Урок по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида «Работа над деформированными текстами»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
I
Организационный момент.
-Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.
Со звонком дети заходят в класс, встают рядом со своими партами.
Здороваются с гостями, садятся за парты.
II
Актуализация имеющихся знаний.
-Откройте свои тетради, запиши число.
-Ребята, нам пришли письма, но я не смогла сама их прочитать. Предложения рассыпались. Вы умеете составлять текст из предложений?
-Тогда попробуйте сами прочитать письма, может там что-то важное?
-От кого же это письмо? Кто догадался?
-Что же пишет нам Снегурочка? Кто прочитает?
-Снегурочка просит нас о помощи. Мы поможем ей?
- Мы отправимся с вами в воображаемое путешествие, и поможем Снегурочке, выполняя задания на уроке. Хорошо?
- Но сначала, давайте закончим с письмом. Посмотрите внимательно, там еще и буквы некоторые потерялись. Давайте вспомним правила и попробуем вставить потерявшиеся буквы.
-Молодцы, а теперь запишите в свои тетради эти слова, не забудьте подчеркнуть вставленные буквы и записать в скобках проверочные слова.
- Ну, что ребята, Снегурочка просит нас о помощи, мы поможем ей?
-Тогда нам нужно отправляться в путь, искать замок Снежной Королевы, вызволять Снегурочку из беды.
записывают
Да
Составляют текст из предложений.
От Снегурочки.
Один ученик читает письмо.
да
да
Беда – пропущена безударная гласная «е» (беды)
Праздник – пропущена буква «д», это словарное слово.
Снегурочка – пропущена безударная гласная «е» (снег)
Записывают
да
Конверты с письмами лежат на партах.
Текст письма.
Дорогие ребята! Я попала в б..ду! Снежная Королева увела меня в свой замок . Я не смогу придти к вам на праз..ник. Помогите мне! Сн..гурочка.
Учитель записывает на доске.
III
Основная часть урока.
.
- Посмотрите, на нашем пути преграда из елочек. А елочки то непростые, на них что-то есть! Как вы думаете, что там?
-Наверное, их оставила Снежная Королева для нас. Давайте попробуем справиться с заданиями. ЗАДАНИЕ 1
Вспомните стихотворение о зиме, расскажите его.
- Ребята, вы знаете стихотворение о зиме?
-Как оно называется?
- Кто выйдет к доске и расскажет его?
- Ну, с первым заданием мы справились. Давайте теперь посмотрим, что там во втором задании.
ЗАДАНИЕ 2
Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Запишите его.
- Я думаю, с этим заданием вы все тоже справитесь без труда. У вас на партах есть конверты с заданием 2. Вставляйте пропущенные слова в текст стихотворения и записывайте его в тетради.
- Молодцы, и с этим заданием справились! Давайте скорее выполним следующее задание.
ЗАДАНИЕ 3
Отгадайте загадку.
Что за зверь зимой холодной,Ходит по лесу голодный?
Посмотрите внимательно вокруг, найдите волка и выполните его задание.
Задания
да
Декабрь.
Ярослава рассказывает стихотворение.
Записывают в тетради стихотворение.
Это волк.
К доске выходит мальчик в маске волка: «Я хоть и голодный, но добрый волк, я помогу вам найти дорогу к замку Снежной королевы. Вставайте и повторяйте за мной.»
Мальчик проводит физминутку.
Учитель подходит к елке и снимает фигурку с цифрой 1.
Стихотворение «Декабрь».
У декабря полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он провожает старый год
И Новый год встречает!
Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
Задания на партах у учащихся.
Вариант1.
Стихотворение «Декабрь».
У _________ полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый ____ встречает!
Он должен _____ нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На _________ новогодний!
Вариант2.
У _________ полно забот –
Как все успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый ____ встречает!
Физминутка.
К зимней мы полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.
-Ребята, давайте поблагодарим волка, посмотрите, он помог нам прийти к замку.
-Вот мы и добрались до замка Снежной Королевы. Но как же нам попасть внутрь? Двери то закрыты. Может, мы попробуем описать его, и двери откроются?
Учитель показывает план описания замка. По этому плану дети под руководством учителя составляют устный рассказ – описание замка. Учитель обращает внимание детей на таблицу со словами-помощниками.
- Что означает знак вопроса на схеме?
- Что перед нами?
Смотрят на следующую картинку, составляют предложение-ответ.
- Его величина.
