Статья Искусство быть читателем

Фёдорова О.Л.
Учитель русского языка и литературы высшей категории,


Искусство быть читателем
(Возможности проектной деятельности на уроках литературы).
Уметь следовать за мыслями великого
человека есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин
«Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить», - писала Марина Цветаева. Чтение и анализ художественной литературы являются важнейшими условиями духовно-эстетического, интеллектуального, художественно-творческого развития школьников и. Этому искусству можно и нужно учить детей точно так же, как созданию произведений искусства в живописи, архитектуре, музыке и др.
Чтение и анализ художественной литературы представляет собой последовательные ступени восприятия словесного искусства, связь которых неоднократно отмечалась в методической науке (Н.И. Кудряшов, Е.В. Квятковский и др.).1 Однако многие ученики воспринимают чтение лишь как необходимое домашнее задание, как ознакомление с содержанием изучаемого произведения того или иного автора. Замечено, что наиболее активно ученики включаются в процесс чтения накануне сочинений, творческих литературных заданий, при этом старательно выписывая из текста различные фразы, цитаты, авторские замечания, которые, по их мнению, могут пригодиться как «домашние заготовки».
Однако, как показывает практика, такая подготовка в большинстве случаев оказывается малоэффективной: сочинения, написанные в результате такого аврального чтения, чаще всего напоминают отзывы, рецензии о прочитанных произведениях.
Чтобы научить ребенка не просто читать, а вчитываться, вдумываться, анализировать мысли и чувства автора, его героев, спорить или соглашаться с ними, излагать свою точку зрения, т.е. творчески воспринимать литературное произведение, представляется целесообразным на уроках литературы проводить чтение художественных произведений с опорой на проектную деятельность учащихся.
Организация проектной деятельности включает следующие этапы работы:
1 – мотивационно-целевой;
2 – операционно-деятельностный;
3 – этап самостоятельного творчества учащихся.
Рассмотрим использование проектной технологии на примере чтения рассказа А.П. Чехова «Ванька» (проводится в 6 классе, когда учащиеся знакомы с жанром рождественского рассказа). 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Первый этап – подготовительный.
Цель его – создание интереса учащихся к художественному произведению, к предстоящей проектной деятельности, к самостоятельному поиску информации, являющейся ответом на определенные вопросы, поставленные учителем.
Уровень деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивно-познавательный. Школьники, самостоятельно работая с текстом, пытаются найти ответы на вопросы, предложенные учителем, например:
- выбрать отрывки из текста, описывающие внешность героев, их чувства и др.;
- найти характеристики настроения героев и соответствующие им явления природы;
- найти в тексте подтверждение или опровержения тех или иных характеристик героев (например, доказать, что «милый дедушка» несимпатичен автору) и др.
Так, в целях создания условий, необходимых для работы на уроках литературы, детям предлагается нарисовать словесный портрет одного из героев, ориентируясь на описание автора (по указанию учителя или самостоятельно). Для этого ученики заполняют таблицу или дописывают предложения, которые содержат основные характеристики внешнего вида человека: рост, телосложение, цвет волос, глаз, особенности одежды, поведения, походки, манеру держаться и др.
Выполнение этого задания требует тщательного анализа текста, на основании чего сначала составляется словесное описание внешности героя, а затем школьники рисуют его красочный портрет. В рассказе «Ванька» описания героев настолько лаконичны, что устное рисование портрета мальчика становится необходимым средством раскрытия образа.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В качестве самостоятельного задания ученикам также поручается составление словесного описания героя и места событий, диалогов и т. п. Естественно, что текстовой материал не позволяет в полной мере создать целостный образ героя, поэтому ученикам необходимо его «достроить», додумать, представить и воплотить в наглядном или вербальном плане. В результате появляется описание барской усадьбы в деревне и дома сапожника Аляхина в городе.
Вспомним, что одним из ключевых умений для школьников является описание человека (его портрет и характеристика). Таким образом, самостоятельная работа учащихся на первом этапе проектной деятельности носит обучающий и развивающий характер, т.к. служит важным средством приобретения необходимых умений и навыков создания характеристики человека. С этой целью осуществляется также подготовка определенных «инструментов-средств», которыми пользуются учащиеся в процессе проектного сотрудничества друг с другом на следующем этапе.
Второй этап – операционно-деятельностный. Это этап организации проектной деятельности используется непосредственно на уроке литературы. Цель его: в ходе коллективного творческого взаимодействия научиться решать общие для группы учебные задачи, активизировать свои творческие способности.
Уровень деятельности учащихся на данном этапе – поисково-познавательный.
Организация проектной деятельность учащихся на уроках литературы – не самоцель, а форма учебной работы, позволяющая каждому ребенку активно приобщиться к литературному творчеству. Основным направлением деятельности педагога при обеспечении проектной деятельности учащихся на уроке является решение следующих задач:
1) организационных – четкое объяснение ориентиров учебной работы; помощь в размещении проектных групп, в распределении обязанностей и др.;
2) информационных – обеспечение учащихся необходимыми текстами, средствами анализа (таблицы, схемы, пустографки), статьями по изучаемым проблемам и др.
