Открытый урок на тему «О матерях можно говорить бесконечно…» (по «Сказкам об Италии» М. Горького)
Открытый урок на тему
«О матерях можно говорить бесконечно»
(по «Сказкам об Италии» М. Горького)
Ход урока:
(На фоне записи «Одинокий пастух» звучит стихотворение Л. Койдулы «Есть светлый на земле приют»)
Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То- сердце матери. Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.
Мать Для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого – мать самый родной человек на земле. Все лучшее в человеке от матери, давшей жизнь Материнская забота, любовь, терпение, беспокойство для нас окружает нас с рождения и до последних минут жизни Матери.
Наш урок посвящен мамам и называется «О матерях можно рассказывать бесконечно» (Слайд №2).
Знакомство с эпиграфом к уроку и целями урока (Слайды № 3,4).
Сегодня мы с вами будем работать по одной из «Сказок об Италии».
Цикл «Сказки об Италии», состоящий из 27 произведений был создан в 1906-1913 годах, когда писатель жил и работал в одной из красивейших стран европейского континента.
Рассказ ученика о жизни М. Горького на Капри (Слайды № 5,6,7).
Живя на Капри, писатель навсегда полюбил итальянский народ, его веселость, жизнерадостность, трудолюбие. Горький живо интересуется Италией и ее искусством – осматривает Колизей, Форум, Ватикан, картинные галереи, Везувий. «Из этой великолепной Флоренции – не вырвешься, удивительный город! В Уффици (картинная галерея) был трижды и завтра пойду в четвертый рассказ» «Облазил все музеи, был в частных галереях, видел кучу интересного, - голова моя подобна лавке антиквария», - писал он Пятницкому. Не раз бывал Горький на народных праздниках песни в Неаполе.
«Я навсегда сохраню к вам, прекрасным и благородным людям, чувство глубочайшего уважения и самую горячую признательность, - писал Горький мэру Капри.- Время, проведенное среди вас, навсегда останется для меня прекраснейшей страницей моей жизни».
Италия платила Горькому взаимной любовью. Портреты писателя итальянские рабочие и крестьяне вешали рядом с портретами Гарибальди и Маркса. На сюжет «Макара Чудры» итальянскими композиторами было написано несколько опер.
Каприйские носильщики всегда спрашивали приезжавших на остров русских, к какой партии они принадлежат – к «партии Максима Горького» или к партии царя». С первых они брали немного или не брали вовсе, зато со вторых драли вовсю.
Итальянские впечатления легли в основу горьковских «Сказок об Италии». В литературе начала века Италия изображалась страной-музеем. В отличие от современников, склонных видеть в сегодняшних итальянцах вырождение некогда славной нации, Горький в «Сказках об Италии» подчеркивал силу, здоровье и красоту народного духа.
Горьковские «Сказки» не ставили своей задачей этнографически точное изображение жизни Италии. Цель писателя в другом – показать в трудовом итальянском народе черты, общие для рабочих всех стран. В героях «Сказок» читатели многих стран – в том числе и России – видели черты, свойственные своему народу, труженикам всего мира.
Всепобеждающий человеческий труд, рабочая солидарность, народ как носитель поэзии и правды, любовь к родине, красота и величие человека, прославление матери, радость бытия – вот темы этих романтических «Сказок». (Слайды № 8).
«Сказки М.Горького, - писал в предисловии от имени редакции сам писатель, - это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы ее людей, и вся их жизнь – мало похожи на русскую жизнь, и русскому простому человеку действительно могут показаться сказками».
В «Сказках» писатель выделяет преимущественно положительное, то, что может служить примером, и оставляет в тени отрицательные стороны народной жизни, слабость революционного движения в Италии, расслоение крестьянства, рост империализма.
Мажорные «Сказки об Италии» отразили в своем оптимистическом настроении нараставший в России новый революционный подъем, вливали в читателя веру в свои силы, убеждали в справедливости борьбы пролетариата, звали к революционному героизму. Они резко противостояли преобладавшим в русской литературе тех лет упадку, унынию, проповеди неизбежности смерти, смакованию житейский грязи.
Как известно, «сказки» родились как яркие, изящные и поучительные импровизации. С их помощью Алексей Максимович расширял кругозор своего сына Максима, учил его видеть и понимать окружающий мир и людей.
Современники высоко оценили эту книгу. (Слайд № 9, 10)
«Сколько там любви к человеку, - писал М.М. Коцюбинский, - сколько знания его души и понимания природы. Чудесная, солнечная книга!»
Созвучным был и отклик В.В. Вересаева, данный в письме М. Горькому: «А как хорош ансамбль сказок! Сколько в них света и солнца, - физического и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время».
В центре рассказа «Мать изменника» - мать. Незавидна ее судьба. Она воспитала сына, сильного, красивого. Она мечтала, что будет им гордиться. Но она – мать – приговорила его на смерть. Почему?
