.п. Такая библиотечка полезна как на уроке, так и на внеклассных занятиях, т.к. она помогает раздвинуть рамки урока, сделать учение более эффективным, самоподдерживающимся процессом.
Сейчас уже нельзя представить себе кабинет без современных технических средств обучения, которые в значительной мере расширяют возможности учителя. Так, с помощью интерактивной доски можно быстро проанализировать типичную ошибку, с помощью магнитофона можно ознакомить учащихся с особенностями устной речи страны изучаемого языка, видеозаписи позволяют наглядно ознакомиться с культурой, историей, особенностями быта обычаями иностранных государств. Подобная аппаратура, как свидетельствуют экспериментальные исследования, обеспечивает коллективную и индивидуальную работу с большой группой учащихся и контроль за каждым из них. [10;]
Благодаря наличию обратной связи возможна запись речи учащихся. Внедрение кабинетов иностранных языков в практику работы школ значительно изменило организацию занятий. При отсутствии аппаратуры в кабинетах возможно проведение на уроках работы трех видов: индивидуальной, фронтальной и парной, причем последняя имеет определенные недостатки. [24]
При индивидуальной работе возможен настоящий контроль за речью учащегося, но неизбежна пассивность остальной части класса.
При двух других формах работы очень трудно обеспечить контроль за работой каждого ученика.
Использование на уроке современной аппаратуры обеспечивает большую самостоятельность учащихся, повышает роль индивидуальной работы и обеспечивает возможность практически постоянного контроля за работой каждого из учащихся. Все это реально увеличивает возможность личной активной речевой практики для каждого ученика, что, в свою очередь, позволяет в значительно большей степени связать такие способы работы, как показ, объяснения, с одной стороны, так и тренировку с другой. [21]
Отсутствие хорошо оснащенных современным ТСО кабинетов иностранных языков долгое время не позволяло в достаточной мере учитывать индивидуальные способности учащихся, их рост в овладении разговорной речью на изучаемом языке. Современные технические средства позволяют давать отдельным учащимся индивидуальные дополнительные, более сложные упражнения, в то время как основная масса учащихся выполняет более простые. [17]
Переход школ на кабинетную систему обучения иностранным языкам побудил разработчиков методики обучения иностранным языкам к созданию дополнительных заданий и упражнений как для отстающих, так и для более продвинутых учеников. Кабинет иностранного языка, оснащенный микрофонами и телефонами с пультом управления за столом учителя, позволяет преподавателю вести работу со всем классом одновременно и с каждым учеником в отдельности. Например, классу предлагается сделать сообщение по какой-либо теме. Все учащиеся надевают наушники и говорят в микрофон. Учитель подключается к любому из учеников и делает ему необходимые замечания, отмечая у себя в тетради ошибки, которые он допустил в своей речи, затем подключается к следующему ученику и т.д. Речь учеников в это время можно записать на аудиокассету. Такая форма работы является прекрасным способом обучения, т.к. ученики получают обильную практику в устной речи. [19]
Наличие в школе кабинета иностранных языков, оборудованного современными техническими средствами, позволило поставить вопрос о новой форме занятий в школе - лабораторных занятиях.
Как известно, для формирования первичных умений и особенно навыков пользования определенным языковым материалом от учащегося требуется самостоятельное индивидуальное выполнение определенного ряда упражнений. При отсутствии технической оснащенности кабинета такие упражнения могут выполняться только применительно к письменной форме речи. Для выполнения ряда устных упражнений необходимо прослушивание звучащей речи. Наличие аппаратуры позволяет вынести выполнение некоторых упражнений за рамки занятий в классе. [7] По мере внедрения современной техники в организацию школьных занятий стала разрешаться задача разработки лабораторных заданий, которые школьники могут выполнять самостоятельно в кабинете иностранных языков. Это привело к изменению содержания системы уроков, что позволило сократить число комбинированных речевых уроков и тем самым увеличить количество речевых уроков. Изменилось и само понятие «система уроков». Наличие лабораторных работ привело к созданию единой системы лабораторных занятий и занятий в классе. [1]
Нельзя не отметить еще одной важной функции кабинета иностранных языков в школе - функции консультационного пункта по предмету. В кабинете в определенные дни и часы ученики имеют возможность подготовиться к уроку, прочитать имеющиеся книги, в журналах интересующие их статьи, выполнить лабораторные работы, получить у педагогов индивидуальные консультации и т.п. При правильной организации работы учителю не потребуется тратить на это много времени дополнительно. В эти часы он сам может подготовиться к урокам, проверить тетради, выполнить другую весьма разнообразную внеурочную работу. Школьники, пришедшие получить консультацию, получат ее или приготовят здесь же домашнее задание. Ребенку необходимо знать, что в любой момент он может получить нужную помощь и поддержку учителя. Опыт показывает, что в течение тех двух часов, пока открыт кабинет, учитель работает с детьми около 20- 30 минут. Затраченное время окупается тем, что возрастает эффективность индивидуальной работы, повышается качество знаний и, как следствие, успеваемость учащихся, учитель начинает глубже понимать своих учеников, успешнее проводится воспитательная работа в классе. Предметный кабинет становится центром самоподготовки к уроку. [32]
В условиях кабинетной системы увеличиваются возможности для организации и проведения дидактических игр - соревнований с применением технических средств обучения, а также других форм внеурочной работы, что заметно расширяет и углубляет эффективность и действенность процесса обучения. [10]
1.2. Интерьер кабинета иностранного языка
Проводимые в последние годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов иностранных языков.
Обычно подходя к кабинету иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить, как он выглядит. Стена напротив окон либо вся заставлена шкафами, либо на ней изображены традиционные символы страны изучаемого языка: Эйфелева башня, Биг Бэн, скульптура воина с девочкой на руках из Трептов парка, в лучшем случае Кёльнский Собор. Другие стены пестрят яркими пятнами различных грамматических схем, латинского алфавита, страноведческих уголков, портретов, плакатов и т.д. [33]
Учителя, как правило, сами делают ремонт в своих кабинетах, стремясь сделать их уютнее и красивее, с этой целью стены обклеиваются обоями, развешиваются занавески на окна, парты окрашиваются в светлые тона. При этом во внимание не принимается, что обилие репродукций и схем, перегруженных информацией, пестрота красок рассеивают внимание учащихся, отвлекают их от темы урока, забывается о самом предназначении кабинета. Вместе с тем, необходимо помнить, что кабинет иностранного языка прежде всего призван: [18]
создать очаг европейской культуры;
приятную, психологически комфортную атмосферу, располагающую к общению, в которой ученики чувствуют себя в центре заботы, внимания;
образовательное пространство, отличающееся от других тем, что обучение здесь призвано проходить по правилам общения и приобщения к другой культуре.
Как создать такое образовательное пространство в обычной классной комнате? Учителя школ Нижнего Новгорода, обсудив эту проблему на семинаре «Переподготовка преподавателей иностранных языков общеобразовательных школ» при участии дизайнера Ж. Ледомской, пришли к выводу о том, что ощущение простора, свободы в кабинете можно создать благодаря верному цветовому решению при оформлении помещений. Например, использовать оттенки одного цвета для окраски потолка, пола, стен и столов, поскольку, как известно, сочетание светлых, часто чисто белых, стен с темными проемами окон и дверей передают особенности европейского дома. [33]
В классной комнате можно использовать оттенки любого светлого тона: кремового, желтого, серого, голубого и т.п. Однако при этом должно быть соблюдено следующее условие: самым светлым оттенком покрасить потолок, например, белым цветом, а самым темным должен быть окрашен пол. Столы должны быть темнее потолка и стен, но светлее пола.
Если стены светлее столов, то они должны быть обязательно темнее потолка, причем при окраске стен можно использовать два оттенка: стене напротив окон придается оттенок чуть темнее, а стене с окнами - чуть светлее. Занавески на окнах должны быть однотонными и иметь тот же оттенок, что и стены. [30]
Цветовому оформлению кабинета необходимо уделять достаточное внимание, т.к. известно, что человеческий организм реагирует на цвет. Желтый цвет - светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение. Фиолетовый и синий - цвета, вызывающие неуверенность, сумрачность. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают грусть, голубой же воспринимается как легкий, небесный цвет. Зеленый цвет успокаивает детей, вызывает желание помечтать и т.д.
По возможности следует избегать окрашивания классной доски в черный цвет, предпочтительней темно-зеленый или темно-синий цвет. На той стене, где висит доска, не следует создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся. [3]





