Конспект урока по музыке на тему «Симфонический оркестр» (4 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно - деятельностный компонент
Дата:
Время:
Место:
Участники (класс): 4 класс
Целевой компонент урока
Тема урока: «Симфонический оркестр»
Цель: создать условия для продолжения ознакомления учеников 4 класса с инструментами симфонического оркестра, их звучанием. Познакомить с творчеством композитора Бенджамина Бриттена и его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи»
Задачи:
Воспитательные:
Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Бенджамина Бриттена;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра.
Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
Обучающие:
Формирование знаний об инструментах симфонического оркестра, о своеобразии звучания каждого инструмента;
Формирование знаний о выразительных возможностях различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; 
Формирование умений различать тембры инструментов симфонического оркестра,
Развивающие:
Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять;
Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;
Планируемые результаты:
Формирование Универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
Ученик научится:
проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки для симфонического оркестра;
проявлять личностное отношение при восприятии музыки;
проявлять интерес к симфонической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Ученик научится:
анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса (тембр)
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
определять и формулировать тему и проблему урока;
определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки английского композитора Бенджамина Бриттена;
определять тембр музыкальных инструментов в процессе слушания произведения «Путеводитель по оркестру для молодёжи»;
в процессе рефлексии проводить самооценку.
Предметные УУД:
Ученик научится:
отличать разные группы симфонического оркестра по внешнему виду и звучанию;
слушать и анализировать музыку Б. Бриттена, строить монологические высказывания.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний и приобретения новых.
Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, индивидуальные.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК «Классическая начальная школа», учебник «Музыка»
Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)
Учебник: Музыка В.В Алеев, УМК « Классическая начальная школа»
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Восприятие музыки: слушание произведения Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для молодёжи»;
Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов при прослушивании произведения «Путеводитель по оркестру для молодёжи» Бенджамина Бриттена
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Знакомство с учебно-методическим комплексом «Классическая начальная школа»;
Анализ программы по музыке «Классическая начальная школа»;
Определение темы урока, постановка цели и задач;
Определение структуры урока;
Составление конспекта урока;
Подготовка музыкальных произведений в mp3 формате, видеоматериалов;
Оформление доски;
Подготовка учебника: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;
Подготовка рабочей тетради: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;
Проверка мультимедиа аппаратуры
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока: 3 мин
Приветствие 1 мин
Проверка готовности 1 мин
Мотивация к учебной деятельности 1 мин
Актуализация знаний: 4 мин.
Открытие новых знаний:27 мин.
Слушание: 8 мин
Беседа по слушанию: 9 мин.
Физ. Минутка (игра): 1 мин.
Творческое задание: 10 мин
Рефлексия: 4 мин.
Итог урока: 1 мин.
Домашнее задание: 1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
Организация начала урока:
Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности:
Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка, карандаши.
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы с вами познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеном. Прослушаем его произведение для симфонического оркестра и окунёмся в волшебный и сказочный мир музыки.
Актуализация знаний.
У. Что вы изучали на прошлом уроке?
Д. Цвет и звук «музыка витража»
У. Что означает слово «витраж»?
Д. Рисунок на окнеУ. С помощью какого чудо-прибора можно наблюдать сменяющие разнообразные узоры из цветного стекла?
Д. Калейдоскоп
У. Как зовут композитора, с которым вы познакомились на прошлом уроке? 
Д. Оливье МессианУ. С какими произведениями О.Мессиана вы познакомились?
Д. «Пастухи»
Открытие новых знаний:
У. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: о чём говорится в стихотворении?
Дирижер рукой взмахнул, И раздался странный гул, А за ним протяжный звон, Грохот, гул со всех сторон.Взмах еще — и тишина, И струна звучит одна, Это скрипочка запела, Неуверенно, несмело.Снова взмах — и скрипок море Забурлило в дружном хоре. А затем раздались трели, Это звук виолончелей.Взмах рукой — поет валторна, Взмах — мы слышим звуки горна, Где-то арфы перезвон, И трубы призывный стон.Звуки все наперебой, Но не хаос здесь, не сбой, Здесь звучит произведенье — Оркестровое творенье.
У. Ребята, о чём это стихотворение?
Д. Об оркестре.
