Методический материал по теме Задачная форма организации учебной деятельности
Соколова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа №15»
города Нефтеюганска ХМАО-Югры
«Задачная форма организации учебной деятельности»
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос волновал многих, особенно учителей будущих первоклассников. Прежде всего, необходимо измениться самому учителю.
В чем измениться? – этот вопрос задавал себе каждый. Ответить на него сложно, особенно, на мой взгляд, учителям, которые проработали 20 и более лет в школе. Но если есть желание работать по-новому, то это реально.
Так в чем должен измениться учитель? Во-первых, необходимо понимать и осмысливать новые цели образования, во-вторых, ориентироваться на учебный процесс, который направлен на достижение новых образовательных результатов, т.е. универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Но здесь возникает ряд вопросов:
- Как построить урок, формирующий УУД?
- Какие педагогические технологии выбрать для формирования УУД?
- Какие выбрать методы оценивания УУД?
Мы должны понимать, что наша задача, так организовать учебный процесс на уроке, чтобы изучение конкретной темы, освоение конкретного предметного действия было направлено на формирование УУД. По мнению Александра Григорьевича Асмолова, «формирование УУД обеспечивает школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию». И тогда результатом нашей педагогической деятельности станет ученик, умеющий учиться.
Одной из технологий, использование которой позволит выстраивать новое содержание образования, является задачная форма организации учебной деятельности. В условиях данной технологии появляется возможность создавать учебные ситуации, организовывать деятельность школьников на достижение новых образовательных результатов. Решение этой задачи способствует поиску новых подходов в деятельности учителя по формированию УУД.
Отсюда наша цель: конструирование учебного процесса на основе задачной формы организации учебной деятельности
Задачную форму организации учебной деятельности мы понимаем как специальную организацию освоения способов деятельности на основе процессов рефлексии и понимания в ситуации разрыва средств деятельности.
На первом этапе актуализируются опорные знания детей через создание ситуации успеха. На втором этапе, применяя опорные знания в новых условиях, обучающиеся попадают в ситуацию «разрыва». И для выхода из этой ситуации дети вынуждены начать проектирование нового способа, проверяя его на практике и делая выводы.
Апробируя данную технологию, была разработана логико-смысловая модель урока в задачной форме организации учебной деятельности. Смысл модели в том, что на каждом этапе урока (вы видите их в первом столбце по вертикали) вычленены способности. Чтобы каждая из этих способностей развивалась необходимо формирование определенных УУД.
Например, на этапе актуализации, для развития способности «вычленять известный способ деятельности» включаются в работу познавательные УУД, а именно, обучающиеся должны понять информацию, например, по схеме или чертежу. Далее регулятивные УУД – дети должны осуществлять само- и взаимопроверку работы, коммуникативные УУД, т.е. обучающиеся должны вступать в диалог со сверстниками и со взрослыми. Вся эта работа способствует формированию личностных универсальных действий.
В таком плане выстроен каждый этап урока.
Как разворачивается задачная форма организации учебной деятельности, я представлю на примере урока математики по теме «Измерение. Мерка. Метка». Перед учащимися поставлена задача: открыть способ измерения и воспроизведения величины и описать способ в модели. Для постановки и решения учебной задачи школьникам предлагается работа в двух ситуациях: с одинаковыми сосудами и разными. Итак, первая ситуация: на столах каждой группы обучающихся 2 одинаковых по форме сосуда: с водой и пустой. Задача обучающихся налить в пустой сосуд столько же воды, сколько её в первом. Но есть условие, которое должны учесть дети, работая в группах: нельзя сосуды перемещать. Как это сделать? Дети выдвигают свои гипотезы и проверяют их на практике. Для этого они применяют различные предметы-помощники. Пытаются измерить нитью, карандашом, тесьмой, воспользоваться сосудом меньшего объема. В конечном итоге детям удаётся решить поставленную задачу. Так, через создание мотивации и ситуации успеха происходит принятие учебной задачи. Затем я меняю условие, изменяя формы сосудов. Во второй ситуации учащиеся вновь пытаются выполнить поставленное задание, используя прошлой опыт, но найденный способ не срабатывает. Это задача-ловушка, следствием обращения к которой является прекращение деятельности, выход в рефлексивную позицию. У детей возникает необходимость конструирования нового способа решения задачи. Опытным путем они убеждаются, в том, что, только, применяя один и тот же посредник, можно получить правильный ответ. Далее ученики описывают свои способы в виде графической модели и доказывают, что именно их способ и модель верные.
В представленном мною примере хорошо просматривается, каким образом формируются универсальные учебные действия. Через сравнение величин, описание и использование знаково-символических средств (формулы, чертежи) идет освоение познавательных УУД. В свою очередь, формулируя собственное мнение, строя отношение к мнению других, работая в группе, учащиеся осваивают коммуникативные УУД. В процессе постановки и удерживания учебной задачи, планирования ее реализации, контроле и оценке своих действий и действий других, формируются регулятивные УУД.
В представленном мною примере хорошо просматривается, каким образом формируются универсальные учебные действия. Через сравнение величин, описание и использование знаково-символических средств (формулы, чертежи) идет освоение познавательных УУД. В свою очередь, формулируя собственное мнение, строя отношение к мнению других, работая в группе, учащиеся осваивают коммуникативные УУД. В процессе постановки и удерживания учебной задачи, планирования ее реализации, контроле и оценке своих действий и действий других, формируются регулятивные УУД.
Рисунок 415