Возраст
Предпочитаемые цвета
Цвет, вызывающий отрицательное отношение
Преобладающее психологическое состояние

4-10
Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый
Черный, темно-коричневый, серый
Пребывание в мире сказок

11-12
Зеленый, желтый, красный
Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый
Преобладание чувственного восприятия мира

13-14
Ультрамарин, оранжевый, зеленый
Фиолетовый, лиловый
Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания

17-19
Красно-оранжевый
Пурпурный, розовый
Инстинктивно-направленное восприятие мира


Ощущению психологической поддержки может способствовать видимость отсутствия углов в кабинете, которая создается с помощью встроенных шкафов, размещенных в углах. При этом экономится место, комната приобретает овальную или округлую форму, создающую более располагающую к общению форму и снимающая агрессивность.
Для размещения наглядного материала нужно как можно оптимально использовать стены кабинета, учитывая, что задняя стена, расположенная напротив доски не подходит для размещения на ней информации. На этой стене лучше всего разместить карту страны, изучаемого языка, картину или гравюру с ее пейзажем, либо повесить комнатные растения. [18]
Всю функциональную информацию, необходимую на уроке, лучше всего располагать у доски. Эта информация должна периодически обновляться, иначе она будет восприниматься детьми как цветовое пятно.
Экономичную и удобную форму расположения учебных материалов предложила Ж. Ледомская. Над доской достаточно укрепить несколько рядов проволоки или лески и все схемы хранить в висячем положении, прижатых к стене и вывешивать только те наглядные пособия, которые необходимы для проведения конкретного урока. В этом случае информативные материалы занимают самую выгодную позицию, их расположение и цветовое решение способствует концентрации внимания учеников, кроме того, хранить наглядные пособия в таком виде очень удобно, т.к. они не мнутся и всегда под рукой. Остается только придумать систему крючков и планшетов, позволяющих легко перемещать материалы. [30]
Классная доска в кабинете иностранного языка должна обладать определенными свойствами, которые вытекают из специфики обучения языкам, функциональных особенностей и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Поэтому именно на доске для демонстрации наглядных пособий должны быть предусмотрены соответствующие приспособления. Для этой цели удобны доски с встроенным экраном - магнитной доской, которая служит для размещения аппликационного материала на магнитной основе, небольших картин, таблиц, которые крепятся с помощью магнитной резины, а также для демонстрации диафильмов, диапозитивов, кинофрагментов. [24]
Кроме того, для создания различных ситуаций общения хорошо иметь в своем кабинете ширму. Давно забытая, но компактная, не требующая особых условий для хранения, ширма зачастую может пригодиться на уроках.
Во-первых, прикрепляя к ней различные атрибуты, картинки можно обозначить любую ситуацию: магазин, поезд, маршрут путешествия, ресторан, дом и т.п.
Во-вторых, из-за ширмы лучше всего разыгрывать ситуации с куклами и любыми предметами, организовывать «телефонные разговоры», различные игровые ситуации.
Рабочие места учащихся должны быть оснащены необходимыми приспособлениями, оборудованием для занятий иностранным языком. Если кабинет оснащен лингафонным устройствам, то рабочее место ученика должно быть оборудовано телефонно-микрофонной гарнитурой и снабжено регулятором громкости.
Колорит иноязычной культуры можно создать при помощи кукол в национальных костюмах, национальных предметов, пейзажей и видов страны изучаемого языка на стене. [32]
Таким образом, кабинет иностранного языка с колоритом иноязычной культуры можно создать без особых материальных затрат. Главное - это создать благоприятные условия для творческой работы учащихся и учителя, чтобы учитель чувствовал себя гостеприимным хозяином дома, а ученики - долгожданными и окруженными заботой его обитателями.
1.3. Оснащение и оборудование рабочего места учителя
Учитель - полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкусов учителей должно отвечать определенным требованиям не только к оснащению кабинета и организации рабочих мест учащихся, но и к рабочему месту учителя.
Важнейшим фактором в учебно-воспитательном процессе является то, как учитель обращается с детьми, насколько квалифицированно он преподает иностранный язык. Благоприятной психологической обстановки можно достичь, если сам учитель будет чувствовать себя в кабинете удобно не только физически, но и психологически. [32]
Наукой доказано, что для успешного протекания процесса педагогического труда необходимо определенное психофизиологическое состояние организма учителя, которое определяется единством внутренних психофизиологических условий и внешней среды, являющейся внешним фактором. Одним из важнейших факторов внешней среды в педагогической деятельности является рабочее место учителя. [18]
С физиологической точки зрения правильно организованное рабочее место учителя - это наилучшая возможность использовать свои физические данные в процессе труда без перенапряжения.
С психологической точки зрения хорошо организованное рабочее место - это один из факторов внешней среды, который создает удовлетворение в процессе труда, повышает настроение и работоспособность человека.
С педагогической точки зрения хорошо организованное рабочее место, при прочих равных условиях, является фактором воспитания и развития.
С точки зрения экономики труда оптимальная организация рабочего места обеспечивает эффективное использование не только рабочего времени, но также сил и средств.
В реальной действительности все эти точки зрения взаимосвязаны. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что если рабочее место учителя четко организовано, если оно органично вписалось в систему его работы или конкретный процесс деятельности, то его трудовые функции реализуются наилучшим образом, более успешно идет процесс самосовершенствования педагога, формирование таких ценных качеств и черт его личности, как экономичность, бережливость, аккуратность, четкость, точность и др.
Наоборот, если рабочее место учителя организовано плохо, то это сдерживает, тормозит процесс труда, вызывает неудовлетворение, снижает настроение, работоспособность, раньше времени вызывает усталость и т.п.
Рабочее место учителя - это зона, где протекает основная часть процесса его труда. В понятие «рабочее место» входит не только рабочая площадь, но и ее планировка, оборудование, оснащение, оформление и др. Удобство, привлекательность и экономичность - вот основные критерии, предъявляемые к рабочему месту учителя. [3]
Для наиболее рационального размещения всех предметов и средств труда на рабочем месте существуют определенные правила. Применительно к труду учителя они могут быть сформулированы следующим образом:
1. каждый элемент на рабочем месте должен иметь свое определенное место;
2. все наиболее необходимые предметы и средства труда должны быть сосредоточены на столе, в столе или около стола - в зоне наилучшей досягаемости;
3. каждый предмет или средство труда должны иметь постоянное место, все мелкие предметы имеет смысл сгруппировать;
4. на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не тратить время на поиски нужного;
5. все, что берется руками особенно часто и необходимо для процесса труда, должно быть в зоне досягаемости рукой и удобно расположено. Справа размещается то, что берется правой рукой, слева - то, что берется левой.
Как сам педагогический труд, так и рабочее место учителя должны непрерывно и планомерно совершенствоваться.
1.4. Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма.
Учитель должен знать гигиенические требования, предъявляемые к размерам, воздушной среде, освещению и отоплению кабинета, школьной мебели, а также правила размещения учащихся в кабинете. [15]
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами столов и стенами. При этом должны выдерживаться следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда столов - не менее 0,5 м;
от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;
от задней стены до последних столов - 0,65 м;
от классной доски до первых столов - 2 м;
от классной доски до последнего стола - не более 8 м;
между рядами - 0,6 м.
Микроклимат кабинета обусловливается физическими свойствами и химическим составом воздуха. Полноценной в гигиеническом отношении среда кабинета считается, когда температура воздуха составляет 18-20 градусов для средних широт, 21-22 градуса для северных, 17 градусов для южных широт с перепадами ее по горизонтали и вертикали не более 2-3 градусов; относительной влажностью 30-60%, скоростью движения воздуха 0,2-0,4 м/сек, содержанием кислорода 21%, углекислого газа 0,004% в городских и 0,003 в загородных школах.
Учебный процесс связан не только с умственным трудом, но и со значительной статической нагрузкой на мышцы, удерживающие тело ученика в определенном положении. Длительно сохраняемая постоянная поза оказывает существенное влияние на формирование осанки ребенка, затрудняет работу центральной нервной системы, сердечно - сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, слухового и зрительного анализаторов. Поэтому весьма важным является правильный подбор мебели соответственно росту ученика. [32]
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача или медицинской сестры после измерения роста учащихся в обуви в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Школьники с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. Дети, склонные к простудным заболеваниям, страдающие ревматическими заболеваниями должны сидеть за партами, стоящими возможно дальше от окна.
Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствии номера парты их росту.
Естественное освещение кабинета считается достаточным, если коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% для средней полосы России. [15]
Основной поток света должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Световые проемы в стене, на которой расположена доска, не допускаются, чтобы свет не слепил глаза. Желательно оборудовать окна кабинета солнцезащитными устройствами типа жалюзи либо тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России на первые два урока первой смены необходимо включать искусственное освещение.
Классная доска должна освещаться двумя лампами, находящиеся над доской, которые устанавливаются параллельно ей. Лампы должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
В кабинете должен помимо всего соблюдаться воздушно-тепловой режим. Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в кабинете должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебный кабинет должен проветриваться во время перемен. При температуре наружного воздуха более +10 градусов целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами должен строго дозироваться. Длительность непрерывного применения АВ ТСО в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Классы
Длительность просмотра (мин.) Диафильмов, диапозитивов
Воспроизведение звукозаписи (мин.) Кино-, видеофильмов
Учебных телепередач

