8 класс Люблю я этот мир план урока самопознания


Утверждаю:_________
Завуч по УВРМукашева С.Ж.
План урока самопознания
Школа: Ораз Саргунанов Дата: 12.01.17 №: 17
Тема: Люблю я этот мир
Ценность: праведное поведение Качества: стремление, любовь,уважениеПедагог: Мендалиева А.Н.
Класс: 8 А, Б Кол-во уч-ся:
Цель: углубить представления учащихся о взаимосвязи внутреннего мира человека с красотой окружающего мира.
Задачи:
раскрытие взаимосвязи окружающего мира с чувствами человека, его духовным миром;
развитие умения находить прекрасное в окружающей действительности;
воспитание чувства прекрасного, чувства любви ко всему окружающему, бережного отношения к природе. Ресурсы:учебник, тетрадь,аудиозаписьХод урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста закройте глаза.. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо. 
Проверка домашнего задания Позитивное высказывание (цитата).
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце... Николай Заболоцкий Беседа
1. Каким вам представляется окружающий мир?
2.Как ваш внутренний мир связан с окружающим, миром?
3.Как проявляется любовь человека к миру?
4.Способен ли человек познать мир? Каким образом?
5.Для чего необходимо познавать мир?
Окружающий человека мир можно рассматривать как бесценный дар. Он включает в себя несколько различных, но взаимосвязанных между собой структурных уровней: природу (живую и неживую), общество и человека и сверхчеловеческое начало космоса. Для познания окружающего мира нужно прислушиваться к нему, пристально всматриваться в него, изучать его, ведь он для человека и дом, и мастерская, и лаборатория - все то, что дает новые знания, вдохновение, радость жизни. Подарок учителя ОЗЕРО ДОС
Сабит МукановПосле смерти матери меня и сестру взял к себе дядя Мустафа. Помню дни одиночества, состояние страшной беззащитности, которое охватило меня. Один, один на свете. И никому не нужен, никому не дорог! Я ходил сам не свой и тихонько плакал, прячась от людей, но недаром же поется:
Осиротевший козленок Не помнит ни горя, пи боли. Сперва поскучает немного, Потом убегает в поле.
Исцелило меня озеро Дос. Здесь я подхожу к одной из самых светлых страниц моих воспоминаний.
«Дос» по-казахски значит «друг». И действительно, оно было нам милым, испытанным другом - это тихое, точно круглое, как голубое блюдце, озеро, поросшее по берегам высоким камышом и кустарниками. На его северной стороне возвышался небольшой холм, а на холме ютилось старое заброшенное кладбище. Туда мы часто бегали посмотреть могилу самого Доса. Да, да! Оказывается, был такой человек и умер он пятидесяти лет от роду в 1862 году. Об этом сообщала узорная арабская надпись на плите. Кем он был, этот безвестный, окрестивший озеро своим именем? Кто и за какие заслуги воздвиг ему этот памятник? Сохранились ли в живых его родственники и где они кочуют? На эти вопросы никто не мог отве¬тить даже приблизительно. Да и не приходили они нам тогда в голову.
Озеро в окружности имело версты три: все примыкающие к нему холмы и овраги, низины и просто луга порастали сочной высокой травой. Ее тоже выжигали каждую весну, а летом она поднималась с новой силой. Как хорош был вид на озеро и на эти луга с высоты холма! Взглянешь, и кажется, что тихо колышутся рядом два озера - одно серое, металлически блестящее, ровное-ровное, тихое-тихое, а рядом с ним другое - зеленое, осыпанное золотистой пылью и похожее на оперение чудесной птицы.
С южной стороны озера мы поили лошадей. Там дно твердое, песчаное. Лошади стояли па нем, как на каменной глыбе. И такая в этом месте была чистая да прозрачная вода, что видно, как плывет над водой нырнувшая утка, а уронишь монету - и она лежит на дне,
как в хрустл.1ом ларце. Вдоль западного берега Доса тянется
длинный широкий овраг Каншалын. Весной он полон до краев рыжей пенистой водой, в ней плавают прошлогодняя листва, щепа, различный древесный мусор, а летом овраг зарастает, как верблю¬жья грива, высокой - по грудь лошади - травой. Даже в самые засушливые годы в этом овраге можно накосить и вывезти несколько возов сена. Но особенно нравилось ребятам то, что нигде нельзя было набрать столько дикого лука и земляники, как здесь. А ведь дикий лук - чуть ли не единственная приправа к мясу и лапше в старом ауле. Созревает он уже к концу мая. К тому времени его перья вымахивают с аршин, а луковица делается, пожалуй, не мень¬ше кулака. Созревшим считался тот лук, перья которого начинали темнеть с концов, а на стрелках появлялись сизые бутоны. Мы ели этот лук без хлеба и соли - и каким вкусным он нам тогда казался!
Земляника созревала много позднее, искать ее в высокой и густой траве было нелегко, приходилось либо ползать на четвереньках, присматриваясь к каждому кустику, либо целый день ходить, не разгибаясь, но все же мы приносили домой полные ведра. Очень странно и почти необычно выглядели эти ягоды, выросшие в непроглядно густой траве. Они были длинные, крупные (с полмизинца), то янтарно-желтого, то почти совсем белого цвета. Но, как бы они ни выглядели, уплетали мы их с величайшей охотой, и, право, это было единственное лакомство, которое я имел за всю мою семилетнюю жизнь. Заготовлялись ягоды и впрок. Для этого их сначала варили в больших кастрюлях, а потом получившуюся кашицу раскатывали на доске и выставляли на солнце. Получалась пастила. Было еще и третье лакомство - суйрик - сладкий корень. Он рос в самом озере, и достать его было не так-то просто.
Мы любили озеро. Когда всходило солнце, все начинало петь, стрекотать. Заливаться на разные голоса, прыгать, летать, искать пищу. Мы были полными и, нужно сказать, нерачительными хозяевами всего окружающего мира.
•Какое значение для мира мальчика имело озеро Дос?
•Почему озеро стало другом мальчику? Творческая деятельность
1)Сравните различные точки зрения на человека и окружающий его мир. Определите особенности рассуждений авторов.
«... Человек - малая Вселенная, микрокосм - вот основная истина познания человека. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав Вселенной, все ее силы и качества, что человек - не дробная часть Вселенной, а цельная малая Вселенная... Человек познавательно проникает в смысл Вселенной как в большого человека... Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию как малой Вселенной, как микрокосму. Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана...»
Н.А. Бердяев
«.. .В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных...
Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного...
Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты - в общем, всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты.
Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности и общности. Он научно установлен на протяжении 20-30 тысяч лет, но ясно проявляется со всеускоряющимся темпом в последнее тысячелетие».
В.И. Вернадский
«Каким образом на все земные существа, растения, животных, на самого человека влияют космические, почти не ощутимые изменения? Человек неразрывно связан со всей Вселенной не только через приборы, которые он изобрел, но и благодаря поразительной чувствительности своего существа».
Ф. Браун
2)Расскажите, какой уголок природы в окружающем вас мире вам особенно дорог. Почему? Поделитесь воспоминаниями, связанными с дорогими местами Групповое пение . Песня Мой Казахстан Домашнее задание.
Задание 3
Чем жизнь природы похожа на жизнь человека и чем от нее отличается? Заполните таблицу.
ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
сходства Отличия
Резюме
Счастлив тот человек, который дружит с окружающей его природой, живет по законам природы и в соответствии с общечеловеческими ценностями, бережет и обогащает накопленные человеком знания о них. Заключительная минута тишины.
Звучит тихая, спокойная музыка: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.