Вот об этом мы с вами и должны разобраться сегодня.
Как мы уже отмечали, «Сказки об Италии» состоят из 27 произведений. Все они написаны в жанре очерка.
Словарная работа:
- Что такое очерк? Сказка? (Выступление ученика).
- Можно ли (хотя бы приблизительно) определить историческое время, в которое происходит действие произведения?
- Правильно ли было бы историю о монне Марианне также отнести к жанру очерка?
Одиннадцатая «сказка» ближе всего к легенде.
А что такое легенда?
Почему данная сказка ближе к легенде, а не к очерку?
(Об этом свидетельствует торжественный «летописный» тон автора. Исчезают из художественного пространства конкретные исторические и географические реалии: городская топонимика абстрактна, мы даже не знаем наверняка, какой именно город осаждает сын Марианны. Да это и неважно. Пестрый географический фон отвлекал бы внимание читателя от главной мысли: какой?
Человек хочет разрушить город своего детства, маленький микрокосм, давший ему любовь, знания о мире и людях, гнездо, из которого он улетел за славой.
Как вы думаете, нормальное это явление?
(Ситуация противоестественная, так как город детства – это малая родина, это наше прошлое, а без прошлого нет будущего. Не может дерево расти без корней, так и человек не может жить без своего прошлого)
А что значит для вас родная деревня, родной дом? Что-то весомое или пустой звук?
Нужно ли, чтобы наша малая родина обладала какими-то сверх особыми свойствами, чтобы мы её любили и ценили?
Как зовут главную героиню легенды? Что значит это имя?
(ЕЁ имя образовалось за счет слияния двух древне-еврейских имен: Мария и Анна, что обозначает «горькая, печальная» и «благодать, красавица»).
Есть имя у её сына? Как вы думаете, почему?
Что заставило Марианну бродить ночами по улицам осажденного города?
Какие мысли терзали несчастную женщину?
Почему автор сравнивает сердце матери с весами?
Какое событие подтолкнуло Марианну к решению покинуть город?
- Чтение диалога двух матерей у городской стены.
Что возбуждало в неизвестной собеседнице Марианны страх за сына?
Как тяга к веселой и беззаботной жизни могла сделать человека изменником?
Словарная работа со словами «мать», «любовь» (Слайд № 11).
«Любовь» в легенде понятие многозначное и каждый из его смысловых оттенков по-своему раскрывает авторскую идею. Сердце Марианны раскрывает авторскую идею. Сердце Марианны разрывает любовь к Родине и любовь к собственному ребенку, но ведь в продолжение всей её предыдущей жизни два эти чувства были тесно переплетены.
Где мы это видим? (найти в тексте и прочитать)
(«ещё недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок Родине, как на добрую силу, рожденную ей в помощь людям города»)
Почему атмосфера любви породила жестокость и злобу?
Почему сотни неразрывных нитей не привязали к Родине сына?
( Ответ на эти вопросы становится очевидным, когда вдумаешься в мечты героини, воплотившиеся в действительности (Найти в тексте).)
(«в шелке и бархате он перед нею, и оружие его в драгоценных камнях. Все так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне – богатым, знаменитым и любимым»).
Вслушиваясь в славословие солдат, она идет, «гордо подняв голову».
В чем опасность такого рода материнских мечтаний?
Права ли Марианна, считая себя виноватой в том, каким стал её сын?
Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына? (Гордость).
Контекст подсказывает, что Горький вносит в смысловое поле его оттенок значения важного христианского понятия – «гордыни».
Словарная работа со словами «Гордость», «гордыня», «честолюбие» (Слайд № 12)
В.И. Даль выстраивает синонимический ряд такого рода: гордый – надменный, высокомерный, кичливый, спесивый. В словаре Д.Н. Ушакова гордыня определяется как непомерная гордость. При этом слово гордый имеет и положительный и отрицательный оттенок в значении. Для нас важны оба определения, так как они позволяют увидеть. Насколько тонка грань, отделяющая гордость от гордыни. Не удивительно, что человеческое сердце может по ошибке принять одно за другое. Без сомнения, права народная пословица: «Во всякой гордости черту много радости». Близко к слову гордыня и слово честолюбие.
Действительно, мать мечтала о сыне-герое, который покроет себя славой. Но оказалось, что честолюбие, впитанное им с детства, сила разрушительная, способная заставить героя не считаться со средствами в достижении поставленной цели.
Чтение диалога матери с сыном.
Для чего Марианна вступает в этот явно бесполезный спор? (Хочет наставить на путь истинный, исправить ошибку своего воспитания).
Как вы поняли её слова: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть»?
Почему от «безумных речей» сына «всё ниже опускалась её гордая голова? Объясните сравнение Горького: «Мать – зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный».