1-2
7-15
15-20
15

3-4
15-20
15-20
20

5-7
20-25
20-25
20-25

8-11
25-30
25-30
25-30


1.5. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей посредством кабинета иностранного языка
Образование сегодня становится фундаментальным условием и одновременно средством безопасности и развития всех других сфер социума. Проблема подготовки кадров особенно актуальна во времена перемен, когда пересматриваются сложившиеся нормы, принципы, устои, структуры, системы и т. д. На протяжении последних десяти лет идёт коренная перестройка системы образования в России, охватывающая все уровни: дошкольный, школьный, вузовский, послевузовский. Это в первую очередь относится к образовательной сфере, потому что именно здесь готовят специалистов для всех социальных областей.
Готовность к педагогической деятельности является, на наш взгляд, составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на свою профессию, мировоззренческую зрелость, установку на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание, нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании авторской технологии обучения и воспитания детей.
Выделяются следующие структурные элементы готовности будущего учителя иностранного языка (ИЯ):
сформированная система научных знаний, умений, навыков (ЗУН);
сформированные знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
сформированности личности учителя, его профессионально – педагогическая направленность.
Важное место в системе формирования профессиональной готовности студентов занимает методическая подготовка. Она является тем элементом, в котором интегрируются мировоззренческая, психологическая, педагогическая и специальная подготовки.
Студенты – практиканты испытывают при планировании и проведении учебно-воспитательного процесса значительные трудности. У студентов, выходящих на практику, явно недостаточно опыта использования разнообразных приёмов работы с обучаемыми, мало интересных упражнений, и это отрицательно сказывается на результатах обучения.
В ряде специальных исследований особо подчёркивается мысль о необходимости развития познавательной активности и самостоятельности будущих учителей, выработки потребности и готовности к непрерывному самообразованию. Общая тенденция современного обучения в вузе предполагает увеличение времени на самостоятельную методическую подготовку.
Профессиональное становление возможно только при осознанной, самопроизвольной активности субъекта. Для построения собственного вектора деятельности в освоении профессии необходимо развить способность к рефлексивному мышлению. Именно эта способность позволяет будущему учителю преодолеть издержки предметного преподавания в вузе, создать в своём сознании субъективную целостную картину педагогической деятельности, построить собственный образ «Я» в профессии.
Успешное формирование профессиональной готовности к будущей работе во многом зависит от качества семинарско-практических занятий, цель которых заключается, как известно, не только в обсуждении теоретических положений, но и в формировании определённого набора профессионально значимых умений, а также вооружение студентов приёмами самостоятельной, близкой к исследовательской деятельности.
Имея вполне достаточный запас знаний по предмету, студенты не всегда могут применить его на практике, поскольку не обладают необходимыми профессионально – педагогическими умениями. Именно формирование определённого набора умений на основе овладения знаниями методической теории обучения иностранному языку должно являться ведущей целью семинарско-практических занятий по методике.
На таких занятиях возможно формировать лишь самые основные, принципиально важные с точки зрения профессианольной готовности будущего учителя умения: анализ заданных преподавателем условий обучения, характерных для воображаемой группы учащихся; анализ учебного материала; формулирование задач фрагмента и всего урока в целом с учётом заданных условий обучения; планирование деятельности учителя и учащихся в соответствии с задачами и условиями обучения.
Почти каждое из этих умений – по сути дела, заданный, спроектированный результат. В этой связи возникает вопрос: каковы составляющие процесса формирования методических умений будущего учителя? В работах А. Н. Мозгового были определены действия, отражающие методическую деятельность учителя ИЯ и выделены семь действий – вариантов (основных и сопутствующих): целеполагание, выбор, дозировка, выстраивание, реализация, контроль, коррекция. Два последних могут выступать как самостоятельные действия, так и действия, сопутствующие любому другому.
Предлагаемая статья представляет собой попытку раскрыть некоторые дополнительные резервы, обеспечивающие повышение уровня профессиональной готовности будущих учителей ИЯ именно за счёт современного программного обеспечения, включенного в педагогический процесс.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. В последнее время всё чаще появляются публикации, подтверждающие это. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.
Молодые специалисты, на наш взгляд, слабо используют возможности современных компьютерных технологий в организации и проведении занятий по иностранному языку в средней школе. Недостаточную готовность учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников следует обозначить как один из минусов существующей системы высшего педагогического образования.
В этой статье представлен опыт работы с программой создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office на семинарско-практических занятиях по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам».
В этой работе используется принцип интеграции в организации самостоятельной работы по курсу теории и методики обучения иностранным языкам. В рамках курса студенты выполняют самостоятельные задания, в частности по разработке фрагментов урока, которые посвящены ознакомлению с языковым материалом, формированию речевых умений, различным формам и приёмам контроля и т.п. При разработке части уроков студентам было предложено использовать возможности современных информационных технологий, в том числе программы создания презентаций Power Point, и обосновать с точки зрения психологии и методики целесообразность организации процесса обучения с использованием тех или иных приёмов. Таким образом, предполагалось, что студенты при подготовке к семинарско-практическим занятиям реализуют знания, умения и навыки по информатике, методике, психологии и языку интегративно. Организация данного вида самостоятельной работы осуществлялась с использованием приёма «малых групп».
В качестве одного из заданий было предложено разработать фрагмент урока, посвящённый актуализации звукобуквенных соответствий и формированию орфографических навыков. Вот один из проектов.
На классную доску проецируется презентация, выполненная студентами в Power Point. Далее школьникам предлагается последовательный ряд картинок, с задержкой по времени предъявления, с тем чтобы дать им возможность записать в тетрадь соответствующую букву.
После того как были предъявлены картинки на все буквы алфавита, в том же порядке учащимся демонстрируется правильно выполненное задание. Учитель вместе с классом обсуждает правильность выполнения задания, школьники исправляют ошибки.
Школьникам предлагается следующее задание: Школьникам, аналогично первому случаю, предъявлялись картинки, а затем демонстрировалось правильно выполненное задание и проводился анализ ошибок.
Мы считаем, что цель такой организации самостоятельной работы – это актуализация теоретических знаний по методике преподавания ИЯ и по использованию компьютерных технологий; а также применение интегративных фрагментов урока ИЯ с использованием Power Point и тем самым внесение определённого вклада в методическую «копилку».



















2. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Основные требования к комплексному использованию средств обучения. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы потребовала уточнения целей и содержания обучения населения воспитательной направленности учебного процесса, широкого внедрения активных форм и методов работы в практику школы.
Повышение эффективности обучения зависит от средств обучения и воспитания.
Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. Они тесно взаимодействуют с методическими приёмами и организационными формами работы. С их помощью осуществляется органическая связь обучения, воспитания и всестороннего развития личности учащихся, обеспечивается высокий научно-идейный уровень содержания основ изучаемой дисциплины.
В настоящее время средства обучения включают печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые.
К числу печатных пособий относятся: демонстрационные таблицы, тематические и предметные картины, аппликационные материалы, альбомы фотографий по странам изучаемого языка, альбомы с репродукциями картин советских художников, а также дидактические раздаточные материалы для работы в парах.
Экранные пособия могут быть как статичными (диапозитивы, диафильмы, транспаранты), так и динамичные (кинофрагменты, кинокольцовки).
Звуковые пособия включают грампластинки и магнитные записи, отдельные средства обучения носят комплексный характер. Это, например, диафильмы со звуковым сопровождением, альбомы по странам изучаемого языка в комплекте с грампластинками, лингафонный практикум.
Определяя выбор средства обучения, следует принимать во внимание цели и задачи обучения иностранным языкам, уровень усвоения материала, возрастные особенности учащихся, дидактические функции средства обучения, условия, в которых протекает учебный процесс.
Важную роль при этом играет специфика учебного предмета «Иностранный язык», содержание учебного материала.
Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), которая может рассматриваться как реализация общественно – коммуникативной деятельности людей, обеспечивающая их общение друг с другом. В процессе речевой деятельности взаимодействуют разные факторы, в частности мотивационно – побудительные, которые связаны с потребностью человека в общении и обеспечивают подготовку индивида к процессу общения, вызывают желание участвовать в акте коммуникации.
Вот почему средства обучения призваны обеспечить мотивационно – побудительный уровень общения, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом, воссоздать ситуации, побуждающие к участию в акте коммуникации в совершении речевого поступка.
Выбор средства обучения определяется прежде всего дидактической задачей, потребности учебного процесса, так, для организации беседы по темам, знакомым учащимся из повседневной жизни, часто достаточно лишь определить круг вопросов, подлежащих обсуждению, наметить план беседы.
Комплексное использование средств обучения связано с применением не отдельных пособий в учебно-воспитательном процессе, а определённого их сочетания. Комплексное использование средств обучения включает в себя вопросы создания комплекса средств обучения для тех или иных учебно-воспитательных целей.
Имея в своём распоряжении подобные комплексы средств обучения по теме устной речи и чтению, учитель должен уметь отобрать из состава оптимальное сочетание средств обучения на конкретный урок. Отбор средств обучения из состава комплексов на уроке начинается с определения учебно-воспитательной задачи урока. Вопрос отбора комплекса предусматривает возможность быстро и оперативно подключать эти средства обучения в учебно-воспитательный процесс. Учитель должен владеть умением определять наиболее рациональную последовательность включения средств обучения на каждом конкретном уроке, учитывая особенности познавательной деятельности студентов. Последовательность включения средств обучения в учебно-воспитательный процесс на уроке обязательно предусматривает чёткое следование логики учебной деятельности студентов.
Говоря о комплексном использовании средств обучения на уроке иностранного языка, необходимо остановится на одном вопросе. Это касается средств обучения, имеющих заметное эмоциональное воздействие на студентов. Создаваемая на уроке эмоциональная атмосфера, обостряя восприятие учебного материала, вместе с тем иногда тормозит, а подчас делает невозможным быстрое переключение с одного вида работы на другой, который может и не отличаться столь же высокой эмоциональной окраской, но быть весьма необходимым для учебного процесса: после просмотра кинофрагментов, телевизионных передач, прослушивания звукозаписи приходится переключаться на разговорную речь.
При комплексном применении средств обучения учитель должен обязательно ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности учащихся и использовать имеющиеся в его распоряжении пособия.
Комплексное использование средств обучения кабинета иностранного языка предполагает:
единство содержания входящих в комплексе пособий полного соответствия их целям обучения на данном уровне усвоения языкового материала;
адекватность средств обучения особенностям методической системы;
определённую последовательность их включения в учебный процесс, взаимосвязь и взаимообусловленность;
адекватные виды работ, упражнений, организационных форм;