У. Ребята, а вы знаете что такое оркестр?
Д. Коллектив музыкантов, которым управляет дирижер.
У. Верно. А симфонический оркестр?
Д. Этот оркестр исполняет классическую музыку и в его состав входит много групп инструментов (слайд1)
У. Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете?
Д.- 1 – группа струнные смычковые инструменты, 2 – группа деревянных духовых инструментов, 3 – группа медных духовых инструментов, 4 – группа ударных инструментов.
У. Какие инструменты входят в каждую группу? Откройте 31-32страницу в учебнике и посмотрите. Можно ли инструменты каждой группы назвать родственными? Почему?
Д. Да инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники. Они близки по звучанию и по способу извлечения звука.
У. А как мы можем отличить звучание группы струнных инструментов от группы деревянных духовых или ударных?
Д. Струнные звучат, когда по струне водят смычком или щиплют струну пальцем. Деревянные и медные духовые звучат при вдувании в них воздуха. А из ударных извлекают звук ударом.
У. У каждого инструмента своя окраска звука. То есть свой тембр. Тембр – является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента
У. Сейчас мы познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеном (слайд2) и его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Бенджамин Бриттен – английский композитор. Родился в 1913 году. Это произведение Бенджамин Бриттен написал в 1946 году для того, чтобы познакомить всех людей с инструментами симфонического оркестра.
У. Прослушайте произведение «Путеводитель по оркестру для молодёжи» композитора Бенджамина Бриттена. И ответьте на вопрос: какие группы инструментов в большей степени похожи по тембру? Какие отличаются?
1. Слушание
Беседа после слушания
У. Какие инструменты симфонического оркестра вы слышали?
Д. Скрипка, флейта, труба, барабан, тарелки…
У. Какие группы инструментов в большей степени похожи по тембру? Какие отличаются?
Д. Похожи - струнные и деревянно – духовые. А инструменты группы ударных отличаются.
У. Как вы думаете, как называется запись музыкального произведения, созданного для симфонического оркестра, которая изображена на странице 33.
Д. Нотный стан, нотный лист, нотная запись, партитура.
У. Произведения для симфонического оркестра записываются в виде партитуры. Партитура – это специальная запись многоголосного произведения, в которой партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце (нотном стане).
У. Как вы думаете, почему дирижер симфонического оркестра должен читать все партитурные голоса в одновременности?
Д. Потому что роль дирижёра объединить музыкальные инструменты в одно произведение.
У. Симфонический оркестр – главное действенное лицо во время исполнения многих музыкальных жанров.
У. В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра?
Д. В симфонии. Его роль также велика в опере и балете, а также в оратории и кантате.
У. А теперь посмотрим, как вы запомнили состав групп музыкальных инструментов симфонического оркестра. Посмотрите на слайд и скажите, к какой группе музыкальных инструментов симфонического оркестра относится данный инструмент? (слайд 3 -6)
3.Физ. Минутка ( под музыку)
4.Творческое задание
У. Прослушайте произведение Б.Бриттена «Путеводитель по оркестру для молодёжи» и нарисуйте тот инструмент, звучание которого вам больше всего понравилось (прослушивание, зарисовка)
У. Кто хочет выйти показать и рассказать о своём рисунке?
IV. Рефлексия
У. С каким композитором мы с вами сегодня познакомились?
Д. С композитором Бенджамином Бриттоном.
У. Как называется его произведение, которое мы изучали на уроке?
Д. «Путеводитель по оркестру для молодёжи»
У. Сколько существует групп инструментов симфонического оркестра и как они называются?
Д. 4 группы. 1 – группа струнные смычковые инструменты, 2 – группа деревянных духовых инструментов, 3 – группа медных духовых инструментов, 4 – группа ударных инструментов.
У. Молодцы.
V. Итог урока:
У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Много нового узнали. Мне понравилось с вами беседовать, мне понравились ваши рисунки и как вы хорошо отвечали.
VI. Домашнее задание:
У. Дома вам необходимо придумать загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Используемая литература:
1. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»
2. Приложение:
Учебник: Музыка В.В Алеев,
План-конспект урока музыки.
Презентация.
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодёжи» в mp3 формате.