Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурный уголок в групповых комнатах».





Консультация для воспитателей на тему:
«Физкультурный уголок в групповых комнатах».


















"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".
Жан Жак Руссо
Главная цель физкультурного уголка:
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:
развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Подбирать оборудование необходимо, соблюдая следующие принципы:
возрастной;
антропометрический;
принцип расположения по видам деятельности;
принцип доступности;
принцип узнаваемости;
принцип интуитивного понимания;

Требования к спортивному уголку
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Наличие символик физкультуры и спорта.
7. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное.
8. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.
Общие принципы размещения оборудования.
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок".
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Такие пособия, как мячи разных размеров, набивные мячи, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.
Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.
В группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.
Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках
Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.
Комплектация оборудования:
1. Теоретический материал:
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.

Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.

Примерный набор физкультурного оборудования для младшей и средней групп.
Оборудование для ходьбы и бега и равновесия:
Мягкий валик (длина 150 см диаметр20см) – 1шт.
Доска с ребристой поверхностью – 1 шт.
Модуль змейка – 1 шт.
Дорожки прямые и извилистые 2 шт.
Коврик массажный – 4 шт.
Дорожка со следками – 1шт.
Досточки с жесткой поверхностью (длина стороны 30 см) – 4 шт.
Оборудование для прыжков:
Куб деревянный (Ребро 20 см) - 2шт.
Обруч малый – 5 шт.
Косичка короткая – 5 шт.
коврики дорожки имитация ручейков -2 шт.
Оборудование для катания, бросания, метания и ловли:
кегли набор – 1 шт.
набивные мешочки 200 г 5 шт.
мяч малый – 5 шт.
мяч пляжный – 2 шт.
мяч резиновый стандартный – 2 шт.
навесные мишени – 1 шт.

Для лазания ползания:
Дуга для подлезания (выс. 50см) 1 шт.
Лабиринт игровой – 1 шт.
Для общеразвивающих упражнений:
лента на кольце короткая (50 см) 16 шт.
флажок – 20 шт.
погремушки – 5 шт.
резиновые колечки 10 шт.
кубики – 10 шт.
Мяч массажный малый – 10 шт.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп.
Оборудование для ходьбы и бега и равновесия:
Мягкий валик (длина 150 см диаметр20см) – 1шт.
Доска с ребристой поверхностью – 1 шт.
Модуль змейка – 1 шт.
Дорожки прямые и извилистые 2 шт.
Коврик массажный – 4 шт.
Дорожка со следками – 1шт
Досточки с неустойчивой поверхностью (длина стороны 30 см) – 4 шт.
Оборудование для прыжков:
Куб деревянный (Ребро 20 см) - 2шт
Обруч малый – 5 шт.
Палка гимнастическая короткая – 6 шт
Скакалка короткая 2 шт.
Косичка короткая – 5 шт.
коврики дорожки имитация ручейков -2 шт.
Оборудование для катания, бросания, метания и ловли:
кегли набор – 1 шт.
набивные мешочки 200 г 5 шт.
мяч малый – 5 шт.
мяч пляжный
Кольцеброс набор – 1 шт.
мяч резиновый стандартный – 2 шт.
навесные мишени – 1 шт.
Для лазания ползания:
Дуга для подлезания (выс. 50см) 1 шт.
Лабиринт игровой – 1 шт.
веревочная лестница – 1 шт.
канат – 1шт.
Для обще развивающих упражнений:
лента на кольце короткая (50 см) 16 шт.
флажок – 20 шт.
султанчики- 10 шт.
гантели детские – 10 шт.
резиновые колечки 10 шт.
диск здоровья – 1 шт.
обруч малый – 5 шт.
Мяч массажный малый – 10 шт.
Заголовок 115