Статья Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Краеведение – одна из форм духовно – нравственного
воспитания детей дошкольного возраста»
( воспитатель Карташова Наталья Викторовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 город Курск)
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?
Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, о чем мечтают? Что значит для них Родина, родной край? С чего начинается Родина для малыша? Понимают ли они, что Родину, как мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а Родина одна – единственная?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
"Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы" учитывает региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников, одним из которых является духовно-нравственное воспитание. Сложившаяся в настоящее время в Курской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.
Знакомя воспитанников с родным краем, я стремлюсь, чтобы каждый
ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Свою «малую Родину» надо уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Что же такое краеведение?
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это -наследство, которое оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов и отцов, это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
Занятия краеведением раскрывает новые возможности связи родного города с Родиной. Также оно является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа.
А еще духовными ценностями являются для всех народов - это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.
Так в этом году мной создан и реализован проект, который я назвала «Край Соловьиный близкий и родной».
Заключительным этапом проекта стала интеллектуальная игра «Курские умники и умницы». Дети показали свои знания и умения. Совместная работа с родителями ведется постоянно. Родители делают поделки с детьми дома. Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводится сотрудничеству с родителями, одной из важных задач которого является повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Все чаще вовлекаем родителей в воспитательно — образовательный процесс, стараясь разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: к памятникам и достопримечательным местам родного города, целевые экскурсии-прогулки на природу. В результате проведенной работы по краеведению, были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитию музыкальных способностей детей. Они больше узнали о родном краем, о предметах народного быта, об обычаях и традициях русского народа. Дошкольники с интересом посещали кружок, проявляли творческую активность , стали дружнее, добрее, выдержаннее.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций.
В дальнейшем, мы буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее. Приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение — одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
Список литературы:
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое, 1973г.
Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2008г.
Матова, В. Н. Краеведение в детском саду. ООО «Издательство «Детство – Пресс, 2013г.
Проект «Край Соловьиный близкий и родной».
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями. (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.)
Цель: Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к истории родного края, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Актуальность проекта.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности ДОУ уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Имеет место знакомство детей с храмовой культурой в частности с иконописью и святынями, архитектурой храма.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего края.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагога:
- совершенствование компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: сентябрь - апрель.
Вид проекта: практико-ориентированный
Этапы проекта:
1 этап – разработка проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме.
2 этап - основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
этап-заключительный. Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Методы реализации проекта.
Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;- экскурсии, целевые прогулки.
- наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
Словесно-образный метод:
загадывание и отгадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказы детей о своих впечатлениях; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; чтение стихотворений детьми, воспитателем; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, и др.); проведение викторин, конкурсов.
Практический метод :- организация продуктивной деятельности: рисование, аппликация.- проведение экскурсий различной направленности;- изготовление с детьми наглядных пособий;- организация продуктивной деятельности: ИЗО
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, в тесном взаимодействии с социокультурными учреждениями города (библиотекой, музеями города) Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);
Подбор литературы по теме; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Подборка дидактических игр.
Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Календарный план реализации проекта.
Сентябрь
1.Беседы: «Что такое семья», «Добрые поступки», «Курский край-Соловьиный край», «Моя малая родина».
2. Выставка рисунков «Природа Курского края»
3. Улица «Курская». «Говорящее дерево» (семьи размещают комплименты городу Курску).
Октябрь.
1.«Дерево держится корнями, а человек семьей» Составление генеалогического древа.
2.Сделай город чище. Акция «Не выбрасывайте батарейки»
3.Макет с детьми «Вот моя улица, вот мой дом и сад».Ноябрь1. Сотвори добро «Накорми птиц». Природоохранная акция: «Мастерим кормушки».
2. Изготовление книги «Пословицы и поговорки о малой Родине»
3. Подбор информации совместно с родителями по теме: «Курский край»
Декабрь
Создание интерактивной книги «Мой Соловьиный край»
2. Разработка дидактических игр по краеведению: «Подбери пару», «Собери картинку», «Прогулка по городу Курску», «Парные перевертыши» «Назови памятник».
3. Работа по подгруппам над темами: «Чудеса Курской области», «Соловей – символ Курской области»
Январь.
1.Создание мини-музея в группе «Курский соловей»
2.Изобразительная деятельность «Мой символ Соловьиного края».
3.Прослушивание песен, чтение стихов о городе Курске «По любимой сторонке сердце поет».
Февраль.
1. Работа над темами: «Защитники земли Курской», «Знаменитые люди Курского края»
2. Курский народный костюм. Март
1.Папка-передвижка «Святыни земли курской»
2.Изобразительная деятельность на тему: «Храмы моего родного города».
3.Макет храма Георгия ПобедоносцаАпрель
1. Природа курского края. Создание брошюры «Красная книга Курской области»
2. Конкурс мини-рассказов «Моя малая родина»
3. Интеллектуальная игра: Курские умники и умницы «Край соловьиный близкий и родной»
Заключительный (аналитический)
Реализация данного проекта способствовала:
У воспитанников проявлению чувства собственного достоинства, которые выражаются в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей. Самостоятельно, без помощи взрослых, могут привлечь сверстников к общению.
Сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать. У детей активизировался интерес к краю, городу, в котором живут, что выражается в тематике детских рисунков, сочинительстве. Сюжетно-ролевые игры отражают знания детей о профессиях родителей, об истории, культуре и событиях родного города. Являются инициаторами обсуждений событий в группе.
Произошли значительные изменения в отношении родителей. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. В современных условиях родители стали полноправными партнерами, инициаторами в приобщении детей к истории города, благодаря участию в совместных проектах, экскурсиях, походах, спортивно-музыкальных развлечениях.
Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд воспитателя делает еще более значимым и необходимым.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Список литературы:
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», УЦ «Перспектива», 2008
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Программа «Детство», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Березина Т. А. «Воспитание интереса к родной стране и начал гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ Сфера, 2008
Жукова Р. А. «Моя родословная. Старшая и подготовительная группы», Волгоград, 2005
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007
КалининаТ. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», Сфера, 2008
Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», АРКТИ, 2005
Остапца А. А. «И ты увидишь, мир прекрасен», АРКТИ, 2003
Остапца А. А., Абросимова Г. Н., Трубачева М. Е. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», АРКТИ, 2003
Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ», Москва, 2007
Пожиленко Е. А. «Мир вокруг нас»
Тихонова О. Г. «Дошкольникам о музейной культуре», АРКТИ, 2006