- Из какого материала сделан?
- Из каких частей состоит?
- Какой он формы?
- Какого он цвета?
- Кто живет в замке?
- Очень хорошо. Давайте посмотрим, может двери откроются?
Учитель открывает дверцы.
- Ой, да тут задание от самой Снежной Королевы.
ЗАДАНИЕ 4
Выполните мое задание ,и я отпущу Снегурочку.
Вот вам карточки с заданиями.
- Ну что ж ребята, надо выполнить задание Снежной Королевы.
Учитель раздает детям карточки с индивидуальными заданиями.
В класс входит Снегурочка, благодарит ребят за спасение.
Благодарят, все садятся на места.
Соглашаются
Вопрос «Что это?»
Перед нами замок.
Он огромный, очень высокий.
Замок Снежной Королевы сделан из снега и льда.
Он снежный, ледяной.
Замок состоит из трех частей. Центральная башня, левое и правое крыло.
Центральная башня прямоугольная с прямоугольными окошками.
Левое крыло круглой формы с круглыми окнами. Правое крыло треугольной формы с треугольными окнами.
Замок разноцветный. Центральная часть желтого цвета. Левое крыло голубого цвета. Правое крыло оранжевого цвета.
В замке живет Снежная Королева.
Дети выполняют задание в тетрадях.
Смотри приложение1
Карточка 1
Раскрой скобки, запиши предложение.
Замок снежной королевы сделан из (снег) и (лед) .
Карточка 2
Составь из слов предложение.
Сделан королевы из льда снежной и снега замок.
Карточка 3
Составь из слов предложение, раскрой скобки.
Сделан королевы из (лед) снежной и (снег) замок.
IV
Домашнее задание.
- Дома вы выполните упражнение 31 на странице 87.
Учитель записывает на доску домашнее задание.
- Вам нужно расположить предложения по порядку и записать рассказ.
Записывают в дневники домашнее задание.
V
Итоги урока.
- Ребята, вы молодцы! Помогли Снегурочке выбраться из замка! Давайте вспомним, что же мы делали, чтоб спасти Снегурочку?
-Понравилось вам наше путешествие?
- И мне понравилось. Вы все молодцы я вами горжусь!
-А теперь приготовьте дневники, я поставлю вам оценки за урок.
- составляли предложения
-рассказывали стихотворение о зиме
- вставляли пропущенные буквы в слова
- вставляли пропущенные слова в предложения
- составляли рассказ о замке
-работали с индивидуальными карточками
Да
Открывают дневники
VI
Организационное окончание урока.
- Наше путешествие закончилось, а вместе с ним и урок. Всем спасибо! Готовьтесь к следующему уроку.
Раздаточный материал.
Дорогие ребята!
Я попала в б..ду!
Снежная Королева увела меня в свой замок.
Я не смогу придти к вам на праз..ник.
Помогите мне!
Сн..гурочка.
Стихотворение «Декабрь»
У _______ полно забот –
Как всё успеть – не знает!
Он _________ старый год
И Новый _____ встречает!
Он должен ______ нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На ________ новогодний!
Карточка 1
Раскрой скобки, запиши предложение.
Замок снежной королевы сделан из (снег) и (лед) .
Карточка 2
Составь из слов предложение. Запиши.
Сделан королевы из льда снежной и снега замок.
Карточка 3
Составь из слов предложение, раскрой скобки. Запиши.
Сделан королевы из (лед) снежной и (снег) замок.
Замок
Высокий
Огромный
Снежный
Ледяной
Башня
Центральная часть
Левое крыло
Правое крыло
Приложение1
Тема: Работа над деформированными текстами.
Цель: Развитие связной устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о деформированном тексте.
Актуализировать знания учащихся о правописании безударных гласных, непроверяемых гласных.
Учить составлять рассказ-описание.
Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
Развивать речь, память учащихся.
Осуществлять межпредметные связи.
Воспитывать в учащихся нравственные качества: доброта, участие.
Воспитывать в учащихся умение работать в коллективе сверстников.
Оборудование: рисунок замка Снежной Королевы, искусственные елочки с заданиями, маска волка, предложения для составления письма, схема для описания замка, таблица со словами-помощниками, индивидуальные карточки.
Словарь: Новый год, рассказ-описание, ледяной, снежный, праздник, центральная часть, левое крыло, правое крыло.
Тема: «Работа над деформированными текстами».
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Чикова Е.Л.