Статья о здоровьесберегающих технологиях на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Повышение качества образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с природным материалом с младшими школьниками.
Здоровье детей важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. Обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса являются обязательным фактором работы каждого образовательного учреждения. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий это приоритетное направление в деятельности каждого педагога. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- профилактическим методикам (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, психогимнастика, самомассаж. ) - использование на занятии подвижных игр
- проветривание помещения
- проведение тематических конкурсов, праздников здоровья
- выход на природу, экскурсии
Здоровьесбережение по определению не может быть основной целого образовательного процесса, а может быть только условием, одной из важнейших задач, связанных с достижением главной цели. На занятиях декоративно – прикладным творчеством с младшими школьниками, а конкретно при работе с природным материалом – главной целью обучения является социальная адаптация детей к современным условиям в коллективе, формирование умения изготавливать из природного материала интересные и полезные поделки, развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Работа с природным материалом уже изначально несет в себе оздоровительные силы природы. Ведь человек как биологический вид формировался в природной среде, поэтому нам всем, а прежде всего детям необходимы ощущения, вызванные именно этим материалом. Еловая и сосновая шишка, камешки, ракушки могут служить отличным материалом для поделок – и заодно развивать сенсорику ребенка.
Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев.
Кроме этой практической стороны развития интеллекта и речи, декоративно – прикладное творчество учит создавать красивые вещи, потому что творческий труд всегда созидателен и эстетичен . С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации. Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение задач здоровьесбережения.
Учитывая физические особенности младших школьников (неустойчивое внимание, быструю утомляемость, слабую мышечную систему, неуверенность), целесообразно занятия начинать с психогимнастики (позитивный+ настрой в игровой форме).
Игра «Конфеты для Мишки» (мягкая игрушка).
Детям предлагается завернуть в фантики косточки от персиков и абрикосов.
Задание: Кто больше подарит конфет медведю.
Эта игра развивает мелкую моторику рук, снимает психоэмоциональное напряжение, адаптирует детей к трудовой деятельности.
После 20-30 мин. Учебной деятельности работоспособность детей снижается, поэтому физкультминутка в виде гимнастики поможет детям восстановить силы.
Это может быть гимнастика:
- для глаз (ловим бабочку, рисуем радугу, улыбку, яблоко)
- дыхательная (аромат цветов, надуваем шары)
- Пальчиковая (педагог читает стихи и показывает упражнения, дети повторяют)
- двигательной (игра, упражнение разминка)
Последние 10 мин. Занятия педагогически малопродуктивны. Завершить занятие можно релаксацией в виде игровых упражнений. «Игра на музыкальных инструментах», «Дождик», «Танец».
Обучение наиболее эффективно, когда оно доставляет радость. Задачи, содержание урока , его структура, и методы обучения – все это направленно на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной работы.
Для решения задач повышения уровня качества образовательного процесса осуществляется текущий (промежуточный) и итоговый мониторинг с использованием тестов, кроссвордов, творческих заданий, викторин и конкурсов и участие в выставках.
В результате у детей улучшается адаптация к различным факторам внеш-
ней и внутренней среды,а значит повышается сопротивляемость организма и улучшается соматическое и психическое здоровье ребёнка . Создание благоприятных условий в образовательном пространстве позволяет говорить о здоровьесбережении ребёнка на всех этапах его обучения развития.