ТЕМА ОПЫТА: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Отдел образования администрации города Тореза
Учреждение дополнительного образования
«Городская станция юных техников» города Тореза










ТЕМА ОПЫТА:

Создание условий для развития творческой активности ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ занятия декоративно-прикладным творчеством




























2016 год
Визитная карточка


Леонович Светлана Анатольевна

Дата рождения: 16 июля 1963 года


Образование: высшее,
Мозырский государственный
педагогический институт имени
Н.К. Крупской в 1984 г.

Педагогический стаж: 31год
Руководитель кружка: 13 лет
Категория: 10 разряд


Награждения: Грамота, приказ ДонРЦТТ от
16.03.2015 г. № 02-01/12а.
Грамота, приказ ДонРЦТТ
Грамота, приказ городского отдела

Грамота, приказ городского отдела
образования от 31.03.2011г.
Грамота, приказ СЮТ от 05.04.2013г.№ 80

Девиз: Нужно любить то, что делаешь, и тогда
труд возвышается до творчества

Адрес учреждения: Учреждение дополнительного
образования «Городская станция
юных техников» города Тореза




Педагог-внешкольник – это
педагог, который пришел из будущего с целью
показать воспитанникам образец их жизни,
самоопределения и самоутверждения.

Ш.А. Амонашвили

Введение

Тема: Создание условий для развития творческой активности воспитанников через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Цель: Развитие творческой активности воспитанников посредством приобщения их к декоративно-прикладному творчеству.

Актуальность и перспективность опыта. У учащихся всегда существует потребность активной деятельности, потребность в самоактуализации и все большей реализации своих способностей.
Декоративно-прикладное творчество дает большие возможности воспитанникам реализовать свои способности. Поэтому предлагаемый опыт всегда будет актуален и перспективен.
Адресная направленность опыта. Опыт может быть применим в большей степени при работе с девочками, но не исключает участие в различных формах досуговой работы и мальчишек. Применение опыта возможно руководителями кружков различных направлений.
Новизна данного опыта.
Новизна в предлагаемом опыте прослеживается в авторских комбинациях известных методических приемов и в отдельных методических приемах, используемых в работе кружка.
 
Научно-методическое обоснование опыта

Мотивация и направленность личности. Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы [6].
Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало является одним из главных свойств личности.
Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств.



Потребности самосовершенствования.
Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности.
Познавательные потребности. В возрастном развитии личности познавательные потребности проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.
Потребности в самоутверждении. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.) [7]. У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях.
Потребности в самовыражении. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.
Потребности в самореализации. Осознание своих способностей в какой-либо деятельности вызывает потребность реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств [6].
Эстетическое воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у учащихся [4].
Декоративно-прикладное творчество способствует развитию художественного вкуса, образного мышления, социализации и самореализации личности, рациональному использованию свободного времени, что становится востребованным, когда ребёнок взрослеет и начинает задумываться о своём будущем. Стремление детей к декоративно-прикладному творчеству так же велико, как и их стремление петь, танцевать, играть на сцене, рисовать.
Главным психолого-педагогическим условием развития у воспитанников способностей и эстетического отношения к окружающему миру является приобщение их к решению творческих задач на доступном для них уровне [3]. Это условие может быть обеспечено в организации досуговой деятельности обучающихся.

Концептуальные идеи

Ведущая идея: Организация досуговой деятельности учащихся посредством приобщения их к декоративно-прикладному творчеству будет способствовать социализации и самореализации личности, рациональному использованию свободного времени, развитию художественного вкуса, образного мышления.
В организации досуговой деятельности учащихся целесообразно использовать различные формы интерактивного взаимодействия.
В работе кружка целесообразно использовать народные традиции, то лучшее, что досталось нам в наследство от старшего поколения.
Развитию творческой и познавательной активности воспитанников будет способствовать их участие в выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Описание опыта

 Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка.
Сегодня предлагается юному поколению широкий спектр образовательных услуг, предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной, а значит, творческой личности, способной решать преобразовательные задачи.
Младший школьный возраст - это благоприятный период для развития творческих способностей ребенка, его образного мышления, эмоционального восприятия действительности и активного отношения к ней.
Типичными признаками творческой личности являются: инициативность, настойчивость, самостоятельность, гибкость и критичность мышления, повышенная ценностная ориентация, самокритичность.
Нельзя ждать и рассчитывать, что ребёнок встретится с творчеством как с чудом сам, что ему повезёт. Надо организовать эту встречу, чтобы она была для него естественной и приятной.
Наполнить жизнь современного юного поколения вдохновением, заразить его жаждой познания и творчества можно только с помощью создания благоприятной среды. Такая среда создана в Учреждении дополнительного образования «Городская станция юных техников».
Одно из направлений деятельности учреждения дополнительного образования «Городская станция юных техников» – художественно-эстетическое, к которому относится кружок «Изготовление сувениров» на базе ОШ I - II ст. № 26, руководителем которого я являюсь.
Главное для меня - уважение детей, их любовь. Задача – помочь утвердиться, реализовать себя, понять внутренний мир ребенка. Считаю, что только рядом с детьми настоящий педагог обретает силу творческого полета.
Доверие ребенка (в кружке занимаются дети от 7 до 10 лет) считаю средством достижения взаимопонимания и взаимодействия. Руководитель кружка должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого воспитанника. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.
Образовательная трехгодичная программа «Изготовление сувениров» составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась с интересами воспитанников с учетом современной жизни, направлена на развитие художественно – эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Целью программы является формирование компетенций личности в процессе декоративно-прикладного творчества.
Основные задачи заключаются в формировании таких компетентностей:
познавательной: ознакомление с основами технического творчества, декоративно-прикладного искусства, моделирования и конструирования; овладения понятиями, знаниями о материалах и инструментах;
практической: формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, приемов изготовления изделий и выполнения технологических операций;
творческой: удовлетворение потребностей личности в творческой самореализации; формирование творческой личности, ее художественного вкуса, познавательного интереса, творческого воображения, фантазии, эмоционального, физического и интеллектуального развития.
социальной: воспитание уважения к обычаям и традициям славянского народа, бережного отношения к родной природе; развитие положительных качеств эмоционально-волевой сферы (доброжелательное отношение к людям, опрятность и усердие в работе).
Сегодня на первый план выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности воспитанников, создание условий, обеспечивающих развитие их творческих способностей.
В начале года или полугодия я задумываюсь над вопросами типа: что уже сделано, и что делать дальше, какими мои воспитанники были, какими стали и какими я хочу их видеть? На помощь приходит диагностика, которая помогает обеспечивать обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.
Диагностика в работе руководителя кружка (психолого-педагогическое изучение отдельных воспитанников или всей группы в целом) является частью сравнительно нового направления педагогической диагностики. Она помогает мне изучить самого ребенка, его семью, его окружение, коллектив в целом.
Как изучить личность каждого воспитанника и состояние педагогического процесса в детском формировании? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако практика показывает, что в работе необходимо использовать методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные: наблюдение, опрос (беседа, устный опрос), анкетирование (в игровой форме).
Я стараюсь следовать рекомендациям психологов и задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы, избегая грубых поучений и не путая диагностическую беседу с воспитательной.
Важно отметить, что диагностические данные о каждом воспитаннике мне помогают собрать для использования в повседневной работе педагоги, чьи дети занимаются в кружке и практический психолог образовательного учреждения.
Чтобы настроить детей на творчество, использую следующие методические приемы: упражнения на формирование эмпатии, фантазии, образного мышления, невербального общения, юмористические минутки, физкульминутки, разнообразные игровые приемы.
Систематически использую дифференцированное обучение - возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных воспитанников быстрее и глубже продвигаться на занятиях декоративно- прикладным творчеством. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Важное место в учебном процессе кружка занимают игры, конкурсы и викторины как методы стимулирования.
В детские годы игра является главным видом деятельности человека, через которую он познает мир. Невозможно представить детство без игровых занятий. Народная мудрость гласит: «Хочешь быть здоровым - играй, хочешь быть умным – играй, хочешь быть счастливым – играй». На своих занятиях я часто использую психологические развивающие игры. Считаю, что психологические игры помогают решать учебно-воспитательные задачи дополнительного образования, использование которых - один из элементов психолого-педагогического сопровождения ребенка и владение методикой их проведения является неотъемлемой составляющей психологической подготовки педагога.
Известный психолог Л.С. Выготский утверждал, что научные понятия не создаются и не заучиваются ребенком, а возникают и складываются с помощью огромного напряжения собственной мысли, ведущей к ускорению процесса познания, - использование развивающих игр в разных видах деятельности детей [2].
С целью создания дружной атмосферы в коллективе, адаптации детей в кружке и развития коммуникативных способностей провожу игры «Знакомство» в начале учебного года на протяжении целого месяца.
Количество и продолжительность психологических развивающих игр зависит от возраста детей, их готовности к восприятию игровых заданий, сложности и новизны предложенных игр (Приложение 1).
Не все дети одинаковы в развитии. Приходят на занятия и ребята, которые не имеют определенных знаний и навыков, но у них так же проявляется интерес к творчеству. Такие дети требуют к себе большего внимания, помощи и психологической поддержки. Улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы. Во время работы перед ними ставится посильная задача: выполнить определенное задание, но самостоятельно.
