Публикация Педагогические условия воспитания и развития художественного вкуса младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством


Гусаркова Татьяна Алексеевна
Е-mail: gu1476@mail.ru Педагогические условия воспитания и развития художественного вкуса младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством
В настоящее время перед педагогами стоит задача создания условий обучения, направленных на развитие художественно-эстетических качеств личности младших школьников. Вопрос воспитания художественного вкуса, способность отличать прекрасное от безобразного становится особенно актуальным на современном этапе развития общества, характеризующимся влиянием средств массовой информации.
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учение. В учебной деятельности дети узнают законы окружающего мира и под ее влиянием складываются новые черты формирующейся личности. Актуальной становится проблема изучения путей формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности. Важно создать условия, которые помогают ребенку освоить целостную картину мира, правильно ориентироваться в ценностях и идеалах. Организуя художественно-эстетическую деятельность педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, целостное восприятие мира, что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Восприимчивость к эстетическому сугубо индивидуальна, так как формируется и развивается в соответствии с условиями и характером индивидуальной жизни. Хороший вкус не появляется у детей спонтанно, это всегда целенаправленная, систематическая работа родителей, воспитателей, учителей. Основы художественно-эстетического развития личности закладываются с раннего возраста, но ведущая роль отводится начальной школе, так как именно она должна создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса. Развитость проявлений эстетического познания никогда не является окончательно достигнутой, она совершенствуется в течении всей жизни человека. Школа является важным звеном в этом образовательном процессе. Приобщая к красоте искусства и действительности, образовательный процесс способствует развитию у ребенка творческого восприятия и учит умению вырабатывать потребности в формировании художественно-эстетического вкуса, развивает навыки оценки любого явления искусства и действительности. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в повседневной обстановке. В обиход детской жизни нужно вводить элементы эстетического оформления быта, то есть эстетизацию окружающей среды.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. В процессе общения с народным искусством происходит обогащение души человека, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанное народом эстетического отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает детям увидеть мир прекрасного, способствует развитию художественного вкуса. Народное искусство обладает нравственной, эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует выработке патриотических чувств. Народное искусство, по мнению К.Д.Ушинского, в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, поддерживает интерес к истории и культуре родного края.
Процесс эстетического развития включает в себя необходимость формирования художественно-эстетического вкуса в оценке природы. Красота природы, по мнению В.А.Сухомлинского, обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль. Задача педагога – помочь обратить внимание детей на явления, происходящие в природе, дать возможность каждому ребенку пережить чувство радостного удивления красотой природы, стать духовно богаче. Передача красоты природных явлений средствами декоративно-прикладного искусства, выражение отношения к прекрасному происходит благодаря овладению знаниями, умениями, навыками в области декоративно-прикладного искусства, художественно-эстетической потребности в творческой деятельности.Таким образом, выявлены педагогические условия эффективного решения задачи развития художественного вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
1. Ориентация процесса развития художественного вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности с опорой на индивидуальный опыт ребенка.
2. Включение в образовательный процесс творческих задач, организующих художественно-эстетическую деятельность младших школьников, направленных на развитие художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, выработку знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства. Данные задачи отражены в специально разработанной программе дополнительного образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Приоритетным направлением программы является развитие художественного вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Основным отличием программы является включение регионального компонента путем изучения Урало-Сибирской росписи.
3. Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности младшего школьника через создание эмоционально - комфортной атмосферы на уроках.
При соблюдении данных педагогических условий будет возможна целенаправленная и систематическая работа развития каждого ребенка на уроках декоративно-прикладным искусством, которая будет способствовать развитию художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы:
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – м.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2000.
2. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-208 с.
3. Соколов М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2009, - 231 с.
4. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. - 175 c.
Эстетика. Под ред. А.А. Радугина.– М., 1998.