необходимость создания ряда дополнительных средств обучения в виде отдельных упражнений или фрагментов пособий;
учёт индивидуальных и возрастных особенностей студентов, уровня языковой подготовки.
Комплексное использование средств обучения требует от учителя совершенствования своего мастерства.
Научно исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения выдвинул требования к размещению и способам хранения средств обучения в кабинете иностранного языка.
Такой кабинет должен быть укомплектован всеми средствами обучения, необходимыми для организации учебного процесса на уроках, внеклассных и факультативных занятиях, а также аппаратурой, мебелью и приспособлениями, которые облегчают хранение и использование пособий. [23]
Кроме средств обучения в кабинете немецкого языка, как и в других кабинетах иностранного языка, должна быть сконцентрирована учебная, учебно-методическая и справочная литература. Для удобства работы с книгами необходимо их классифицировать на две группы:
1. литература для обучающихся;
2. литература для учителя.
К первой группе относятся:
1. словари;
2. справочники;
3. художественная адаптированная литература для внеклассного чтения;
4. страноведческий материал;
Во вторую группу входят:
1. обще-методическая и психологическая литература;
2. работы, связанные с отдельными аспектами обучения немецкому языку: аудированию, чтению, письму, устной речи;
3. книги по использованию средств обучения;
4. книги для учителя, содержащие пояснения к учебникам и факультативным курсам;
5. пособия по организации внеклассной работы;
6. академические словари;
7. инструктивный материал: перечни учебно-наглядных пособий, учебного оборудования и т.д.
Литературу для учащихся нужно хранить так, чтобы школьники могли находить ее самостоятельно. Для того, чтобы было легче найти необходимую книгу можно сделать указатели, например, «Словари и справочники», «Литература для внеклассного чтения» и т.д.
Видеоматериалы удобно хранить на полках шкафа, наклеив на каждую из них пометки, содержащие информацию о том, какие именно материалы хранятся на данной полке. Эти средства обучения должны храниться в коробках в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящичках с ячейками.
Телевизор, видеомагнитофон, компьютер устанавливаются на устойчивых подставках или столиках в удобных местах. [26]
В кабинете иностранного языка должны быть различные картотеки:
Систематическая, которая включает в себя средства обучения, имеющиеся в кабинете, книги, информативные и раздаточные печатные пособия, экранные (видеозаписи), звуковые.
Тематическая, в которую входят средства обучения, подобранные по темам устной речи. Например, «Моя семья», «Времена года» и т.д. с выделением подтем в каждой теме.
Поурочная, на карточках которой перечислены средства обучения, необходимые для конкретного урока.
Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Все пособия нумеруются. Для каждого вида пособий составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог без труда отыскать необходимое пособие.
Таким образом, организация кабинетов иностранных языков, внедрение в них современных технических средств обучения повышает самостоятельность учащихся, делает более активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие самой системы уроков иностранного языка, стимулирует педагогическую мысль в области методического иcследования.
2.2. Организация самостоятельной работы обучающихся на примере декады иностранного языка в основной школе
„Kennst du die Natur deines Heimatortes?“
Праздник, посвящённый родному селу, проводится в 7 классе после изучения темы „Umweltschutz“.
Празднику предшествует большая предварительная подготовка. Учитель с учениками изготавливает красочные, яркие таблицы и рисунки с изображением животных, птиц, рыб (с их названием на русском и немецком языках), которые водятся в этом крае, а также деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов и ягод. Дети учат стихи и песни о природе.
На мероприятие приглашаются ученики других классов, учителя, родители.
В роли ведущего выступает учитель, а присутствующие учителя могут быть членами жюри, которые после каждого конкурса выставляют очки командам, а в конце праздника называют имена победителей.
Учащиеся делятся на две команды:
„Glockenblume“.
„Lederbaum“.
Праздник начинается с конкурса.
I. Каждая команда получает листки с заданием „Beendet die Sдtze mit Hilfe der Tabellen und Anschauungsmittel“.
In unserem Dorf Sawrasowo wachsen viele schцne Blumen:
Nicht weit von unserem Dorf gibt es einen Wald, im Wald sind viele Pilze:
Im Wald und im Gemьsegarten sind auch viele Beeren:
Schцne Bдume wachsen in Sawrasowo:
Wir haben auch viele schцne grьne Strдucher:
In unserem Dorf gibt es einen sauberen Fluss, im Fluss sind viele Fische:
Mit dem Singen der Vцgel kommt die Sonne in unsere Hдuser, in Sawrasowo leben viele Vцgel:
In unseren Gemьsegдrten, im Wald, am Fluss und am Teich, im Feld sind viele Insekten:
In unserem schцnen Wald leben viele wilde Tiere:
Zu Hause haben wir viele Haustiere und Geflьgel:
Im Feld sind viele Nagetiere:
Auf unseren Feldern wachsen grьne Wildpflanzen, die wir Unkraut nennen, und schцne Grдser:
(Jede Mannschaft bekommt fьr den richtigen Satz einen Punkt.)
Для выполнения этого задания дети обращаются к таблицам и рисункам, развешанным в классе.

