«Здоровье сберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством»

Отдел образования Администрации Советского района
Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр Советского района
городского округа г. Уфа Республики Башкортостан










Доклад
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях
декоративно-прикладным творчеством»












Доклад разработан
Методистом дополнительного образования
Минченко Екатериной Викторовной






УФА - 2015
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительного искусства,  внедряются здоровьесберегающие технологии.
Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Который осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, учащиеся учатся работать вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого ребенка в освоении культуры человеческих отношений. А так же становление его самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания.
У педагогов появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании к ребенку предъявляют высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
На целесообразность внедрения этих технологий нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами сама жизнь.
Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения.
В основе формирования ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. 
По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:
отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс– это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
На занятиях декоративно прикладным творчеством, а так же при подготовке к занятиям существует очень много особенностей. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные. Все дети, с увлечением лепят и рисуют. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, разнообразнее. Поэтому важно поддерживать и развивать воображение ребенка. Работая с детьми в декоративно-прикладном творчестве, я заметила интерес детей к данному виду деятельности.
Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Развивающаяся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки и умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию .
Постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм.
Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке пару минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза.
Отдых на занятие необходим для учеников. Ребята очень любят весёлые физминутки. Это поможет детям отдохнуть от напряжённой работы и перейти к следующим заданиям. 
Применение на занятиях пауз бодрствования это забота о здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Итак, на своих занятиях по декоративно прикладному искусству, рисованию, лепке и всей художественно творческой деятельности детские глаза находятся в особом напряжении. Они устают особенно быстро. Для профилактики переутомления мы очень часто на своих занятиях проводим гимнастику для глаз. Комплекс упражнений очень разнообразен. Для проведения таких вот упражнений не требуется дополнительная подготовка и инвентарь.
        Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм  при неврозах и повышенном внутричерепном давлении.
     Вот некоторые упражнения, которые мы рекомендуем ежедневно включать в учебный процесс. 
Корригирующая гимнастика для глаз
Палец двоится (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 – 8 раз.
Зоркие глазки
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Стрельба глазами
Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем- вправо, затем- вверх и вниз. Повторить 5-6 раз,  не спеша.

Письмо носом
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты (снижает напряжение в области глаз).
Весёлая переменка
Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос ( 5 раз ).
    

Микропаузы при утомлении глаз:
 
          Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
          Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
          Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.


В нашем центре мы с ответственностью подходим к сохранению здоровья каждого ребенка, и осознаем важность и нужность здоровья. На своих занятиях мы будем и дальше развивать это направление. Каждый раз, находя новые подходы, мы будем применять их на практике, что бы каждое занятие было интересным и познавательным.

15