Дети, характеризующиеся понятием «трудные» формально подразделяются на несколько категорий. Не всегда, но, как правило, к нам на станцию приходит особый контингент «трудных» ребят.
Это ребята замкнутые, необщительные, ранимые. Одна из причин этого в особенностях психологического склада личности. Но замкнутость может быть и следствием каких-то особенностей жизни и воспитания. Например, замкнутым становится ребенок, которого неоднократно и несправедливо обижали, и он не получал должной и своевременной помощи и поддержки. Обычно это дети из неполных семей, а также из семей, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут антиобщественный образ жизни. Такие дети не имеют значительных достижений в учёбе и спорте, у них проблемы в общении со своими одноклассниками.
Сторонятся своих ровесников ребята с некоторыми недостатками физического развития – от отсталости в росте и весе до выраженных физических недостатков. В таких случаях провожу большую разъяснительную работу среди детей, стараюсь воспитывать у них бережное и тактичное отношение к своим товарищам, а ребятам с недостатками физического развития нахожу такое дело, в котором они могли бы проявить себя с самой положительной стороны перед сверстниками.
Частые обиды, несправедливое отношение, равнодушие взрослых формируют у таких детей недоверие к людям. Важную роль в работе с такими детьми играют руководители кружков, в лице которых ребята находят внимательных, добрых, заботливых старших товарищей.
Личность формируется, прежде всего, в процессе труда, трудовых отношениях.
Усвоение нормальных человеческих понятий учащимися происходит в ходе обучения, а также в процессе общения детей со сверстниками и преподавателем.
В большинстве случаев для ребят руководитель кружка не просто педагог, профессионал в какой - то области творчества, а человек, который является для ребёнка авторитетом во всем, объектом для подражания.
Очень часто наблюдаю как день за днем, ребята, приобретая какие - то профессиональные знания и умения, постепенно приобретают и важные человеческие качества, такие как общительность, уверенность в своих силах, желание и умение трудиться, доводить начатое дело до конца.
Так в условиях индивидуального подхода с помощью руководителя кружка «трудный» воспитанник обучается сознательно регулировать свое поведение, совершенствовать свою личность.
Осуществляя индивидуальный подход к ребенку, надо, прежде всего, хорошо его знать. А для воздействия на данного ребенка у педагога должен быть свой метод, свой прием, свой подход.
У воспитанников начальных классов еще недостаточно развита мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
На своих занятиях систематически использую дидактические игры, которые способствуют самоорганизации детей, создают бодрое рабочее настроение, закрепляют умения самостоятельно добывать знания.
Всем воспитанникам кружка очень нравится авторская игра «Фантазеры» с использованием линейки-лекала (Приложение 2). Практика показывает, что систематическое использование данной игры способствует повышению внутренней мотивации ребенка, появлению уверенности в своих силах, возникновению желания добиться планируемого результата. Ребята приобретают навыки самостоятельной работы, овладевают приемами вырезания, увереннее работают с режущими материалами и инструментами.
Во время занятий использую разнообразные методы обучения: словесные (лекции, беседы, объяснения), наглядные (демонстрация иллюстраций, схем, чертежей, образцов изделий), практические (самостоятельная разработка схем, эскизов, изготовление изделий). Систематически использую на занятиях инновационные формы работы: интерактивные (работа в парах, работа в группах), ИКТ.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) помогает мне реализовать идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей.
Коллективное выполнение – самая эффективна форма организации труда, поскольку из-за небольших затрат сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Во время выполнения коллективных заданий, в том числе изготовления отдельного изделия или тематической композиции, каждый выполняет часть общей работы. Дети понимают, что от их мастерства и качества выполнения зависит результат коллективной работы.
Очень важно, чтобы руководитель внимательно относился к каждой работе учащихся, обращал особое внимание на оригинальность, на самостоятельность мысли, умение доводить начатую работу до конца.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся. Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. 
В работе по развитию творческой активности детей, их личности и индивидуальности основополагающими являются следующие принципы:
принцип свободы выбора. Воспитаннику должно предоставляться право выбора. Творческие способности присущи любому человеку, каждому ребенку, и раскрываются они только в условиях, когда человек может проявить себя как личность, реализовать свое «Я». На занятиях никогда не предлагается одна тема всем кружковцам. Каждый выбирает сюжет для изображения самостоятельно;
принцип открытости. Творческая индивидуальность ребенка- главное для педагога. У каждого свой взгляд на мир, свои интересы, поэтому педагог должен не навязывать свое видение, а вовремя поддерживать, направлять, быть рядом, а не впереди. В творчестве не должно быть ограничений;
принцип освоения знания через деятельность. Теоретический материал дети осваивают в процессе работы над своими произведениями. Только при наличии определенного минимума общепрофессиональных знаний можно говорить о самостоятельном создании детьми конкретных оригинальных творческих продуктов, об обучении их творчеству. Ни одно занятие не обходится без бесед о языке искусства, о великих мастерах прошлого и настоящего;
принцип регулярного контроля. Нельзя представить успешного учебного занятия без отслеживания его качества: настроения обучающихся, степени их заинтересованности, уровня понимания и т.д. Поэтому крайне важно создание на занятиях благоприятной культуросообразной воспитательной среды – т.е. такой среды, в которой каждый ребенок без особых усилий может применить свои силы, творческие способности, удовлетворить интересы, любознательность, потребность в общении с педагогом и сверстниками;
принцип педагогической техники, направленный на максимальное использование возможностей, знаний, интересов детей. Для этого необходимо создать условия для самореализации каждого ученика в личностно ориентированном педагогическом процессе через организацию диалога, мыследеятельность, свободу выбора, творчество, позитивность оценивания, рефлексию.

Результативность педагогической деятельности

У учащихся повысился интерес к декоративно-прикладному творчеству, расширился кругозор в области декоративно-прикладного искусства, появился или развился эстетический и художественный вкус.
Учащиеся, занимающиеся в кружке, научились видеть, беречь и создавать прекрасное своими руками, доводить начатое дело до конца;
Занятия в кружке способствовали развитию у учащихся таких личностных качеств, как, усидчивость, внимание, аккуратность и терпение; стимулировали творческую активность учащихся.
Воспитанники научились простейшим технологическим приёмам в области декоративно-прикладного творчества, что может пригодиться в жизни.
Приобщившись к декоративно-прикладному творчеству, многие учащиеся смогли выразиться, открыть в себе талант, почувствовать себя в какой-то степени защищенными. Ежегодно воспитанники принимают участие в городских, республиканских выставках, конкурсах:
Городской конкурс «Народные изделия», в номинации «Работа с бумагой» - 2 место (2013г).
Городской конкурс «Народные изделия» в номинации
«Сувениры» - 2 диплома 1 степени (2013г).
Городская выставка – конкурс «Мир оригами», 1 место (2015г).
Республиканская выставка – конкурс «Мир оригами», 3 место (2015г).
Городской этап Республиканской Природоохранной акции «Елочка, живи!» - Гран-при и 2 место (2015г).
Республиканская Природоохранная акция «Сохраним елочку» – 3 место (2015г).
Сказки бывают разные. Есть сказки знаменитые, всемирно известные, украшенные чудесами и колдовством. А есть скромные, незаметные, никому не знакомые.
Однако не стоит сидеть в ожидании чуда, сказку можно сделать самим, своими руками. Хотите попробовать? Тогда наберитесь терпения, призовите на помощь фантазию, будьте настойчивы в работе, и вас ждут весёлые приключения и встречи со сказочными героями, знакомыми и незнакомыми.
Многие люди утверждают, что совсем не умеют фантазировать. Это неверно. Творческое воображение есть у каждого. Но у одних оно развито сильнее, у других слабее. А чтобы научиться фантазировать, сочинять, надо, как и любому другому делу, постоянно тренироваться.
Поэтому фантазируйте на здоровье! Придумывайте новые сказки и новых героев. И не забывайте, что каждую фантазию можно воплотить в жизнь своими руками.
Каждое занятие – это ступенька лестницы, ведущей к главной цели – воспитание культурного человека, способного воспринимать, чувствовать, созидать на благо общества.
























Приложение 1


Игры, развивающие когнитивную (познавательную) сферу ребенка

Такие игры можно использовать в начале занятия перед постановкой цели.

«Оживи кружочек»
Каждому ребенку необходимо дать лист бумаги, где нарисовано 5-6 кружочков. Объяснить: для того чтобы кружочек ожил, необходимо превратить его в какой-то предмет, дорисовать элементы.