Grдser
травы
Strдucher
кустарники

die Brennessel
крапива
Der WeiЯdorn
боярышник

der Rainfarn
тысячелистник
die Hagebutte
шиповник

die Schafgarbe
зверобой
die Hortensie
гортензия

das Hartheu
полевой горох
der Wacholder
можжевельник

die Ackererbse
белоцветник весенний
der Flieder
сирень

Mдrzenbecher
калужница
der Jasmin
жасмин

Dotterblume
мать – и -мачеха
die Magnolie
магнолия


Vцgel
птицы
Blumen
Птицы

die Nachtigall
соловей
die Rose
Роза

der Rabe
ворон
die Pfingstrose
Пион

der Adler
орёл
die Primel
Первоцвет

die Dohle
галка
die Gдnseblume
Маргаритка

die Drossel
дрозд
die Glockenblume
Колокольчик

die Amsel
чёрный дрозд
das Vergissmeinnicht
Незабудка

die Elster
сорока
die Aster
Астра

der Kuckuck
кукушка
die Kamille
Ромашка

die Meise
синица
die Kornblumen
Василёк

die Schwalbe
ласточка
der Lцwenzahn
Одуванчик

die Lerche
жаворонок
das Maiglцckchen
Ландыш

der Geier
коршун
der Mohn
Мак

die Krдhe
ворона
die Narzisse
Нарцисс

der Sperling
воробей
das Schneeglцckchen
Подснежник

der Sprecht
дятел
das Stiefmьtterchen
анютины глазки

der Star
скворец
die Tulpe
Тюльпан

die Taube
голубь
das Veilchen
Фиалка

der Storch
аист
der Krokus
Крокус

der Gimpel
снегирь
die Nelke
Гвоздика

der Pfingstvogel
иволга
die Lilie
Лилия


Wilde Tiere
Лесные звери
Fische
рыба
Nagetiere
Грызуны

der Wolf
волк
der Barsch
окунь
der Hamster
Хомяк

der Hase
заяц
der Blei
лещ
die Maus
Мышь

der Bдr
медведь
der Hecht
щука
die Ratte
Крыса

der Fuchs
лиса
der Grьndling
пескарь
der Maulwurf
крот

das Eichhцrnchen
белка
der Karpfen
карп
die Fledermaus
Летучая мышь

der Dachs
барсук
der Kaulbarsch
ёрш



der Igel
ёж
die Quappe
налим



der Hirsch
олень





der Elch
лось









II. Каждая команда получает листок с заданием: Macht aus zwei Wцrtern ein Wort! Bildet zusammengesetzte Substantive und ьbersetzt sie ins Russische!
Fьr die „Glockenblume“
Muster:
die Glocke + die Blume = die Glockenblume
der Apfel + der Baum = (der Apfelbaum)
die Birke + der Pilz = (der Birkenpilz)
der Stein + der Pilz = (der Steinpilz)
der Schnee + das Glцckchen = (das Schneeglцckchen)
das Korn + die Blume = (die Kornblume)
das Wasser + die Lilie = (die Wasserlilie)
die Erde + die Beere = (die Erdbeere)
der Wald + die Erde + die Beere = (die Walderdbeere)
das Wasser + die Melone = (die Wassermelone)
der Kohl + die Blдtter = (die Kohlblдtter)
die Tanne + der Baum = (der Tannenbaum)
Fьr den „Zederbaum“
Muster:
die Zeder + der Baum = der Zederbaum
der Regen + der Wurm = (der Regenwurm)
der Frieden + die Taube = (die Friedenstaube)
der Mai + das Glцckchen = (das Maiglцckchen)
der Sand + der Dorn = (der Sanddorn)
das Moos + die Beere = (die Moosbeere)
der Stachel + die Beere = (die Stachelbeere)
die Kirsche + der Baum = (der Kirschbaum)
die Butter + der Pilz = (der Butterpilz)
die Sonne + die Blume = (die Sonnenblume)
der Dorn + der Busch = (der Dornbusch)
die Fichte + der Baum = (der Fichtenbaum)
III. Конкурс капитанов. Капитаны команд должны решить предложенные кроссворды.
Obstsalat. Wie heiЯen die Frьchte? Tragt ihre Namen in die Felder mit gleichen Zahlen ein!
персик (Pfirsich)
вишня (Kirsche)
абрикос (Aprikose)
клубника (Erdbeere)
дыня (Melone)
слива (Pflaume)
банан (Banane)
малина (Himbeere)
яблоко (Apfel)
лимон (Zitrone)
виноград (Weintraube)
груша (Birne)
апельсин (Orange)




