Дорожная карта подготовки к ОГЭ с использованием современных инновационных технологий
Татьяна Леонидовна Шукова,
учитель математики МБОУ
ООШ № 20 г. Майкопа
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Введение:
В 21 веке повысился интерес научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. Между тем, опыт практического обучения и воспитания и психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяют констатировать тот факт, что многие дети уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности, помочь разработать индивидуальную дорожную карту обучения, а главное -подготовить выпускника к успешной сдаче ОГЭ. В связи с этим перед учителем стоит актуальная проблема - как привлечь внимание ребенка к предмету и подготовить к единому государственному экзамену? И в решении этого вопроса можно использовать современные инновационные технологии.
В последнее время все больше противоречий между требованиями к подготовке выпускников и их желанием обучаться, противоречий между традиционной системой обучения и потребностью современного общества, между государственным стандартом и внутренней мотивацией саморазвития. Поэтому актуальна проблема разработки дорожной карты ребёнка для успешной сдачи экзамена с применением современных инновационных технологий.
Работая над темой, я использовала следующие методы исследования: * традиционно-педагогический ( наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества, беседы) ; * Эксперимент ( метод проектов, дистанционное обучение) ; * Тестирование; * Метод изучения коллективных явлений ( анкетирование, социологические методы); * Количественный метод (обработка результатов наблюдений и экспериментов).
Задачи исследования: * Разработка дорожной карты обучающегося для подготовки к ОГЭ; * Создание условий для развития и саморазвития активной, творческой личности каждого ребёнка через использование современных инновационных технологий.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных инновационных технологий. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Это обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта общего образования. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации, что приводит к более качественной подготовке к ОГЭ.
С этой целью были выполнены следующие шаги:
1.Диагностика ( психолог, предметник, медик) Определен темперамент, тип характера, тип памяти и внимания. Выявлены пробелы знаний и физическое состояние здоровья, что позволило в дальнейшем разрабатывать дорожную карту обучения с целью подготовки к ОГЭ. 2. Разработка индивидуальных занятий с использованием современных инновационных технологий. Мы уже привыкли к инновациям и не представляем себе, как можно провести интересный урок без ИКТ: компьютера, интерактивной доски, проектора и др. Но ведь можно пойти дальше и включить в дорожную карту ребенка:
1) видеоуроки, разработанные самим учителем. Конечно, можно воспользоваться готовыми видеоуроками, но из опыта знаю, что не всегда устраивает объем информации, её либо слишком много, либо недостаточно и т.д. И потом, дети привыкают к речи, стилю объяснения материала своим учителем.
Фото 1 Видеоурок в 8 классе по теме « Теорема Пифагора»
2) дистанционные консультации. Два года применяю их в экспериментальной группе и убеждаюсь в целесообразности этого мероприятия. Во-первых, это могут быть консультации по подготовке к экзаменам или по определенной затруднительной теме. Учитель по скайпу может проконсультировать своевременно любого ученика. Во-вторых, можно отправить сообщение (видеосообщение) на e-mail.
Фото 2 Дистанционные консультации по электронной почте или по скайпу3) дистанционное обучение для заболевшего ребенка – это большое полезное дело при составлении дорожной карты особо часто болеющих детей. В идеале, если школа обладает ресурсами и имеет кабинет дистанционного обучения. Это позволяет ребенку подключаться из дома и в режиме онлайн - « присутствовать» на уроке
Фото3 Дистанционное обучение заболевшего ребёнка
4) одним из этапов подготовки к экзаменам является вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую работу.
Фото 4 Работа над проектом
Я работаю 27 лет учителем математики и знаю, как нелегко детям освоить данный предмет. В решении этой проблемы нам помогают ИКТ. Преимущества применения информационных технологий: * развитие самостоятельности учащихся; * повышение качества наглядности в учебном процессе; * снижение трудоёмкости процесса контроля; * повышение мотивации и интереса к предмету; * интенсификация урока; * эффективность подачи материала; * возрастание концентрации внимания ; * неограниченные ресурсы.
Сейчас помощниками при решении проблем, связанных с подготовкой к ОГЭ, являются разнообразные инновационные технологии. Это не только использование компьютера, Интернет – ресурсов, но и специально разработанные тесты (онлайн-тесты), задачи в открытом банке заданий и т.д. Широко применяется и интерактивная доска, с её программами и большими возможностями.
Фото 5 Работа с интерактивной доской
Заключение: Организация уроков с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым оптимизируя изложение учебного материала за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. Дистанционное обучение и дистанционные консультации – это очень актуальный вид занятий на данный момент времени. Все дети загружены: посещают различные кружки, секции, индивидуальные занятия, поэтому собрать на обычную консультацию сейчас очень не просто. А дистанционно можно обучаться в удобное для каждого ребёнка время.
Конечно, нужно помнить о здоровьесберегающих технологиях и не перегружать детей занятиями за монитором больше разрешенного рособрнадзором времени. Все хорошо в меру. Но то, что ИКТ интересуют детей и помогают овладевать знаниями и успешно сдавать ОГЭ, нужно помнить и смело применять. Конечно, эта работа требует дополнительных сил, средств и времени при подготовке к занятиям или консультациям. Но зато один и тот же видеоурок можно смотреть несколько раз и в любое время, а дистанционные консультации вообще огромная помощь при самоподготовке, а главное -результат налицо. Группа обучающихся (экспериментальная), для которых были разработаны таким образом дорожные карты, на 19% повысила качество знаний, а 27 % учащихся ОГЭ сдали лучше, чем предполагалось (по сравнению с годовой оценкой).
И самое главное, обучение с помощью современных инновационных технологий стало более интересным и увлекательным для детей (по итогам тестирования). Дорожные карты могут быть по теме, по устранению пробелов, по подготовке какого либо раздела ОГЭ и т.д. 21 век- век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
Список литературы:
* Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
* Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
* Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/* Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
* Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9, с. 177-180.
*Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6, с. 39-47.
*Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей/Под ред. А.П Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006
*Машарова Т.В., В.И. Маркова – Учителю математики об адаптивной системе обучения; Киров: ИУУ, 1999.
*Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // завуч. – 2005.- №5. – стр. 38-57..
*Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. Учебно-практическое пособие. – М.: Ладога-100; 2001. и Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика