Воспитательное занятие по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством Золотая хохлома
Воспитательное занятие по знакомству детей
с народным декоративно-прикладным искусством
"Золотая хохлома"
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
расширение знаний детей о народном творчестве.
Коррекционно-развивающие:
расширение и активизация словарного запаса по теме;
формирование представлений об основных элементах и цвете хохломской росписи;
развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, активизация мыслительной деятельности;
развитие умения понимать инструкцию и отвечать на вопросы.
Коррекционно-воспитательная:
развитие эстетического восприятия;
воспитание усидчивости, стремления к достижению результата.
Оборудование:
мультфильм «Мы живём в России»(1мин 38с);
фильм «Золотая хохлома»(4мин 15 сек);
набор предметов с росписью «Хохлома»;
дидактические игры «Составь узор», «Краски Хохломы»;
дидактический материал (разрезные картинки, силуэты хохломской посуды на каждого ребёнка);
запись русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход занятия
1. Организационный этап (4 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Мы начнём путешествие по нашей огромной стране, где живёт талантливый народ, который на заводах, фабриках, мастерских изготовляет вещи необходимые для жизни. Они прочные, практичные. В России есть города, которые делают определённые вещи и ими славятся на всю страну.
Чтобы узнать тему занятия я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Мы живём в России»(1мин 38с)
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия. Воспитатель переодевается в русский сарафан и открывает накрытый скатертью стол с хохломскими изделиями.
2. Основной этап (24 мин)
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Какие цвета использовал художник? (Ответы детей)
Да, есть красный, чёрный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие элементы художники включают в свои узоры? (Предполагаемые ответы детей.) В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы, но чаще всего встречается элемент «травка».
А у вас дома есть изделия с такими узорами?
А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
– Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Продолжение фильма
О том с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них …Разное сказывают старики .Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.
Продолжение фильма
Посуду деревянную вырезал.
Продолжение фильма
Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.
Продолжение фильма
Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.
Продолжение фильма
Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой. Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела.
Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намёк , добрым молодцам урок. Не из сказки ли появилась эта удивительная красота.
А как же было на самом деле? Посмотрим фильм «Золотая хохлома»(4мин 15 сек)
Продолжение фильма
– Ребята, скажите, пожалуйста,
если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная)
если посуда расписана яркими красками, она какая? (яркая, золотая, расписная)
если посуду дарят на праздник, она какая? (праздничная, нарядная, красивая)
если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая? (радостная, удивительная, сказочная)
– А вы, хотите попробовать составить чудо-узор?
А сейчас вновь задание для вас! Карандаши в руки вы возьмите, посмотрите, покажите – основные цвета Хохломы.
Дидактическая «Краски Хохломы»
(детям необходимо выбрать и показать карандаши красного, чёрного и золотого цветов)
– А теперь покажите, на каких фонах, каким цветом можно рисовать.
На красном фоне рисуют жёлтым, чёрным, зелёным. На чёрном – красным, жёлтым, зелёным. На жёлтом – чёрным, красным, зелёным).– А у меня для вас ещё сказка припасена. Слушайте и смотрите.
Продолжение фильма. Сказка.
Жила-была девочка, которая очень любила рисовать. Как-то мама подарила ей ТАРЕЛОЧКУ деревянную. Решила девочка тарелочку сделать красивой и нарядной, только вот узор придумать никак не могла.
Продолжение фильма
Вдруг упал на тарелочку солнечный лучик, и стала тарелочка серебрянной. Подмигнул он девочке и побежал по дорожке. Девочке показалось, что солнечный лучик позвал её поиграть, она взяла ложечку и побежала следом за ним.
Продолжение фильма
Дорожка была не простая, извилистая и на тарелочке появилась волнистая линия «криуль».
Продолжение фильма
А тем временем солнечный лучик весело запрыгал по травке. Глянула девочка на ложечку, а там – «травка» зазеленела.
Травушка-муравушка,Стелется, ложится,«Хохлома» травинками,«Травками» гордится.
Продолжение фильма
С листика на листик скачет солнечный лучик. Смотрит девочка, а на тарелке появился нежный трилистник.
Без листочка нет цветочка,Ягодки нет тоже,В «Хохломе» листок особыйНа всех не похожий.
Продолжение фильма
Задорно запрыгал по ягодкам солнечный лучик, и ложка заалела красными плодами:
Росписей на свете много,Только ягоды в одной.Там, «смородинки», «рябинки»Называем – «Хохломой».
И вдруг солнечный лучик пропал. Девочка взглянула на небо. По небу ползла большая туча. Неожиданно брызнули капельки дождя:
Продолжение фильма
С неба капелька упалаИ осталась на листе,А рисунок получилсяВ очень капельной красе.
Так волшебный солнечный лучик помог девочке расписать деревянную тарелочку.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, и мы попробуем поучиться народному мастерству, но эта работа требует крепкой руки и зоркого взгляда, усидчивости и желания.
Физкультминутка со зрительной гимнастикой:
А сейчас, а сейчасВсем гимнастика для глаз Дети становятся в круг без очков
Глазки крепко закрываем,Широко их открываем Зажмурить глазаШироко открыть глаза
Все умеем мы моргатьИ глазами рисовать Дети часто моргают глазами
Ветка влево изогнулась Вытянуть влево руку, посмотреть на кончики пальцев
И в колечко завернулась Рисовать круг рукой и глазами
Повернулась мило вправо Посмотреть вправо руку, посмотреть на кончики пальцев
Получился лист на славу Рисовать круг рукой и глазами
Рядом с листиком трёхпалым Присели на корточки
Земляника цветом алым Встали
Засияла, поднялась Руки поднять вверх, посмотреть на кончики пальцев
А трава как бахрома Руки опустить вниз, пошевелить пальчиками
Золотая Хохлома Руки раздвинули в стороны от груди
Посмотрите!Вот она! Удивительно бледна,Мастера скорей за дело,Украшай посуду смело,Составляйте так узор,Чтобы радовал он взор!Не забудьте про листок, цветокИ красивый лепесток!
Продолжение фильма
Дети выбирают плоскостные силуэты посуды (туесок, доска, блюдо, ваза, миска, ендова) , садятся за столы и выполняют работу, индивидуально оречевляя свою деятельность (звучит музыка).
– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!
Сувениры из РоссииСлавят испокон веков,Чудо-руки золотыеСлавных русских мастеров!
Дети исполняют частушки:
Хохлома, да ХохломаРазукрашу все дома,А потом и улицу,Петуха и курицу! Бабка деда до обедаЗаставляла рисовать,Ведь в красивую посудуЩи приятней наливать!
Я вчера такое виделНе расскажешь никому,Сидит заяц на берёзеИ рисует Хохлому! Надою я молокаИ налью котёнку,Разрисую ХохломойМилую Бурёнку!
Какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»
Наше занятие подошло к завершению. Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома».
Список литературы:
В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.
Дидактическая игра «Найди нужный элемент росписи».
Цель игры: закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции. Ход игры. Перед детьми лежит одна из картин народно-прикладных промыслов (например "Дымковские игрушки") и карточки со всеми элементами данного промысла. Детям необходимо выбрать только те карточки с элементами росписи, которые присутствуют на данной картине. Можно дать каждому ребёнку по одной картине народных промыслов и карточки с элементами данного промысла. Предложить детям быстрее всех найти все элементы своей картины.
Отгадаете мою загадку:
Все листочки, как листочки,Здесь же каждый золотой!Красоту такую людиНазывают … («Хохломой»)