Урока по теме «История коми-пермяцкого алфавита»
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №2» г. Кудымкара
Методическая разработка урока по предмету «Культура края»
Тема «История развития коми-пермяцкого алфавита от истоков до современности»
Составитель:Зубова Н. И., преподаватель литературы и культуры края, первой квалификационной категории.
2014
Содержание.
TOC \o "1-3" \h \z Пояснительная записка.3-5План урока.6-10
Литература и источники.11
Приложение.12-15 Образцы алфавитов коми-пермяцкого языка разных периодов.
Ксерокопии материалов из энциклопедических изданий.
Изготовленные учащимися логотипы. Рефлексия.
Реферат«Проблемы развития коми-пермяцкого алфавита»
Пояснительная записка.Цель предмета «Культура края» - формирование ценностно - смыслового отношения учащихся к малой родине на основе привлечения краеведческого материала по вопросам истории и культуры народа.
Тема урока «История развития коми-пермяцкого алфавита от истоков до современности» изучается во II разделе программы, предусматривающем расширение представлений учащихся о развитии коми-пермяцкого языкознания.
Урок построен в режиме КИМ по технологии «Саморазвитие человека» авторской школы К. Я. Вазиной. Основная функция преподавателя на данном уроке - координирующая, состоящая в организации развивающего пространства. Структура построена на основе: цель - действия - средства - результат. Организационная структура урока - микрогруппы по 5-6 человек.
Были спроектированы действия, состоящие из нескольких этапов.
I Первичное осмысление проблемы, создание целевого пространства,
а) работа с опорным словом - «шыпас - это...», ассоциации учащихся, вызванные этим словом;
б)словарная работа: алфавит, развитие;
в)проектирование целей урока учащимися, их коррекция преподавателем.
Данный этап способствует постановке каждым учащимся собственной цели на уроке, увеличивает эффективность восприятия второго этапа урока.
Создание поискового пространства. Он решает предметную и развивающие цели урока.
Включает в себя:
а)построение древа слова «развитие» (по толковым словарям русского языка).
б)работа в микрогруппах по алгоритму, карточкам, ксерокопированным источникам информации.
в)обсуждение поставленной проблемы в микрогруппах, выроботка выводного знания по заданию.
г)устное выступление.
Самоконтроль учащимися полученных знаний.
Включает в себя проведение теста по изученной теме, способствует определению учащимся уровня полученных на уроке знаний.
IV Выход на новую проблему.
В какой форме знания, полученные на уроке, можно использовать в выбранной вами профессии?
Словарнаяработа: «логотип»
Оформление логотипа и его защита.
Этот этап урока предусматривает применение учащимися усвоенных знаний на практике, умение использовать их в дальнейшей трудовой деятельности, что повышает мотивацию учащихся в изучении предмета.
К каждому этапу урока были подобраны средства достижения поставленных целей.
Построение древа слова развивает мыследеятельность учащихся.
Алгоритмы координирует действия учащихся, указывает на их последовательность, нацеливают на выполнение конкретного задания.
Работа по карточкам преследует цель - индивидуальный подход к наиболее способным учащимся.
Тест для самоконтроля знаний способствует определению учащимися уровня полученных знаний.
Оформление логотипа, его защита направлены на определение учащимися роли полученных знаний в изучении профессии, показывают умения использовать знания на практике.
Выводное знание по уроку систематизирует полученную информацию, указывает на уровень освоения изучаемой темы на уроке.
Рефлексия способствует осознанию учащимися совместной и индивидуальной работы, и их удач и затруднений на уроке.
Данный урок воспитывает интерес к истории родного края, желание знать культуру своего народа и использовать знания в профессиональной деятельности.
План урока.
Тема: История развития коми-пермяцкого алфавита от истоков до современности.
Цель урока: Показать красоту, развитие и самодостаточность родного языка как одной из важных частей культуры коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Мировоззренческая: осознать, что коми-пермяцкий язык самодостаточный, развивающийся, имеющий свою историю.
Предметные: уяснить этапы развития алфавита, понять особенности алфавитов разных периодов
Развивающие: развивать умение работать со справочной литературой: выделять главное в тексте, обобщать; слушать других, осмысливать услышанное; умение использовать изученный материал при выполнении практических заданий и систематизировать полученную информацию, выражать свое отношение к ней в рефлексии своей деятельности на уроке.
Ход урока.Сообщениетемы урока.
первичное осмысление темы.
словарная работа над опорными словами: алфавит, история, развитие.
Какие ассоциации вызывает слова «шыпас» (шелест травы, шум ветра, шум спелых колосьев пшеницы, название экспоната в музее).
Шыпас - обозначение знаком звука, буква.
Шыпассэз - буквы, алфавит.
Проектирование целей урока учащимися, их коррекция.
Создание поискового пространства.
Построение древа слова «развитие» (работа со словарями Ожегова).
Работа в микрогруппах по заданному алгоритму.
а) ознакомиться с источниками;
б) выделить главное;
в)обсудить в группе
г)представить аудитории выполнение задания.
д)продиктовать аудитории выводные знания по выполненному заданию.
Задание по группам
1 дать характеристику азбуке « Анбур»
определитьспецифику молодцовского алфавита
охарактеризоватьлатинизированный алфавит.
Датькраткую характеристику современному коми-пермяцкому алфавиту.
Индивидуальная работа с учащимися с использованием карточек - заданий.
Карточка 1.
Составить устное сообщение на тему «Страницы жизни Стефана Пермского».
Карточка 2.
Составить связный рассказ на тему «Очерк жизни и творчества Василия Молодцова».
Карточка 3.
Дать характеристику процессу латинизации языков в 30-ые годы XX века.
Карточка 4.
Сделать перевод текста с латинизированного на современный алфавит, прочитать выразительно стихотворение. М. П. Лихачева «Товся рыт». (Перевод стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер")
Обсуждение поставленной проблемы в микрогруппах, выработка выводного знания.
Устные выступления учащихся каждой микрогруппы на заданную тему.
Выступления по карточкам. Запись в тетрадях выводных знаний.
III. Проведение теста для самопроверки.
Назовите автора - составителя древнекоми азбуки.
а)М. П. Лихачев
б)Стефан Пермский
в)другое лицо
Сколько букв в азбуке «Анбур»?
а)26
б)15
в)35
На какой графической основе был составлен алфавит Николая Рогова во П-й половине XIX века?
а) русской графической основе б) старославянской графической основе
Назовите годы, когда коми-пермяцкие издания печатались на молодцовском алфавите?
а)1870-1901
б)1937-1940
в)1921-1932
Годы, когдакоми-пермяцкие издания печатались на латинизированном алфавите, это...
а)1932-1938
б)1905-1909в)1938-1951
Назовите год составления современного коми-пермяцкого алфавита?
а)1960
б) 1938
в)1860
Сколько букв в современном коми-пермяцком алфавите?
а)28
б)23
в)35
Учитывая историю развития коми-пермяцкого алфавита, расположите в порядке развития:
а)молодцовский алфовитб)«Анбур»
в)на русской графической основе
г)на латинизированной графической основе
(б, а, г, в)
IV. Выход на новую проблему.
Словарная работа: логотип (объяснение, знакомство с образцами логотипов современной промышленности).
Оформление личного логотипа учащимся и его защита.
II Оформление выводных знаний в тетрадях (самостоятельно, с последующим сообщением)
Коми-пермяцкий алфавит имеет свою историю.
В XIV веке появилась древнекоми азбука «Анбур». Составитель Стефан Пермский.
Азбука состоит из 26 букв (нет ц, ф, х, щ, но есть дз, тш, дж).
Во II половине XIX века Николай Рогов выпустил грамматику коми- пермяцкого языка, пользуясь трудами ученых, которые писали для коми- зырян. Графическая основа - русская.
С 1920 по 1932 годы все коми-пермяцкие издания печатались на молодцовском алфавите.
В 30-ые годы XX века в стране происходил перевод алфавитов разных народов на латинскую графическую основу оформления.
С 1932 по 1938 годы все коми-пермяцкие издания печатались латинизированным алфавитом.
С 7 августа 1938 года коми-пермяцкие издания печатаются на алфавите, который содержит полностью русскую азбуку с добавлением двух букв.
Культура коми-пермяцкого народа, в том числе и письменность, развивалась на протяжении многих веков. Коми-пермяцкий язык развивающийся, самодостаточный.
VII. Рефлексивное пространство.
Покажите значимость информации для вас хлопками (интересная, нужная - 3 хлопка, нужная - 2, не очень нужная - 1 хлопок).
На обратной стороне логотипа ответить письменно на вопрос: «Какой вклад внес я проведение урока?» Поставить своей деятельности оценку.
Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание. Написать рецензию на реферат по теме «Проблемы развития коми-пермяцкого алфавита». (Приложение 4).
Тема урока : «Кто виноват в гибели Катерины?» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
- выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
- учить проводить исследовательскую работу по тексту.
- учить высказывать свое мнение.
Форма урока : диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стихи А.Дементьева и П.Вегина.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Организация группы к работе, отметить отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
(И.С.Тургенев)
Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.
- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством , смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.
3. Реализация домашнего задания.
Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.
1) Задания : «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)
Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него
2) Вопрос домашнего задания : Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)
4. Новый материал.
1) Черты характера Катерины.
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера.
-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
-«завяла, как цветок»
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие - грубость и брань
Честность , непосредственность – обман
Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен .И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит ,Душа не хочет перемен.
Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)
«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.
В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом , где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.
Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)
- Кого полюбила Катерина?
- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?
- Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины , ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.
Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.
(Чтение по ролям)
-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)- Как ведет себя Тихон перед отъездом?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует , чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что , исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Чтение монолога.( читает учащийся)
- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»
Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.
Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
3) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)
- Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини.
- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.
Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев , «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах , умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)
- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?
( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)
- Чем объясняется раскаяние Катерины?
( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)- могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)
(Чтение отрывка)
Звучит романс «А на последок я скажу»
Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства».
- Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.
-Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
- Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»
Ты разрушаешь очаг.
Синий огонь кипит
В отчаянных очах.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.
-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)
5. Работа по учебник (Резерв)
Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа
« Исполнительницы ролей Катерины»
1- Косицкая2-Федотова
3-Стрепетова
4-Ермолова
5-Тарасова
6-Козырева
Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?
Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?
6.Критики о пьесе.
«Что тут должен делать критик?»
Сообщение учащегося
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы
- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы»
- Катерина – это «полоумная мечтательница
-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую
- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
Аполлон Григорьев
- увидел в Катерине поэзию народной жизни
- Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
7.Закрепление.
Тестовое задание.
8. Итог урока.
Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)
Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока
Выставить оценки.
Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Звучит романс «Любовь - волшебная страна»
9. Д/зСоставить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)