«Во что можно поиграть?»
Предложить детям внимательно рассмотреть подобранные предметы (кубик, коробочка и др.), придумать, чем они могут быть, вместо какого реально предмета можно их использовать.

Игры, развивающие коммуникативные способности ребенка
С целью создания дружной атмосферы в коллективе, адаптации детей в кружке и развития коммуникативных способностей проводить игры «Знакомство» в начале учебного года на протяжении целого месяца.

«Имя – движение»
Дети встают в круг, каждый по очереди делает шаг вперед, называет свое имя и делает соответствующее движение, чтобы выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением.

«Поиск подобного»
Тот, у кого мягкая игрушка, должен как можно быстрее передать ее следующему участнику, назвав при этом черту своего подобия с тем, кому бросает предмет.














Приложение 2

Дидактические игры

Дидактические игры содействуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, воспитывают волевые качества, аккуратность, внимание, наблюдательность, развивают мышление и фантазию.

Игра «Фантазеры»
Цель: приобретение навыков самостоятельной работы, владение приемами вырезания, дети увереннее работают с режущими материалами.


Комплект игры складывается из линейки-лекала, карандаша, картона и ножниц (у каждого воспитанника индивидуальный набор).
С помощью линейки-лекала дети находят (например, гриб) шляпку, а затем ножку гриба. Обводят обе детали гриба на картоне и аккуратно вырезают. Задание можно усложнить, в зависимости о целей занятия.



Игра «Покорми зверька»
Цель: в ходе игры дети учат оценивать действия своих товарищей, находить ошибки.
Комплект игры складывается из набора фигурок разных животных и птиц, кормушки и набора разнообразия овощей и фруктов.
Содержание игры предусматривает выбор правильных продуктов для корма выбранного зверька.

Игра «Домики»
Цель: игра помогает развивать наблюдательность, внимание, формирует интерес к занятию.
Комплект игры складывается из карточек-домиков разных животных и геометрических фигурок, необходимых для заполнения свободных мест дома (окна, двери).
Игра учит различать цвет, геометрические фигуры, их названия.
Сложность игры заключается еще и в том, что ребенку следует обратить внимание не только на внешний вид фигуры, но и правильность выбора цвета и формы картинки.




Приложение 3

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К И

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультминуток и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением, игровые задания, несложные формы малой интенсивности и т.д.).
1. Семья (Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчик). Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – папа. Этот пальчик – мама. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
2. Семья
(Начиная с большого пальца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчик). В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:
-указательный, - и средний, - безымянный, - и последний. Сам мизинчик – малышок постучался на порог (показываем мизинчик на обеих руках). Вместе- дружная семья, друг без друга им нельзя. (Дети раскрывают и закрывают ладони, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз).
3. Апельсин - Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч). - Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки).
- Эта долька – для ежа, - Эта долька – для стрижа, - Эта долька – для утят, - Эта долька – для котят, - Эта долька – для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу). - А для волка кожура. - Он сердит на нас – беда! - Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз).

4. Волшебные пальчики

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова).
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
(Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится).
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора!
В школу пальчикам пора!









Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Амонашвили Ш.А. - http://royallib.com/author/amonashvili_shalva.html
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. – 310 с.
3. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.
4. Котикова О. П. Эстетическое воспитание: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О. П. Котикова, В. Г. Кухаронок. – Мн.: НМЦентр учеб. кн. и средств обучения, 2001. – 191 с.
5. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов [и др. ]. – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 416 с.
6. Леви В.И. Искусство быть другим /В.И.Леви. С-Петербург, 1993
7. Малахова, И. А. Развитие личности: Способность к творчеству, одарённость, талант: Пособие для педагогов, классных руководителей, психологов общеобразовательных школ, педагогов-организаторов внешкольных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / И. А. Малахова. – Мн.: Бел. навука, 2002. – 158 с.
8.Молочников С.Г. Внешкольное образование и воспитание. Организация работы. Модели учебных программ. Минск 2000.
9.Плюснина Е.С. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогического работника // Методист. – 2008. – №10. С. 33–35.
10.Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратына-прыкладное мастацтва. / Я. М. Сахута. – Мн., 2001.
11.Сущенко Т.И. Основы внешкольной педагогики. – Минск, 2000. – 220 с.
12.Опыт работы учителя высшей категории ОШ I-II ст. № 26 города Тореза Степановой Светланы Ивановны.
13.Опыт работы старшего учителя ОШ I-II ст. № 22 города Тореза Фурасьевой Раисы Михайловны.