Экспедиция – одна из форм духовно — нравственного воспитания личности
одна из форм духовно - нравственного воспитания личности
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто - “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Я убеждена, что именно в образовательных учреждениях начинается подготовка высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Духовно-нравственные знания важны потому, что дают представление о последствиях нарушения норм для окружающих людей и среды.
По моему мнению, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как собственные взгляды и убеждения.
Чтобы добиться от учащихся глубокого осознанного поведения, я стараюсь организовать свою работу на уроках «природоведение» и «география». На уроках систематизирую и расширяю представления учащихся о своём крае, о родине, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия людей и природы. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся о заботливом отношении к природе, выбираю разнообразные формы и методы на своих уроках: экскурсии, экспедиции.
«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так сказал Л.Н.Толстой.
Тринадцать лет с учащимися гимназии, я участвую в межрегиональных экологических экспедициях школьников России.
Инициатором экспедиции выступает Межрегиональный клуб «Учитель года», Учительская газета, министерство образования, принимающая сторона и большая группа учителей естественных наук, бывших в разное время победителями региональных и участниками Всероссийских конкурсов «Учитель года».
Цель экспедиций – знакомство с историей и уникальной природой территории, где проходит экспедиция; духовно-нравственное воспитание, воспитание экологической культуры; раскрытие творческого потенциала личности в полевых условиях, овладение навыками здорового образа жизни, организация активного, интересного и общественно-полезного труда и отдыха детей.
Численность экспедиции бывает более 200 человек из 25 регионов страны и еще делегация из Болгарии.
Участники экспедиции живут в палатках, как, правило, расположенных в живописных местах. Жизнь лагеря проходит согласно распорядку дня, плану учебно-тренировочной, воспитательной, творческой и научно-исследовательской экологической работы. Каждый вечер в доверительной обстановке проводятся беседы у костра с детьми на темы: «Я познаю мир», «Наша планета Земля», «Экология человека», «Принципы гармоничного взаимодействия с природой», «Природная аптека». Награжденный даром понимать природу, искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее.
Во время экспедиции используются разнообразные формы деятельности, способствующие нравственному воспитанию: коллективная работа по организации туристического быта - заготовка дров, обустройство новых стоянок, приготовление еды; участие в природоохранных мероприятиях - уборка территории от антропогенных загрязнений, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в учебно-тренировочных занятиях экипажей, в организации и проведении творческих вечеров у костра, в научно-исследовательской работе.
В программу экспедиции включаются и другие образовательные программы экспедиции, способствующие воспитанию личности подростка.
Воспитанию чувства гражданственности, духовности, нравственности и патриотизма способствует расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры тех мест где мы бываем.
Помимо работы в исследовательских полевых мастерских участники экспедиции принимают участие в экскурсиях по достопримечательным местам, принимаемого региона, где изначально предусматриваются нравственные цели воспитания.
За многолетнее участие в Межрегиональных экспедициях участники экспедиции посетили монастыри, храмы в разных регионах нашей страны Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мужской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Находится он на Сельвицком острове [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в 10 км от города [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В Валдае посетили единственный в России музей колоколов. С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов. Когда звучала колокольная музыка – лица ребят светлели. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале. Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье.
Собор Святой Софии главный православный храм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], созданный в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], построенным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Новгородский Кремль - святыня земли Русской, заложенный князем Ярославом, он является древнейшим в России кремлем. Он расположен в самом центре Великого Новгорода, на левом берегу Волхова.
Астраханский кремль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выстроенная там, куда в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] перенёс захваченный им город. Располагается на острове, омываемом водами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Кутума, Царева и ерика Казачий.
В горах Карачаево-Черкесии посетили место, где несколько лет назад было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа. Наскальное изображение Спасителя является одним из главных мест паломничества православных в Карачаево-Черкесии..
Откуда появилось наскальное изображение здесь, в глухих и лесистых горах Западного Кавказа? Какой иконописец и с какой целью нарисовал его на скальной стене? Ответы на эти вопросы ищут в истории древнего города, некогда существовавшего в долине реки Большой Зеленчук, раскинувшейся внизу под нами.
Храм Христа Спасителя главный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], построенный по проекту архитектора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Рассчитан на 3000 человек. Высота до креста достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Михайловский собор в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] один из соборных х [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в честь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Высота собора 67 метров.. Расположен на самой высокой точке города, на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Современное здание собора завершено строительством в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (прежнее разрушено в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Спасский собор в Пятигорске – это высокий пятиглавый собор в русско-византийском стиле, здание которого сооружено в виде куба из машукского камня. Фасады этого крестовидного храма разделены на три пряслины, которые символизируют Святую Троицу. В стенах храма находятся узкие окна-бойницы.
Летом 2014 года участники экспедиции посетили Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет.
На протяжении всех экспедиций ребята с удовольствием посещали Святые места нашей Родины. Именно в таких местах есть возможность проявиться духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру.
Бывает, что самостоятельно посещаю интересные места. Посетив Ханты – Мансийск с помощью цифрового оборудования привожу наглядный материал для уроков с целью духовно – нравственного воспитания. Ханты Мансийский храм Воскресения Христова посвящён самому главному христианскому празднику Воскресению Христа. Скульптура семьи мамонтов в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] появилась в сентябре 2007 года. К празднованию Дня города установлены отлитые из бронзы семь фигур мамонтов общим весом в 70 тонн. Самая маленькая фигура мамонтенок высотой 3 метра. Она стала началом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - парка скульптур плейстоценовых животных и палеолитических людей (автор Ковальчук А. Н.). Своими глазами увидела жилье хантов – чумы. Чум конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Чум - форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Более интересным получается рассказ, когда об этом знаешь не понаслышке, а самой приходилось видеть, находиться рядом. Знание своей Родины изначально предусматривает нравственные цели воспитания.
В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, о русских людях. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания? Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретёт, наконец, лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни.
Я школьный учитель географии. Я верю в то, что я делаю.
Заголовок 1Заголовок 315