«Зверь» в данном случае синоним «естества», «инстинкта». Марианна у Горького не просто мать конкретного человека, она ощущает себя Матерью в высшем смысле, великой созидательницей жизни. Обратите внимание на такую деталь: пока Марианну обуревают мелкие честолюбивые желания, она таковой не является (даже слово мать автор пишет с маленькой буквы), лишь после спора, отринув гордыню, она воздвигается над собой прежней.
За что сын, по его словам. Любит Марианну?
Как он объясняет свое нежелание иметь детей?
Удачно ли сравнение героя с молнией?
Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»?
Такой ли развязки вы ожидали?
Могло ли окончание истории быть принципиально другим?
Можем ли мы сказать, что Марианна поступила так именно от любви к сыну?
Безусловно. Её поступок стал эхом памятного разговора с неизвестной женщиной у городской стены. Расспрашивая сына о его убеждениях и стремлениях, Марианна осознает, сколь тяжко болен её сын и что недуг этот неизлечим. Она спасает заблудшую душу от грехов ещё более тяжких, чем те, что уже совершенны.
А кого она обвиняет в том, что её сын стал разрушителем?
Важнейшая функция матери – воспитательная. «Я мать и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал». Мать винит себя в том, что не воспитала сына достойным гражданином. Мать всегда против смерти. Её сын сеял смерть, разрушал город, в котором родился и вырос, где жила его мать. Приговаривая сына, Мать защищает жизнь в самом высоком смысле: она спасает город от вымирания.
Почему Марианна сразу попала в сердце сына? И в свое тоже сразу?
Сердце каждой матери болит неустанно за своих детей. Поэтому нам с вами нужно уметь это ценить.
В другой новелле М. Горький сказал: «Прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!»
О матерях можно рассказывать бесконечно
Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов.
Мама! Сколько тепла таит магическое слово! Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до глубокой старости.
(Чтение стихотворения А. Костецкого «Всё начинается с мамы»): (Слайд № 13)
Сделать на свете многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже:
К тундре придем
И к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим!
Дел и дорог будет в жизни немало
Спросим себя:
- Ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый:
Всё, чем живём, начинается с МАМЫ!
Каждую секунду по статистике на планете Земля рождается три маленьких человека. А вместе с ними на свет появляются три новых мамы
С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. Любовь к своему малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребёнка.
(Слайд № 14)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
(С, Островой)
Многие художники воплощали образ Матери в своих картинах.
Рафаэль Санти искал идеал прекрасного и нашёл его в облике Матери с младенцем. (Слайд № 15, 16).
Леонардо да Винчи Этот гений воспел красоту женщины, пытался постичь её тайну, загадку и тоже облик матери с ребёнком привлёк его. (Слайд № 17, 18)
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа:
Это искра первого сознанья,
Резвая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего,
Ему конца нет.
Я любя произношу его:
-Мама!
Мать приобщает дитя к человеческой общности. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой. Помогая постичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений? У мамы самое доброе слово и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки. Которые умеют всё.
(Чтение стихотворения Рыленкова «Я помню руки матери моей»)
Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого его прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
Широкие шершавые ладони.
Они, что ковш. Приникни к ним и пей,
И не сыскать источника бездонней.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Но часто, ребята, мы наблюдаем такую картину, которая описана в стихотворении «За стеной звучит надрывный кашель»
За стеной звучит надрывный кашель –
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одинокая жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
«Детки, вам домой вернуться бы хоть раз.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник пели песни до зари.
А теперь разъехались, уплыли, разлетелись
Вот и собери».
В этот день вовсе концы Союза
Телеграф не уставал кричать:
- Дети, срочно! Дети, приезжайте срочно:
Заболела мать!
Из Ростова, Таллинна, Игарки,
Позабыв на время все дела,
Дети собрались, да только жалко,
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки. Тонкую серебряную прядь
Так зачем же дали вы разлуке
Так надолго между вами встать?
Неужели только телеграммы,
Привели вас к скорым поездам?..
- Слушайте, пока у Вас есть мамы,
Приезжайте к ним без телеграмм.
Мама – это воплощение любви, заботы и беззаветной преданности детям, дому, семейному очагу.
И я хочу, ребята, чтобы наш урок заставил каждого из вас задуматься: а как я отношусь к своей маме? Всегда ли внимателен к ней? Всегда ли берегу её, милую, добрую, нежную? Может быть, первая серебристая прядь у мамы – это и моя вина?
(Чтение стихотворения Р. Гамзатова).
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глазу маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдет, в душе оставив рану.
Мать умрёт, и боли не унять
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Вглядитесь в лица ваших матерей. Все они красивы по-своему, но их объединяет одно: счастливая улыбка. Посмотрите, ваши мамы излучают счастье.
А много ли нужно для того, чтобы почувствовать себя счастливым? Мирное небо над головой, дети рядом и любят своих мам. Давайте же мы с вами постараемся сделать всё, чтобы ни своими поступками, ни своим поведением не омрачать их настроение.
(Звучит песня «Мамино сердце – хрустальная чаша»).
(Слайд № 19)
15