9

10





11


1




















2
I




E

3

R
































4


12





5
E

13

























6


A





7

N



























8



E





Kunterbuntes.
Sie zeigt die Zeit an.
Zwцlf Monate.
индюк
Damit hцrst du.
мак
Es legt Eier.
галка
Sie gibt Milch.
капуста
морковь
Der Freund des Huhnes.
одуванчик
ворона








1
H







2

H







3





H







4
H











5

H











6

H









7

H









8

H









9

H









10

H








11

H




12






H







13


H








Пока капитаны работают над кроссвордом, участники праздника отгадывают загадки: Erratet die Rдtsel.
Wer sitzt geduldig vor dem Loch und fдngt das kleine Tierchen doch?
(die Katze)
Erst weiЯ wie Schnee, dann grьn wie Klee, dann rot wie Blut, schmeckt allen Kindern gut.
(die Kirsche)
Wenn es warm wird, zieht er sich an. Wird es kalt, was macht er dann? Er zieht sich aus, man glaubt es kaum, Kennst du ihn auch? Es ist der
( der Baum)
Ratet, von wem ich erzдhle. Von welchem Tier ist die Rede?
Dieses Tier lebt im Wald. Es ist klein. Es mag Mдuse und Schlangen. Es hat 16000 Stacheln.
(der Igel)
Dieses Tier lebt im Wald. Es ist sehr stark, groЯ und braun. Es ist gefдhrlich. Es mag Honig. Es schlдft im Winter.
(der Bдr)
Das Mдrchen von diesem Vogel, der die Babys bringt, erzдhlen die Omas und Opas bei uns schon lange nicht mehr. Trotzdem ist er unser bekanntester und beliebtester GroЯvogel geblieben. Wir wissen, dass er im Herbst nach dem warmen Afrika zieht und im Frьhling nach Kartaschowka ins alte Nest zurьckkehrt. Wie heiЯt dieser Vogel?
(der Storch)
Wie heiЯt der Baum? Das Holz dieses Baums ist sehr hart und schwer. Darum verwendet man es manchmal noch fьr den Bau von Brьcken, Schiffen und Hдusern. Aber auch Mцbel entstehen aus dem Holz dieses Baums. Die Frьchte sammelt ihr fьr die Tiere im Winter. Viel Schatten spenden die krдftigen Дste und Blдtter dieses Baums. In Kartaschowka wдchst er hinter dem Lebensmittelgeschдft.
(die Eiche)
Ratet, von welcher Blume die Rede ist.
Sie blьht in den Monaten Mai und Juni, also zum Pfingstfest. Ihre krдftigen Blьten sind weiЯ, rosa und rot. Bis zu 1,5 m groЯ kann diese Blume werden. Sie wдchst vor allem in Gдrten. Diese Blume braucht viel Sonne, also Wдrme. Und allzu starker Wind vertrдgt sie nicht. (Die Pfingstrose)
Auch dieser Strauch beginnt im Mai zu blьhen. Ihr kennt ihn vor allem in den Farben lila und weiЯ. Dieser Strauch hat meist ьberhдngende Zweige und wдchst bis zu 4 m hoch. Seine stark duftenden Blьten sehen wie Trauben aus. Dieser Strauch wдchst neben unserer Schule am Fenster des Lehrerzimmers.
(Der Flieder)
Ьbersetzt folgende Sprichwцrter:
Besser ein Spatz in der Hand, als eine Taube auf dem Dach.
Die Lerche fliegt hoch, aber sie baut ihr Nest auf der Erde.
Wo Frцsche sind, da sind auch Stцrche.
Man macht den Wolf immer grцЯer als er ist.
Zu Hause ein Lцwe, drauЯen ein Lamm.
Man kann nicht Fuchs und Hase zugleich sein.
Man muss den Pelz nicht verteilen, ehe der Bдr geschossen ist.
Жюри подводит итоги конкурса капитанов, а также выставляет соответствующие очки участвующим в отгадывании загадок и переводе пословиц.
Праздник заканчивается исполнением песен и стихов о природе, победившие в конкурсах награждаются призами.
В ходе проведения данного мероприятия, обучающиеся показывают свой уровень усвоения изученного материала, а также навыки устной и письменной речи. Совместная подготовка учителя и учеников к мероприятию повышает интерес к изучению иностранного языка, так как основную часть конкурса самостоятельно подготовили ученики. Они сделали таблицы и картинки в качестве опоры (подсказки), которые были размещены в классе. За участие в мероприятии обучающиеся получают оценки.
Лингвострановедческая викторина
Цель викторины - выявить уровень владения немецким языком как средством межкультурного общения.
Задания предназначаются для широкого круга лиц, изучающих немецкий язык в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением немецкого языка, а также лицеях и гимназиях. Лингвострановедческая викторина предусматривает выбор одного из нескольких вариантов ответов на 20 вопросов или решение страноведческого кроссворда.
1. Der Deutsche Bundestag ist ...
a) die Legislative; b) die Exekutive; c) die Judikative.
2. Die Mitglieder des Bundesrates werden ...
a) von den Landesregierungen benannt;
b) in allgemeiner, unmittelbarer, freier, gleicher, geheimer Wahl gewдhlt;
c) von dem Bundeskanzler ernannt.
3. Der Bundeskanzler wird ...
a) vom Bundesrat gewдhlt; b) vom Bundestag gewдhlt; c) vom Bundesprдsidenten ernannt.
4. Wer war nie deutscher Bundesprдsident?
a) Theodor Heuss; b) Roman Herzog; c) Willy Brandt.
5. Die Frauenkirche mit ihren charakteristischen Kuppelhauben ist das Wahrzeichen von ...
a) Dresden; b) Mьnchen; c) Berlin.
6. Welche Stadt ist die grцЯte nach der Einwohnerzahl?
a) Hamburg; b) Bonn; c) Stuttgart.
7. Welcher Berg ist 2962 Meter hoch?
a) Brocken; b) Watzmann; c) Zugspitze.
8. Was ist die Vцlkerwanderung?
a) Einkaufsbummel der Touristen;
b) Wanderungen germanischer Stдmme im 2.–6. Jh.;
c) Zuzug von Migranten in den 60er–70er Jahren.
9. Als das Wunder von Bern wird ... bezeichnet
a) die Neutralitдt der Schweiz; b) Schweizer Uhren; c) der unerwartete Sieg der deutschen FuЯball-Nationalmannschaft 1954.
10. Welches ist keine Person?
a) Winterkцnig; b) Schneekцnig; c) Mдrchenkцnig.
11. M. Lomonossow und B. Pasternak haben ... studiert.
a) an der Philipps-Universitдt in Marburg;
b) an der Tьbinger Eberhard Karls Universitдt;
c) an der Ruprecht-Karls-Universitдt in Heidelberg.
12. Was trinkt man nicht?
a) das Kompott; b) die Tinktur; c) den Most.
13. Libretti fьr Wagners Opern hat ... geschrieben.
a) Conrad Ferdinand Meyer; b) Paul Heyse; c) Richard Wagner;
d) Friedrich Schiller.
14. Welche «Feste» feiert man nicht?
a) Totenfest; b) Erntedankfest; c) Charakterfest.
15. Welcher deutschen Stadt haben Pferde den Namen gegeben?
a) Pforzheim; b) RoЯlau/Rostock; c) Stuttgart.
16. Langobarden, Vandalen, Burgunder sind ...
a) Weinsorten; b) germanische Stдmme; c) Ortsnamen.
17. Wie beginnt die Europahymne?
a) Einigkeit und Recht und Freiheit; b) Freude, schцner Gцtterfunken;
c) Blick umher, o Freund, und siehe.
18. Wer von den folgenden Wissenschaftlern ist kein Sprachforscher?
a) Hermann Paul; b) Robert Koch; c) Wilhelm von Humboldt.
19. Die «Heimat» des Mercedes ist
a) in Bayern; b) in Baden-Wьrttemberg; c) in Brandenburg.
20. Wer ist kein Mitglied der Deutschen FuЯball-Nationalmannschaft
a) Ralf Schumacher; b) Lukas Podolski; c) David Odonko.
Таким образом, дети могут проверить свои знания в области лингвострановедения; учитель, в свою очередь, определяет степень развития у обучающихся умения корректно, с точки зрения грамматических и лексических норм современного немецкого языка, оформить свои высказывания, выразить грамотно временные, логические, причинно-следственные отношения.


