Выставка для родителей 17 февраля — день коми-пермяцкого языка
Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах.
Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка
и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы. В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %. По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%.
Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски. В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).-671830260985
Коми промысловый календарь
Практически всем жителям нашего края известно замысловатое кольцо, ставшее популярным в последнее время. Однако что это такое и что же на нем изображено, знают немногие. В этой статье мы исправим такое положение дел.
В конце XIX века в деревне Маскаль Кочевского района Пермского края обнаружили бронзовое плоское кольцо, представляющее собой древний коми-пермяцкий календарь.
Откуда это?
Коми промысловый календарь – случайная находка в селе Сторожевск (Корткеросский район). Артефакт был найден на берегу реки Вычегды в 1975 году Латкиным Н.А. – обычным жителем, а не историком-энтузиастом, как зачастую считается. Плоское бронзовое кольцо было передано археологу Климу Королеву для изучения. Датировали находку концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.
Сыктывкарский этнограф Николай Конаков по зооморфным изображениям, насечкам и круглым знакам (которые он счел солярными) интерпретировал находку как древний коми календарь. Основная масса ученых с подобной интерпретацией согласилась, и сегодня бронзовое кольцо принято называть коми промысловым календарем охотника.
Откуда это?
Коми промысловый календарь – случайная находка в селе Сторожевск (Корткеросский район). Артефакт был найден на берегу реки Вычегды в 1975 году Латкиным Н.А. – обычным жителем, а не историком-энтузиастом, как зачастую считается. Плоское бронзовое кольцо было передано археологу Климу Королеву для изучения. Датировали находку концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.
Сыктывкарский этнограф Николай Конаков по зооморфным изображениям, насечкам и круглым знакам (которые он счел солярными) интерпретировал находку как древний коми календарь. Основная масса ученых с подобной интерпретацией согласилась, и сегодня бронзовое кольцо принято называть коми промысловым календарем охотника.
И что все это значит?
И все же, как можно отсчитывать дни по этому календарю и как ориентироваться во времени? Обычным современным людям, оторванным от природы, было бы сложно расшифровать значения, поэтому свою трактовку нам дали ученые.
Девять промысловых животных соответствуют девяти месяцам древних коми. Дни отсчитываются на календаре против движения часовой стрелки, а отчет велся по кругу на внешней стороне.
Новый год отсчитывали с 21 марта (дата весеннего равноденствия).
Расшифровка месяцев с изображениями зверей-символов:
Первый месяц - «месяц медведя» - с 22 марта по 27 апреля.
Второй - «месяц оленя» - с 28 апреля по 2 июня.
Третий - «месяц горностая» - с 3 июня по 4 июля.
Четвёртый - «месяц росомахи» - с 5 июля по 9 августа.
Пятый - «месяц лося» - с 10 августа по 4 октября.
День осеннего равноденствия (23 сентября) обозначен небольшой солнцевидная зарубка вблизи морды лося
Шестой месяц - «месяц выдры» - продолжался с 05 октября по 19 декабря.
Седьмой - «месяц лисицы» - с 20 декабря по 24 января.
На хвосте лисы можно увидеть засечку, которая обозначает день зимнего солнцестояния.
Хозяйка восьмого месяца - белка - с 25 января по 21 февраля.
Зверем девятого месяца была куница. Её время с 22 февраля по 21 марта.
Коми промысловый календарь помимо отсчета времени имел еще одну важную функцию. Он напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. Так, если охотник вышел на промысел в начале апреля, то ему строжайше запрещалось бить «хозяина месяца» - горностая, ведь именно в это время в северном ареале самки горностая рожают и начинают выкармливать своих детенышей.
Вот так календарь не только указывал на конкретный день года, но и поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой.
В Сыктывкаре установили бронзовый промысловый календарь древних коми