3) психолого-педагогических – поддержание интереса к групповой работе и ее активной поисковой направленности за счет включения в групповую работу проектных коллективов на правах «совещательного голоса».
В процессе проектной деятельности учащиеся активно вырабатывают творческий подход к решению учебной задачи, овладевают творческими способами работы с литературными текстами.
Для этого эффективны в применении следующие методы.
- Мозговой штурм. Он используется во всех программах творческого развития детей. Однако в процессе проектной деятельности его роль становится ведущей. Во-первых, мозговой штурм можно использоваться как организующий момент, вовлекающий в активное сотрудничество всех участников групповой работы. В начале работы над художественным произведением – вопрос о смысле названия: предположить гипотетически, о чём может идти речь в произведении с таким названием. Во-вторых, мозговой штурм можно использовать как способ развития беглости и оригинальности идей, для проявления гибкости мышления при рассмотрении известных проблем с иной, оригинальной, неожиданной точки зрения.
Литературоведы едины во мнении: рассказ Чехова «Ванька» следует отнести к антирождественским. Почему критик И.А. Есаулов2 не согласен с этой точкой зрения?
Чтобы устранить боязнь высказывать свое определение, идею, мысль, необходимо соблюдать следующие правила:
- Нельзя критиковать чужое мнение – предлагай свое!
- Количество преобладает над качеством, - принимаются самые невероятные идеи!
- Индивидуальность превыше всего, не копируй чужие идеи!
- Не разрывай цепь – «не тормози»!
Одним из вспомогательных средств литературного анализа является создание «литературной «палитры»3 - построение ассоциативных рядов: «художественный образ» - «воображаемый цвет», Данный вид работы требует от учащихся активно и быстро подобрать цветовые символы к словам и словосочетаниям, характеризующим литературных героев, особенности пейзажа, происходящих событий, окружающих явлений и др.
Например:
- заржавленное перо, измятый лист бумаги, полка с колодками – коричневый, серый, чёрный цвета;
- «неописанный» восторг, веселый смех деда – желтый, красный цвет;
- большая Москва – тёмно- синий цвет.
- зимний лес, крякающий от мороза дед – серебристый и золотистый, розовый цвета.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Эти и другие ассоциативные определения цвета дети индивидуально предлагают, коллективно обсуждают и выбирают в процессе обсуждений при использовании приема «мозгового штурма».
При работе с цветовыми ассоциациями в процессе чтения литературных произведений у детей развиваются следующие способности:
- ощущения пространства и себя внутри этого пространства (движение, цвет, осязание, слово, звук в пространстве);
- интерес к разнообразию форм, цвета, звуков, запахов, движений в природе, в окружающей действительности;
- понимание цвета, красок, жестов, интонаций в жизни и в искусстве.
Работа с литературной «палитрой», освоенная в процессе проектной деятельности продолжается и в самостоятельной работе. В течение года в нее вносятся лексические «цвета»:
- «цвет» настроения (тревоги, радости, огорчения, грусти, жалости и др.);
- «цвет» впечатления от наблюдения за природой после дождя, в яркий, солнечный морозный день, перед грозой, ранней весной, поздней осенью и т. д. (цвет неба, радуги, травы, цветов, воздуха);
- «цвет» звуков природы (пения птиц, шума деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.);
- «цвет» звуков окружающего повседневного мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу),
- «цвет» движения, действия (бежать, прыгать, дремать и др.);
- «цвет» синонимов, антонимов и др.
Ученикам также предлагается наблюдать за предметами окружающего природного мира, за разнообразием форм в природе, в предметной среде человека; выполнять наброски, зарисовки во время прогулок и др. Благодаря разработанным «инструментам» литературного анализа дети могут глубже понять замысел писателя, воплотить свои художественные идеи в разные формы художественно-творческой деятельности.
Эффективны и другие методы организации поисковой работы.
- Метод аналогии. Большое число оригинальных идей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять при организации групповой поисковой деятельности. Часто решение задач подсказывается положениями, аналогично тем, что встречается в окружающем мире, в природе, и даже в литературе. Использование аналогичных тем из других областей для получения новых, оригинальных идей – инициирующий работу мысли и воображения приём, который дети применяют при создании собственных работ творческого характера.
Метод аналогии лежит в основе разработки «литературной карты» и «литературного маршрута» - составления алгоритма движения сюжетного повествования (завязки, развития, кульминации, эпилога).
Например, на уроке литературы, посвященном рассказу «Ванька», пять проектных групп получили разные «литературные маршруты» с целью организации литературного исследования.
Так, первая и вторая группы выписывали слова и словосочетания, характеризующие художественное пространство дома сапожника Аляхина в Москве и барскую усадьбу в деревне. Третья и четвертая группы находили лексемы, обозначающие «цвет» городского и деревенского пейзажей. Пятая наносила на литературную карту «маршрут» событий рассказа и сверяла его с картой «Рождественский рассказ».
В результате необходимо было представить свои проекты и, объединив усилия, создать общую литературную «карту» произведения, определив ее:
- «рельеф» - структуру рассказа;
- «преобладающий климат» - цветовую «палитру» настроений, которые возникают при чтении и осмыслении рассказа.
Разработка литературной «карты» позволяет, во-первых, лучше усваивать теоретические понятия, во-вторых, проводить сравнительный анализ разных произведений. Например, сравнение литературных «карт» традиционного рождественского рассказа и «антирождественского» рассказа А.П Чехова «Ванька» (см. схема 1).
Схема 1
Литературная карта рождественского рассказа