ИТАК, социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучающихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Стратегия обучения иностранным языкам в современных условиях нацелена на более последовательную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодействие практических, образовательных и воспитательно-развивающих задач и путей их реализации на каждом этапе обучения.
Вся совокупность данного процесса неразрывно связана и происходит в языковой среде и культурологическом воспитательном пространстве, территорией которого в школе является кабинет иностранного языка.
Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что оборудование и создание современного кабинета иностранного языка - задача не одного дня, дело трудоемкое и требующее специальных знаний.
Опыт создания подобных кабинетов показал необходимость составления продуманного плана работы по комплектованию приборов, дидактических средств и изготовления своими силами некоторого необходимого оборудования.
Важным элементом создания языковой среды является фактор соответствия кабинета иностранного языка необходимым стандартам, позволяющим усилить гуманитарный компонент содержания образования.
Следует отметить, что переход школ на кабинетную систему обучения иностранным языкам не только способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранного языка и созданию приближенной ситуации настоящей языковой среды, но и в свою очередь, побудил разработчиков методики обучения иностранным языкам к созданию дополнительных заданий и упражнений как для отстающих, так и для более сильных учеников.
Таким образом, организация работы кабинета иностранного языка, внедрение в него современных технических средств обучения повышает самостоятельность обучающихся, делает более активным их участие в речевой деятельности, открывает новые возможности для стимуляции индивидуальных способностей каждого школьника, влияет на развитие самой системы уроков иностранного языка и стимулирует педагогическую мысль в области методического исследования.
Следует помнить, что главное - это создать приятную, психологически комфортную атмосферу, располагающую для творческой работы обучающихся и учителя, создать очаг европейской культуры и образовательное пространство, отличающихся от других, чтобы учитель чувствовал себя гостеприимным хозяином дома, а ученики - долгожданными и окруженными заботой его обитателями.
Мы убедились в том, что современный кабинет иностранного языка – это центр организации учебной и внеклассной работы, который играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. Мы утверждаем, что в эффективности и качестве обучения фактор кабинета стоит наравне с такими неотъемлемыми составляющими воспитательно-педагогического процесса как методика преподавания, квалифицированность педагога и пр.
Все вышеизложенное приводит к мысли о необходимости целенаправленного развития интереса обучающихся к изучению иностранного языка на всех этапах его обучения, с его комплексным использованием ТСО, которые способствуют лучшей реализации всех целей обучения и более эффективному формированию навыков и умений обучающихся.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаянц А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке. // Иностранные языки в школе. - 2004, №3.
2. Вишневский Е.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка. - К., 1989.
3. Воронов В.В., Журавлев В.И., Краевский В.В. Педагогика. - М., 2000.
4. Гез Н.И., Ляховицкий Н.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1982.
5. Голубев Я.В. Вопросы психологии начального изучения иностранного языка. - Л., 1955.
6. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.
7. Грачева Н.П. Как используется кабинет иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1976, №9.
8. Ежова К.П. Кружок иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1985, №2
9. Иващенко Г.П. Мебель для кабинета иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1976, №9.
10. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучению иностранному языку. - М., 2001.
11. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2000, №4
12. Красильникова В.С. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по иностранному языку в школе продленного дня. // Иностранные языки в школе. - 1984, №1
13. Кушнир А.Б. Как заманить ученика на урок иностранного. // Народное образование. - 2000, №8.
14. Макарова Т.Н. Методические материалы по оформлению и содержанию кабинетов образовательных учреждений. - М., 2002.
15. Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1994, №4
16. Медведева О.И. Активные формы работы в старших классах. // Иностранные языки в школе. - 1987, №6
17. Модорова Н.Л. Развиваем интерес к изучению иностранного языка. // Урок и подготовка домашних заданий. - М., 1962
18. Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России. - М., 1994.
19. Поршнева Е.Л. Каким быть школьному кабинету иностранных языков? // Иностранные языки в школе. - 2001, №3. - С. 33-34.
20. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1982.
21. Пшеничнова С.Н. Другая форма общения. // Коммуникативная методика. - 2004, №5











2










Zђ Заголовок 1Жђ Заголовок 2Zђ Заголовок 3°ђ Заголовок 515