Тема: «Быть трудолюбивым» домашние животные


Занятие 22
Тема: «Быть трудолюбивым»
 
Задачи:
-  раскрыть значимость труда в жизни человека;
– расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.
 
Круг радости
Сәлеметсіңдер ме, балалар!
Я рада вас приветствовать на занятии по самопознанию.
-Давайте встанем в круг и повторим хором строчки из стихотворения К. Ильяшевой:
Мы уже совсем большие –
Нам не лень трудиться!
Лишь хорошему всему
Будем мы учиться.
– А сейчас посмотрите мультфильм, в котором звучит замечательная, всем известная песенка.
(дети смотрят и слушают мультфильм «Антошка»)
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку. 
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
 Антошка, Антошка! Сыграй нам на гармошке!
Антошка, Антошка! Сыграй нам на гармошке! 
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
 Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
Беседа.
- Ребята, кто герой мультфильма?
    -  Как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
-   Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
     - А как назвать человека, который умеет и любит трудиться?
Сообщаю тему занятия: - Сегодня мы будем говорить про ТРУДОЛЮБИЕ. (тема написана на доске)
На казахском языке трудолюбие - Еңбекқорлық
 Прошу произнести это слово по слогам и объяснить его значение.
Воспитатель: – Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться.
Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
- Ребята, мы уже знакомы с героями рассказов, сказок и мультфильмов, которых можно разделить на трудолюбивых и нетрудолюбивых. Давайте их назовем.
Показываю картинки с героями из произведений: В.Одоевский «Мороз Иванович», Ы.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка», М.Турежанов «Маленький садовод», С.Я.Маршак «Кот и Лодыри», «Дудочка и кувшинчик», «Нехочуха».
Дети называют героев и делят их на две группы.
Почитаем.
- А сейчас, ребята, послушав рассказ С. Михалкова «Белые перчатки», вы узнаете еще про одного героя. Подумайте, к какой группе его можно отнести. (вывешиваю картинку грача)
Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв: - Вот я какой!..
Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.
- Летим с нами! – кричали птицы, пролетая мимо.
- Летите, летите! – отвечал им Грач. – Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!
Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись и прилетели домой птенцов кормить.
- А мне? – крикнул Грач. – Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!
- Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты же их запачкаешь!
- А вы мне прямо в рот кладите – я буду жевать!
- Ну, нет! – отвечали птицы. – Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!
Разлетелись птицы по своим гнездам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей - соловушка, так тот даже ночью пел – так славно он потрудился за день.
Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод – не тетка!
- Кто главный герой?
- Почему Грач остался голодным?
- Как трудились птицы?
- Что можно сказать о Граче?
- О труде сложено множество пословиц и поговорок. Прочитайте пословицу, записанную на доске
«Труд человека кормит, а лень портит»
- Что она означает?
- К каким героям она относится?
А вы знаете пословицы о труде? Давайте проверим. Для этого разделимся на две группы.
Упражнение «Собери пословицу»
Дети делится на 2 группы.
Каждая группа получает карточки с пословицами, в которых слова написаны вразброс.
а) кто, сидится, без, любит, тому, дела, не, трудиться;
(«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»).
б) труда, а, здоровеет, болеет, от, человек, здоровеет, лени, от.
(«От лени человек болеет, а от труда здоровеет»).
Обобщая ответы детей, акцентирую внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда.
Показываю отрывок из мультфильма, где трудятся пчелы, белки, птицы, муравьи.
Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Дети говорят, что их труд – это учиться в школе, помогать дома родителям, бабушкам и дедушкам.
Разминка.
Ребята, давайте расскажем, как мы трудимся всю неделю:
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал,
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил,
В воскресенье отдыхал
Сказки добрые читал.
- Все в этой жизни не возникает само по себе, просто так. Все создается трудом. И человек стал человеком благодаря своему трудолюбию. Принято говорить: «Труд облагораживает человека». Это, действительно, правда.
 Если бы мы не трудились, мы не достигли бы того уровня, на котором сейчас находимся. Человек так бы и жил в пещере, ел сырое мясо и думал, что Земля квадратная. Он никогда бы не увидел нашу красивую планету со стороны. Никогда бы не смог подняться в голубое небо, увидеть космос.
 - Ребята, а вы, когда вырастите, будете трудиться?
(дети отвечают: Да!)- А где и как вы будете трудиться?
- Что для этого нужно выбрать каждому человеку?
-Правильно, нужно выбрать профессию. И желательно выбрать такую профессию, чтобы ваш труд приносил пользу обществу. Профессий очень много, и все они важны.
- Сейчас мы поиграем в игру, в которой вы на некоторое время будете в роли человека какой-либо профессии.
Игра «Угадай профессию»
Выбирается водящий, который одевает на лицо предложенную ему маску, сам он на маску не смотрит. Остальные ребята рассказывают, какую пользу приносит труд людей этой профессии. Водящий должен угадать эту профессию. После угадывания называю слово по-казахски, прошу детей повторить.
Пекарь - этот человек работает с мукой, он знает много
наубайшы рецептов вкусных хлебных продуктов;

Стоматолог - человек этой профессии следит за нашей красивой
Тіс дәрігері улыбкой, за здоровьем наших зубов;
Полицейский - труд этого человека нужен, чтобы у нас был всюду
Полицейский порядок, чтобы никто не нарушал законы;
Учитель - человек этой профессии помогает людям стать
мұғалім грамотными, умными;
Парикмахер – этот человек делает людей красивыми, модными, он
шаштаразшы умеет делать разные прически;
Пожарник – человек этой профессии очень отважный, у него есть
өрт сөндіруші специальный костюм, он борется с огнем;
Механик - у этого человека много разных инструментов, он
ремонтирует наши машины;
Врач - этот человек принимает пациентов в своем кабинете, он
дәрігер следит за здоровьем людей.
Подводя итоги игры, говорю, что все профессии важны, все профессии нужны. Любой труд, направленный на пользу, – благороден и достоин уважения.
Практическая деятельность «Будем трудиться»
- Ребята, вы еще маленькие, но уже умеете выполнять посильную вам работу. Значит, вы умеете трудиться. А с желанием вы трудитесь или вас надо просить об этом?
-Как вы думаете, нужно потрудиться, чтобы вырастить цветок?
- Какую работу надо проделать, чтобы цветочек вырос?
- Скажите, какой праздник приближается вместе с весной?
-Я предлагаю вам потрудиться и вырастить для мам настоящие цветочки. Согласны?
(Дети подходят к столику, где приготовлены стаканчики с почвой. Стаканчики подписаны именами детей. Дети садят семена цветов и поливают водой.)
Круг от сердца к сердцу.
Предлагаю детям встать в круг и хором проговорить слова:
Хотим все знать и все уметь,
И везде во всем успеть!
Старших все мы уважаем
И в труде им помогаем!