Литературная карта рассказа
А.П. Чехова «Ванька»


1.Завязка: бедственное положение героя в канун Рождества.
1.Завязка: бедственное положение Ваньки в доме сапожника.

2.Развитие действия: событие, дающее герою надежду на спасение.

2.Развитие действия: Ванька пишет деду письмо, поздравляя с Рождеством, и просит забрать (спасти) его.

3. Кульминация: свершение чуда.

3. Кульминация: воспоминания и мечты Ваньки о жизни в деревне.

4. Развязка: радостные переживания героя, чувство благодарности Спасителю.
4. Развязка: Ванька относит на почту письмо без настоящего адреса.

5. Эпилог: сочувствие герою и поучительные размышления автора.
5. Эпилог: во сне мальчик видит деревню.


Сравнительный анализ показал, что сюжет знаменитого чеховского рассказа развивается с нарушением жанровых канонов – нет счастливой развязки, но это не лишает его художественной ценности, суть которой заключается в «умягчении людских сердец». Владение приёмами и методами творческого чтения позволяет юным читателям раскрывать всё многообразие лексического значения слов, наблюдать за развитием образов, выявлять их существенные черты, сравнивать и сопоставлять героев и явления художественного пространства, т. е. понимать авторское отношение к созданному им произведению. Искусство чтения – это увлекательный процесс постижения общечеловеческих истин, тайн художественного творчества, литературных законов и традиций.
Метод эмпатии. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого. Метод эмпатии часто используется в сфере человеческих отношений, когда возникает необходимость поставить себя в положение другого. Здесь могут быть использованы следующие задачи для учащихся: передать рассказ от имени одно из героев, устроить дискуссию от лица разных героев между проектными группами, отстаивая свои позиции на основе изучения текстов. Примером использования метода эмпатии могут служить задания, подобные следующему: написать поздравительное письмо Ваньке Жукову от лица современных школьников.
Для сравнительного анализа произведений успешно используется и такой прием, как литературный «компас», с помощью которого выделяются «теплые» и «холодные» цветовые ассоциации, определяются положительные и отрицательные качества героев, позитивное и негативное развитие событий.
Так, с помощью литературного «компаса» было проведено сравнение цветовых ассоциаций жизни в городе и деревне, подтвержденное взятыми из рассказа «Ванька» отрывками (схема 2):
Схема 2
В деревне:
В мастерской:

ярко-красные окна, белые крыши, посеребрённые инеем деревья, зелёные ёлки и сундучок, золочёный орех.
тёмный образ на стене.


