Система подготовки к ОГЭ по русскому языку с использованием современных технологий
Козис Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 40» г. Саратова
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку с использованием современных технологий.
Подготовка к Основному Государственному Экзамену – ответственный процесс. И от того насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит результат наших учеников.
У учителей-словесников нашей школы сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Система подготовки к ОГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:
Тестовые технологии
Групповые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Технология дифференциации
Здоровьесберегающие технологии
При изучении нового материала, закрепления, обобщения проверки знаний используем тестовые технологии. Применяем различные виды тестов: с выбором ответов, и без выбора ответов, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности и ложности.
После проведения подобной работы (на уроках, во время консультаций, индивидуальных занятий) заполняем таблицу, по которой можно отследить, какие темы тестовых заданий усвоены учащимися хорошо, а над которыми следует ещё потрудиться.
На этапе обучения сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, например: «Роль знаков препинания в тексте» эффективно использовать групповые технологии. Класс разбивается на небольшие группы, и каждая группа проводит исследовательскую работу по данному знаку препинания. Ребята, обратившись к тексту, должны указать функции своего знака препинания, его роль в предложении, тексте. Можно использовать подсказки – заготовки (слабой группе учащихся). Далее девятиклассники представляют результат своей работы.
А можно построить работу над сочинением – рассуждением следующим образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями, справочными пособиям), а также такими образовательными сайтами, как edu, fipi, «По уши в ГИА».
Эффективна работа учащихся на сайте: http: //www.saharina.ru|metod|gia учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны, где ученики самостоятельно выполняют различные тесты в режиме on-lain.
Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала, а использование электронных тренажёров способствует более качественному овладению практическими навыками.
Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ОГЭ – это активизация самостоятельной деятельности учащихся, повышение мотивации обучения, создание положительного настроя и ситуации успеха, возможности применения дифференцированного подхода в обучении.
И самое главное, используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только его дополняет.
Мы считаем, что большим подспорьем при подготовке к ОГЭ является выбор элективных курсов. При большом разнообразии нужно в первую очередь обращать внимание на те, тематика которых соприкасается с экзаменационным материалом. В этом учебном году для подготовки к ОГЭ 9-и классников по русскому языку мы выбрали следующие курсы: «Анализ текста» и «Лексические средства художественной выразительности».
Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом, создание собственного текста. Также включаем задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отводим упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Таким образом, первый курс «Анализ текста» помогает готовить ребят к написанию сочинения и сжатого изложения, а второй курс «Лексические средства художественной выразительности» помогает сформировать умение и навык в нахождении и определении средств речевой выразительности, что тоже помогает в написании сочинения и изложения.
Как показывает опыт, не все дети способны овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяем технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяем разноуровневые карточки, предлагаем папку «В помощь выпускнику», в которой собраны схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки.
Эта информация в одном месте даёт выпускнику возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
А в рамках информационной работы для обучающихся в кабинете оформляем стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Я считаю, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.