Кружок нравственной направленности Перекрёсток выбора
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Средняя Ахтуба
Утверждена педагогическим советом ОУ
Протокол №____ от ___________
Директор МОУ СОШ №1
р.п. Средняя Ахтуба: ___________________В.А. Фалеев
Программа дополнительного образования
для детей 13-17 лет
«Перекрёсток выбора»
Срок реализации 1 год
Разработала:
Хозова М. А., учитель технологии,
педагог-психолог_____________
р.п. Средняя Ахтуба
2016 год
Оглавление
Пояснительная записка
Отличительные особенности программы.
Основные цели и задачи программы
Организация образовательного процесса.
Образовательные технологии.
Основные методы и формы организации занятий.
Обеспечение программы.
Ожидаемы результат реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, стала очевидной необходимость нравственного и духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Данная программа имеет тесную связь с программой развития воспитания действующей в образовательном учреждении, это программа духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся. Одной из актуальных проблем является падение духовно-нравственных идей среди населения, поэтому уровень воспитанности учащихся является также одной из проблем. После проведения диагностики уровня воспитанности учащихся, исходя из наблюдений за учащимися, был сделан вывод о необходимости уделить особое внимание духовно - нравственному воспитанию.
Отличительные особенности программы.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления, самосознания, миропонимания, мировоззрения, приводит к формированию потребительского отношения к жизни, к моральным ценностям.
Снятие многих ограничений и запретов искажает социализацию, нарушает процессы взросления, приводит к формированию примитивного сознания детей, росту агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
В данной программе отражено содержание работы, определены примерные виды деятельности. Программа поможет избежать эпизодичности, стихийности и случайности в работе по духовно - нравственному воспитанию. Программа реализует основные принципы современного воспитания, такие как: связь с жизнью, развитие и воспитание гражданственности, способного сохранять и приумножать знания жизни в социуме.
2. Основные цели и задачи программы
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения;
воспитание в духе демократии, гуманизма, межнациональной солидарности и социальной активности, готовности защищать честь и национальное достоинство родного народа:
формирование национального самосознания, патриотизма, гражданственности, духовно- нравственного идеала и культуры, межнациональной толерантности;
воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Организация образовательного процесса.
Программа для детей 13-17 лет рассчитана на 1 учебный год, составляет 35 часов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час (45 минут) в неделю в учебных классах.
При создании программы автор руководствовался следующими принципами педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным способностям и возможностям;
индивидуализация обучения (диагностика и прогнозирование развития подростка);
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип значимости учебного (дискуссионного) материала;
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
инновационно-творческий подход (формы и методы проведения занятий, творческие задания);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Образовательные технологии.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация школьника, каждое учебное занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются
-личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
-технология обучения в сотрудничестве;
-технология индивидуализации обучения;
-групповые технологии;
-технология коллективного взаимодействия;
- технология исследовательского (проблемного) обучения:
- технология творческой деятельности.
Основные методы и формы организации занятий.
На занятиях могут применяться следующие методы работы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проблемный;
исследовательский;
практический;
методы стимулирования и поощрения;
логический.
Предлагается использовать различные формы работы:
«Мозговой штурм»;
пресс-конференция;
дискуссия;
дебаты;
социологический опрос;
тренинги и т. д.
Обеспечение программы.
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
психолого-педагогическая диагностика;
оптимизация психологических состояний в процессе учебной и практической деятельности.
Ожидаемы результат реализации программы.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста нравственности, гражданственности. Повышение компетентности подростков в области нравственности.
Воспитание ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к самосовершенствованию.
Материально-техническое обеспечение:
оборудование в виде магнитофона и видеомагнитофона;
слайды, видео-аудиокассеты.
мультимедиа.
3. Учебно-тематический план
№
п/пТема Общее кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Умение отвечать за содеянное – прекрасная черта характера настоящего человека1 1
2 Верный друг – живое сокровище 1 1
3 Наблюдая за чужим характером, исправляй свой1 1
4 Здоровье - бесценное богатство 1 1
5 О чести и достоинстве в спорте 1 1
6 Сказанное слово – выпущенная стрела 1 1
7 По труду - почёт 1 1
8 О зависти и завистниках 1 1
9 О рыцарстве и рыцарях 1 1
10 Страна любви – великая страна 1 1
11 О красоте человека 1 1
12 Любимых окон негасимый свет 1 1
13 Мы все такие разные, этим и прекрасны мы 1 1
14 Ежели вы вежливы… 1 1
15 В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли? 1 1 16 Жить с достоинством – что это значит? 1 1
17 Ваше свободное время… Знаете ли вы как его использовать? 1 1 18 Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают? 1 1 19 Что делает человека сильным? 1 1
20 Как уметь оценить себя? 1 1
21 Легко ли иметь свой голос? 1 1
22 Что значит быть интеллигентом? 1 1 23 Я имею на это право!? 1 1
24 Проблема «отцов и детей» 1 1 25 Я и политика 1 1
26 Ты и твоё поколение 1 1 27 Гражданин и обыватель – твой выбор… 1 1
28 Патриотизм, необходимо ли это в современной жизни 1 1
29 Все начинается с любви 1 1
30 Смертная казнь, эвтаназия – за или против 1 1
31 Причины подросткового суицида 1 1 32 Что мы теряем, когда выигрываем? 1 1
33 Что я хочу от жизни? 1 1
34 Проектная деятельность 1 1
ИТОГО 34 7 27
4. Содержание программы
Дата Кол-во
часов № занятия Тема занятия Краткое содержание Методы и формы обучения Матер-но-техническое обеспечение Планируемый результат
1 1 Умение отвечать за содеянное – прекрасная черта характера настоящего человекаОсновные качества личности, характер, ответственность во всех сферах жизни: физической,
умственной, эмоциональной, социальной и духовной, способы контроля своего поведения «Мозговой штурм», дискуссия, практическая работа Компьютер, диски, ватман, маркеры Запись на ватмане «Твои ответственные поступки»
1 2 Верный друг – живое сокровище Что такое дружба? Кого можно назвать верным другом?
Обсуждение стихотворения Н. Сапожниковой Постановка проблемы, дискуссия, практическая работа Пословицы и поговорки о дружбе, стихотворение Н. Сапожниковой «Кличка» Мини-сочинение «Мой лучший друг. Какой он?»
1 3 Наблюдая за чужим характером, исправляй свойПоложительные и отрицательные черты характера, в чём условность…Обсуждение рассказа.
Постановка проблемы, дебаты, практическая работа магнитофон, диски, рассказ «Как король остался без ужина». Примерный вывод: «Все мы должны отвечать за себя и за свои поступки в жизни, если хотим сами влиять на свое будуще»
1 4 Здоровье - бесценное богатство Работа по карточкам: характеристики здорового человека, факторы, нарушающие здоровье, памятка правильного и рационального питания Работа в группах Ватман, маркеры Записи на ватманах, после совместного осуждения
1 5 О чести и достоинстве в споре Ответы на вопросы:
Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?
Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Ответы на вопросы, дискуссия Вопросы на доске Составление Кодекса человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?
1 6 Сказанное слово – выпущенная стрела Обсуждение рассказа «Сказанное слово – выпущенная стрела» Обсуждения в группах по вопросам Магнитофон, аудиозапись рассказа Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 7 По труду - почёт Раскрытие понятия «самоопределение». Наиболее типичные ошибки при выборе профессии. Обсуждение притчи. Дискуссия, «мозговой штурм» Ватман, маркеры Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 8 О зависти и завистниках Обсуждение фразы «Зависть - признание себя побеждённым». Ответ на вопрос «Почему люди могут завидовать?». Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого. Работа в группах, дискуссия. Рассказ Л. Н. Толстого «Молния и Солнце». Мини-сочинение «Кому бы я позавидовал?»
1 9 О рыцарстве и рыцарях Рыцарь в наше время. Возможно ли это? Что такое рыцарский поступок? Групповая работа, составление характеристики современного рыцаря. Слайды на компьютере с изображением рыцарей. Мини-сочинение «Рыцарь нашего времени»
1 10 Страна любви – великая страна Любовь – что это, по-вашему? Какие виды любви вы знаете? Групповая работа, ответы на вопросы Компьютер, презентация «Страна любви – волшебная страна» Сочинение - размышление «За что можно полюбить человека?»
1 11 О красоте человека Красота физическая. Красота душевная. Обсуждение фразы «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов) Групповая работа «Твой идеал человека», ответы на вопросы Ватман, маркеры Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 12 Любимых окон негасимый свет Нравственное воспитание роли семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого. Исследовательская работа Ватман, маркеры Сочинение-размышление «Как мы оправдываем имена, которые нам дали родные и близкие люди?»
1 13 Мы все такие разные, этим и прекрасны мы Знакомство с понятиями «толерантность», «интолерантность», «стереотип». Практическая работа в группах, формулирока собственного понятия толерантности Ватман, маркеры Умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 14 Ежели вы вежливы… Знакомство с терминами «речевой этикет», «вежливость». Обсуждение сценки, ответы на вопросы, работа в группах Компьютер, диск с записью Запись на ватмане «Правила воспитанного человека»
1 15 В жизни всегда есть место подвигам. Всегда ли? Что такое подвиг? Вера и доверие всегда ли они совпадают? Обсуждение ситуаций Мини-сочинение «Моё жизненное кредо»
1 16 Жить с достоинством – что это значит? Понятие о морали и нравственности. В чем, по-вашему, выражается упадок нравственности в наибольшей степени? Что следует предпринять? Проведение социологического опроса, дискуссия Высказывания Г.Флобера, П. Гольдбах, Гельвеция.
Вывод на доске «Поступать плохо – это значит…?»
