Урок геометрии в 10 классе по теме «Решение планиметрических задач при подготовке к ЕГЭ».


Самоанализ урока по геометрии в 10 классе.
Тема урока: Решение планиметрических задач при подготовке к ЕГЭУрок повторения, обобщения и систематизации знаний . Урок соответствует программе. На уроке были поставлены следующие цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Повторить теоретический материал из курса планиметрии (формулы площади треугольника, параллелограмма, квадрата, трапеции, соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, свойства равнобедренного треугольника);выработать навыки применения необходимых формул при решении планиметрических задач из ЕГЭ.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать у учащихся внимательность, логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной работы и работы в группе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание умения ценить и рационально использовать учебное время, воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группе, оценивать себя и своих товарищей;
Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Основная задача, которая решалась на уроке: систематизировать материал, который используется для решения планиметрических задач при подготовке к ЕГЭ. Выбранная структура урока была наиболее рациональна для решения этой задачи.
На первом этапе с помощью устной работы в группах была произведена активизация мыслительной деятельности, учащиеся заинтересовались результатом своей работы.
Второй этап ставил своей целью повторить необходимый теоретический материал, на примерах несложных устных задач показать его применение. На этом этапе использовалась фронтальная форма работы.
Третий этап предусматривал взаимодействие в группах, направленное на то, чтобы коллективно найти метод решения более сложной задачи.
Четвертый этап являлся основной частью работы. Работа проходила в группах с взаимопроверкой. Для решения предлагались задачи, которые являются опорными при подготовке к ЕГЭ. В ходе такой работы каждый ученик имел возможность принять участие в обсуждении и оформлении задач, что способствовало развитию познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога. Взаимопроверка дала возможность увидеть и скорректировать ошибки, которые допускаются при решении планиметрических задач. Итоги работы были подведены с помощью документ - камеры.
На пятом этапе подводились итоги урока. Ученики определили степень активности каждого участника группы, что позволило оценить работу на уроке как себя, так и своих товарищей.
Урок был проведен с использованием технических средств: интерактивная доска, документ-камера, которые позволили повысить качество урока.
В течении всего урока учащиеся были вовлечены в работу, проявляли заинтересованность и активность . Время урока было рационально распределено между всеми этапами, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале урока и в конце урока. На уроке присутствовали самоконтроль и взаимоконтроль участников одной группы . Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.
Форма урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока была такова: Организационный момент. Подготовка к уроку. Была проведена рефлексия настроения, для того, чтобы узнать настроение детей, поднять его. Затем был сказан план урока, цель урока и главная её задача.
Главная задача: показать, как учащиеся усвоят ФСУ и как научатся применять их для вычисления значений выражений наиболее рационально.
На первом этапе урока устно проверяется домашнее задание и закрепляется пройденный материал, который был составлен так, чтобы перейти к решению проблемы: Можно ли два данных выражения преобразовать в многочлен?
Было предложено выполнить умножение двух многочленов (используются слайды ММ-презентации). Учащиеся активно участвовали в обсуждении решения данных заданий, так класс был подготовлен к восприятию нового материала.
Была установлена формула квадрата суммы двух выражений и учащиеся сами дали формулировку данной формуле. Было показано, как записать эту формулу с помощью условных знаков? Была показана геометрическая интерпретация этой формулы и обращено внимание, что алгебра тесно связана с геометрией (геометрическая интерпретация данной формулы). По такому же плану был рассмотрен вывод формулы квадрата разности двух выражений, где учащиеся сами сделали вывод. Затем рассмотрели первичное закрепление формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Задания были таковы: Выбор правильного ответа к выражениям и какие ошибки были допущены в примерах? Упрощение выражений и так далее.
Основное внимание на уроке уделила объяснению нового материала и закреплению. Используя таблицы, учебник, слайды ММ-презентации, я сумела при минимальной затрате времени объяснить новый материал, вовлечь учащихся в процесс изучения и привести их к правильному выводу. При закреплении нового материала шла от более простого к более сложному, при этом учила писать детей осмысленно, доказывая, рассуждая. Решение заданий на закрепление, как со слайдов, так и по учебнику способствовало развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности учащихся. Учитывая реальные возможности учащихся, давала задания, чтобы заинтересовать весь класс. Учащиеся в ходе решения заданий активно высказывали свои ответы, обсуждали правильное решение и делали самостоятельно выводы. Таким образом, урок был построен так, что дети самостоятельно делали все выводы.
Какими же средствами и методами решалась каждая цель?
-Учебная цель: сначала дети повторили все необходимые знания, а затем были выведены формулы квадрата суммы и разности двух выражений, которыми и воспользовались при решении примеров. Учащиеся сами делали выводы и формулировки формул.
-Развивающая цель: детям давались такие задания, которые содействовали развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о формулах и понимание их применения, используя как условные обозначения для формул, так и геометрической интерпретации.
-Воспитательная цель: расширение знаний предусмотрено с помощью специально подобранных заданий, которые способствовали познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога. Рассмотрение различных способов решения заданий формируют навыки умственного труда.
При решении заданий ребята самостоятельно выбирали методы решения задач, тем самым у ребят развивалась творческая сторона мышления. На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации урока чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности, принцип выбора, принцип веры, успеха, доверия и поддержки.
Я считаю, что у детей сформировался уровень готовности к творческому применению знаний, то есть понял, запомнил, воспроизвёл, научился переносить их в новые условия. План урока был выполнен, цель урока достигнута. К такому выводу пришли сами дети. В том числе показала рефлексия.
На уроке были соблюдены основные психологические и гигиенические требования (оформление класса, физпауза), использовались средства наглядности-ММ презентация.
Предложенное домашнее задание было оптимальным по содержанию, дифференцированным, творческим.
Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале урока и в конце урока. На уроке присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.
Урок удался, так как мною созданы условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие мыслительной и познавательной деятельности учащихся.