Оказалось, что для описания жизни Ваньки в городе Чехов подобрал пять цветов, символизирующих, радость, торжество, жизнь, праздник, а для описания тяжелого положения мальчика в городе автор выбрал всего один даже не цвет, а его обозначение – темный образ на стене.
В результате презентации результатов деятельности групп учащиеся пришли к общему выводу: «В художественном мире рассказа невозможное Рождественское чудо все-таки происходит: Ванька (пусть только во сне) оказывается в милой деревне».
Известный филолог Н. Овсянико-Куликовский называл читателя художником в миниатюре, подчеркивая тем его способность воспроизводить в своем воображении картины, нарисованные мастером кисти или слова. «Это творчество, - писал он, - было бы невозможно, если бы наша психика была лишена художественных элементов»4. Разработанные нами средства литературного анализа – литературная карта, палитра, компас при работе над рассказом Чехова позволили ученикам понять авторскую идею «милосердия и сочувствия угнетённым».


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Таким образом, второй этап – организация проектной деятельности позволяет активно включать учащихся в изучение и поиск изобразительных и выразительных средств создания художественных образов, что подготавливает осуществление третьего этапа работы.
Третий этап – это этап самостоятельного творчества учащихся.
Цель этапа: воплощение собственных мыслей, чувств, настроений, возникающих по поводу прочитанных литературных произведений, в различные творческие формы – рисунок, сочинение, танец и др.
Уровень деятельности учащихся – художественно-творческий.
Все творческие работы школьников могут носить индивидуальный характер – например, выставка рисунков на темы литературных произведений, в ходе заседаний «Клуба литературных героев», на котором каждый ученик представляет позицию либо автора, презентующего свою работу, либо самого героя, рассказывающего об авторе и других персонажах рассказа. Продемонстрировать уровень художественных достижений учащиеся могут в виде публикаций. Творческие работы наших учеников мы публикуем в школьном литературном журнале «Граффити» и отправляем на городские конкурсы, ставшие традиционными, например, конкурс рождественских рассказов «За звездой Рождества».
Данные формы творческого взаимодействия школьников строго не регламентируются, не являются обязательно-принудительными. Однако включение в учебный план специальных предметов (словесности, риторики), постоянный поиск новых форм художественного самовыражения учащихся, поощрение активности каждого ученика создают атмосферу заинтересованности, уверенности в собственных возможностях, удовольствия от полученного результата, и поэтому в проектную деятельность включаются как сильные, так и слабые учащиеся. Коллективная работа школьников способствует сплочению класса, помогает учащимся в дальнейшем более активно и эффективно участвовать в создании проектов, а также в совместной научно-исследовательной и художественно-творческой работе на уроках литературы. Мысли, чувства, образы, возникающие в процессе общения с миром художественной литературы, проецируются в собственную судьбу, и юный читатель начинает чувствовать себя участником событий произведения. Так происходит чудо вхождения читателей в творческий процесс, благодаря которому их воображение начинает действовать по законам художественного мышления, подобно воображению писателя. С.Я. Маршака писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»5.
Таким образом, проектная деятельность позволяет не только раскрыть перед ребенком мир литературного искусства, но и во многом способствует пробуждению в нем интереса к художественной литературе, потребности в художественно-творческой деятельности, т. е. становится важнейшим фактором творческой самореализации школьников.




Литература
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, ВЛАДОС. – 1995, С.142
И.А. Есаулов О некоторых особенностях рассказа А.П.Чехова “Ванька” // Проблемы исторической поэтики. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков. Вып. 2. – Петрозаводск, 1998.
Петрашов А.М. Краткий толковый словарь. – М.: Академия, 1995
Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя// Семейное чтение. – 2010. – № 4-5, С.6
Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя// Семейное чтение. – 2010. – № 4-5, С.6