1 17 Ваше свободное время… Знаете ли вы как его использовать? Выведение понятия «свобода», обсуждение сказки «О купце и попугае», обсуждение ситуаций:
на уроке неудержимо захотелось есть (петь, прыгать, играть);
к вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее;
друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама;
нужно выбрать будущую специальность. Но ваше мнение не совпадает с мнением родителей. «Мозговой штурм», дискуссия, ответы на вопросы Индийская сказка «О купце и попугае», ситуации Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 18 Разумное и нравственное: всегда ли они совпадают? Поиск вариантов поведения в ситуациях:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врет;
родители несправедливо сердятся;
брат (сестра) надел(а) твою новую вещь, которой ты очень дорожишь, обсуждение рассказа. Дискуссия,
ответы на вопросы Ситуации, рассказ М. Скребцовой «Юноша и морские звезды».
Умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 19 Что делает человека сильным? Заполнение таблицы «Пять сторон человеческого существа: физическая, умственная, эмоциональная, социальная, духовная».Практическая работа, «мозговой штурм», дискуссия Магнитофон, диск «Звуки природы», таблица Заполненная таблица
1 20 Как уметь оценить себя? Самооценка. От чего она зависит? Ответы на вопросы «Верите ли вы в себя? Для чего человеку необходимо быть уверенным в себе?» Проблемно-логическая работа Методика «Неоконченное предложение» «Портрет» «Моё реальное Я»
1 21 Легко ли иметь свой голос? Что значит «собственное мнение»?
Всегда ли его надо высказывать? может лучше промолчать? Тренинг «Зеркало», разработка правил «Как научиться высказывать своё мнение» Ватман, маркеры Запись на ватмане, разработка правил
1 22 Что значит быть интеллигентом? Понятие «интеллигентность». Обсуждение высказывания «Нравственные ценности для человека в цельности его души, его чистоте и незапятнанности, в праве жить не опуская глаз» (Г. А. Медынский). Обсуждение Магнитофон, диск «Звуки природы» Умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 23 Я имею на это право!? Международные документы о правах детей. Знакомство с правами и обязанностями ребёнка Дискуссия по вопросам. Фломастеры, листы бумаги, Конвенция о правах ребенка, компьютер Знание международных документов по правам ребенка, понимание разницы между Конвенцией и Декларацией
1 24 Проблема «отцов и детей» Обсуждение притчи «Человеческие ценности».
Беседа по вопросам. Магнитофон, аудио запись притчи «Человеческие ценности» Умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку
1 25 Я и политика Знакомство с понятиями «политика» и «политическая жизнь», «государство». Деловая игра «Предвыборная компания» плакаты, лозунги, карточки, Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» Знание основных законов РФ
1 26 Ты и твоё поколение Обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского, стихотворения Ф.И. Тютчева и изречения А.М. Горького. Дискуссия, ответы на вопросы Магнитофон, аудиозапись рассказа В.А. Сухомлинского «След на земле». Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 27 Гражданин и обыватель – твой выбор… Знакомство с понятиями «гражданин», «обыватель», «законопослушность» Работа в группах, обсуждение Плакат, маркеры Составить нравственный кодекс человека – личности – гражданина
1 28 Патриотизм, необходимо ли это в современной жизни Значение слова «родина», «патриотизм». Работа в группах «С чего начинается родина?», дискуссия по вопросам Ватман, фломастеры, компьютер, диски с патриотическими песнями Сочинение - размышление «С чего начинается патриотическое воспитание?»
1 29 Все начинается с любви «Семья – основа счастья» - верно ли это? Дискуссия, работа в группах Компьютер, отрывки фильмов «Одиноким предоставляется общежитие», «Давайте потанцуем», «Спеши любить», фонограмма песни «Мы желаем счастья вам» Мини-сочинение «Можно ли прожить полноценную жизнь не имея семьи?»
1 30 Смертная казнь, эвтаназия – за или против Знакомство с понятиями «мораторий», «гуманизм», «превенция», «дилемма» Проблемный метод Плакаты, весы Умение делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения
1 31 Причины подросткового суицида Что такое суицид и как с ним бороться? Мини-лекция, тренинговое занятие Высказывания по теме, презентация, стихи. Знание признаков суицидального поведения
1 32 Что мы теряем, когда выигрываем? Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах. Готовность к разрешению конфликтов. Мини-лекция, работа в группах Афоризмы великих ученых, писателей, мыслителей. Знание способов эмоциональной самозащиты
1 33 Что я хочу от жизни? Обсуждение сказки В. Леви, самостоятельное определение понятия «жизнь». Дискуссия Сказка В. Леви «Капля», толковый словарь. Мини-сочинение «Для чего родится и живет человек?»
1 34 Проектная деятельность Осознание подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь. Деловая игра «Мои жизненные ценности» Жетоны;
карточки с названиями ценностей;
карточка «ранжирование понятий»;
комьпьютер;
презентация «Жизненные ценности». Уметь определять основополагающие жизненные ценности для выбора стратегии поведения
5. Список использованной литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
6. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
9.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
10.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
11.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
12. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
13. Кулинич Г.Г. Классные часы : Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 кл. 2007 г
14. Дерелеева Н.И. Классные часы по теме» Нравственность»7-8 кл 2007.
15. Пчелов Е.В. Государственные символы России-герб , флаг и гимн: 2002 г.