Разработка урока самопознания на тему Люблю я этот мир (8 класс) 
План урока «Самопознание»
Школа: ГМГ г. Костанай    
Дата_______№ 18
Тема: Люблю я этот мир.
Ценность: любовь           
Качества: бескорыстие, ответственность , любовь ко всему
Педагог: Гареева Татьяна Павловна    Класс:  8  Кол-во уч-ся: 24
Цель: расширять  представления  учащихся об окружающем  мире как бесценном  даре,  через бескорыстную любовь.
Задачи
Раскрытие взаимосвязи окружающего мира с жизнью человека. 
Развитие умения находить прекрасное в окружающей действительности, проявляя ответственность к природе. 
Воспитание любви ко всему миру,  нравственно-ценностного отношения к природе, через включение в творческую деятельность. 
Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
Орг.момент.    
     - приветствие
     - проверка отсутствующих
     - проверка готовности
 Позитивный настрой. Мысленная прогулка по лесу.
Сообщение темы урока. Люблю я этот мир.
Проверка домашнего задания:
Чтение с 114- 115 Ч. Айтманов, М. Шаханов.
Фотоконкурс «Визитная карточка моего города» (тетрадь с 49)
Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Береги природу – она добром ответит .Народная  мудрость 
Как Вы понимаете это изречение?
3.Рассказывание истории (беседа). Спасти одну звезду
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
 — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
 — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
 — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
 Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
 — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Вопросы:
 Почему мальчик  бросал в воду морских звезд? 
Что бы вы ответили на слова – всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?
Как часто вы  в своей жизни соприкасаетесь с бескорыстием  и почему?
В чем высший смысл жизни?
Чем вы можете помочь природе и что вам  для этого нужно?
Видео С.Копылова Морская звезда»
Творческая деятельность, групповая работа
Задания для групп:   Дебаты
Человек - царь природы.
Человек - венец творения или ошибка природы
Прочитать текст о воде, нарисовать плакат и предложить меры в защиту воды
Прочитать текст о лесе, нарисовать плакат и предложить меры в защиту 
леса.
Прочитать текст, нарисовать плакат о вреде мусора, предложить меры в защиту земли.
(дополнительные тексты в Приложении)
Групповое пение. Б. Окуджава – Виноградная косточка. Песня Б. Окуджава – Виноградная косточка.
Домашнее задание.
Подготовить коллаж   на тему «Люблю я этот мир», Плакат или рисунок «Берегите природу»
Чтение с128 – 129 В. Суслов.
Заключительная минута тишины.
Закройте глаза, подумайте о том, как важно бережно   и с любовью относится к окружающему  миру.
Приложение 
1.ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ, НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ, ПРЕДЛОЖИТЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С МУСОРОМ, ПО СОХРАНЕНИЮ ЧИСТОТЫ ЗЕМЛИ. 
Для естественной переработки мусора требуются годы и даже столетия.
Чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета,
нужен как минимум год.
С пустой консервной банкой это происходит 80-100 лет.
Для полиэтиленового пакета потребуются 10-20 лет.
 Пластмассе – 20-30 лет. Окурок пролежит в земле от 1года до 5 лет, резина -50-80 лет, кожа – 50 лет. А осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю 1 миллион лет
2.  ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ, НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ  О РОЛИ ЛЕСА В ПРИРОДЕ. ПРЕДЛОЖИТЕ МЕРЫ В ЗАЩИТУ ЛЕСА.
1. Деревья снижают запыленность и загазованность воздуха.
Загрязненный воздух, встречает на своем пути зелень, замедляет скорость, под влиянием силы тяжести 60—70% пыли, содержащейся в воздухе, оседает на деревья и кустарники. 
Осевшая на листьях пыль, периодически смывается дождем, сдувается ветром, и листья вновь готовы задерживать пыль. Гектар смешанного леса способен задерживать до 54 тонн пыли в год.
2.  В среднем, один гектар леса поглощает за час до 8 л углекислоты (т. е. столько, сколько выделяют за это время 200 человек).
3. Оздоравливающее действие леса.
 Растения выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие. 
Особенно много фитонцидов образуют хвойные породы. Воздух в парках, где растут ели и сосны, содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. 
4. Деревья влияют на влажность воздуха. Нагреваясь, поверхность листьев деревьев испаряет в воздух большое количество влаги. 
5. Зеленые насаждения, располагаемые между источниками шума (транспортные магистрали, электропоезда и т. д.) и жилыми домами, участками для отдыха и спортивными площадками, снижают уровень шума на 5—10%. 
6. Лес является домом для сотен насекомых птиц и животных.
7. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.
3. ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ, НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ  О РОЛИ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРЕДЛОЖИТЕ МЕРЫ В ЗАЩИТУ ВОДЫ
1.  75 % планеты покрыто водой, из них 97,5 % – это соленые воды океанов, а 2,5 % – чистая пресная вода. 70 % этой чистой пресной воды заключено во льдах. На Земле лишь 3 процента пресной воды, причем большая ее часть содержится в ледниках. Только 1,1 процента воды на Земле пригоден для питья.
2. Для человеческого организма вода по значимости занимает второе место после кислорода. На 92 % кровь человека состоит из воды. Если человек утрачивает 2 % воды от общей массы тела, то он испытывает жажду. Если человек теряет порядка 6–8 % воды, он впадает в полуобморочное состояние, при потере 10 % – начинаются галлюцинации, а при потере 12 % наступает смерть. Мы можем прожить без еды 6 недель, без воды – всего лишь несколько дней.
3. В среднем один человек за всю свою жизнь выпивает 35 тонн воды. 
4. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
5.  Наполнив ванну наполовину, вы используете не менее 150 литров чистой воды.
6.  Разовый смыв в туалете уносит в канализацию 8-10 литров воды.
7.   Из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды. Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды. Из оставленного открытым водопроводного крана выливается за час около 1000 литров воды.
8. Каждый четвёртый городской житель в мире не имеет доступа к чистой воде. Более половины населения планеты ежедневно испытывают нехватку пресной воды.
10 миллионов людей на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды. По прогнозам ученых к 2050 году треть человечества будет испытывать жажду более нестерпимую, чем голод.