Методические рекомендации Выявление, изучение, обобщение, распространение, внедрение положительного педагогического опыта (ИПО)


Jостанай облысы ‰кімдігі білім БасKармасыныS «Jарасу ауыл шаруашылысы колледжі» КМJК
КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж» Управления образования акимата Костанайской области









Методические рекомендации

Выявление, изучение, обобщение, распространение,
внедрение положительного педагогического опыта (ИПО)






















с. Карасу
2017 жыл


Научные основы выявления, изучения,
обобщения, распространения, внедрения инновационного педагогического опыта (ИПО)
1. Значение ИПО
Сделать передовой опыт достоянием всех.
Опора на ИПО для руководителей - руководить с перспективой.
Для педагогической науки - дает факты для обобщения. 2.Признаки ИПО
1. Соответствие прогрессивными тенденциями социального развития общества.
Наличие элементов новизны.
Устойчивые и высокие результаты при наименьших затратах.
ИПО может быть: 1) индивидуальным и 2) коллективным.
В широком смысле под ИПО понимается мастерство педагога, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обучающихся.
В более узком смысле этого понятия к нему относятся только такую практику, которая содержит в себе элементы "творческого поиска, новизны, оригинальности, т.е. то, что называется новаторством.
Если в первом случае ИПО является хорошим образцом для педагогов, еще не овладевших педагогическим мастерством, то во втором случае он является ценным именно потому, что прокладывает новые пути в обучающей практике и в педагогической науке, поэтому имение новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению, распространению, внедрению в практику других педагогов.
Чаще всего трудно провести границу между первым и вторым понятием, а значит заслуживает изучения и обобщения любой опыт.
Судить об опыте нужно по конечным результатам:
Качество знаний, умений и навыков, уровень их сформированности (проверить в том числе и владение специальными и общими учебными умениями - ОУУ).
Уровень умственного развития учащихся (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, вычленять главное, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения).
Воспитанность обуччающихся (уровень ответственности, отношение к учебе, к товарищам ит.д.).
Пути достижения этих высоких результатов (при наименьших затратах - эффективность учебно-воспитательного процесса)
З.Система работы по изучению ИПО
1. Выявляется общая методическая система работы. Элементы ИПО подвергаются оценке по критериям:
- педагогические задачи: какие конкретно цели поставил педагог перед собой по вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками (как цели формулируются и сообщаются обучающимся, как реализуются, как учитываются при подведении итогов урока, как соотносятся с усовершенствованными программами и программой ОУУ (см. народное образование 1982, №10);
деятельность педагога: соответствует ли она поставленной цели, специфике содержания урока, индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивает ли развитие и воспитание обучающихся, их активизацию, какими средствами и методами оперирует педагог;
деятельность обучающихся: методы работы владениями рациональными приемами работы, отношение к своей деятельности;
оснащение уроков: целесообразность средств, их многообразие, умелое использование, наличие средств, изготовленных обучающимся;
организационные формы обучения;
организация внешних условий:
- результаты обучения.



2. Выявляется частная методическая система:
- планирование педагогом программного материала: правильное распределение его по урокам, постепенное изучение материала курса из четверти в четверть (без перегрузки обучающихся);
- подготовка педагога к урокам: подбор и систематизация материала по отдельным темам и урокам, образцовые планы и конспекты, совершенствуемые из года в год в результате повышения мастерства педагога, использование новейшей литературы по предварительному предмету и его методике;
средства и приемы, повышающие эффективность каждого урока: экономия времени, активизация обучающихся, сочетание фронтальной и индивидуальной работы, рационализация проверки домашней работы и методики проверке пройденного материала и т.д.;
целенаправленные дополнительные занятия со слабоуспевающими обучающимися, не умаляющие значения основной работы на уроках и способствующие предупреждению неуспеваемости;
- внеклассные занятия, тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний обучающихся;
- средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи при обучении данному предмету.
Анализ должен проводиться с установлением взаимосвязи критериев, т.е. расчленение педагогического процесса одновременно должно сопровождаться установлением связи между этими частями, так как каждый критерий часть целого, а это является предпосылкой к обобщению.
3. обобщение проводится после тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критерии, устанавливаются линии, формулируются идеи или выводы общего характера - именно это и передается другому, преемнику, последователю (не сам опыт, а идея опыта, его суть). Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов, что очень валено для оформления рекомендаций.
4. Анализ и обобщение опыта должны проводиться при контакте с педагогом. При этом:
1) руководитель должен знать сильные и слабые стороны педагога (классного руководителя и других работников);
помочь педагогу осмыслить свой опыт;
организовать работу педагога по обобщению опыта:
4) научить самоанализу работы (его хорошо делать в личных дневниках): что получилось хорошо (сколько моментов), как усвоено учащимися главное, обоснованность причин того, что получилось хорошо, какие изменения внесены по сравнению с тем, что было, как его еще улучшить (записывается в дневниках).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГА
ПО ОБОБЩЕНИЮ ОПЫТА
Консультации устные - проводятся в форме свободной беседы. К каждой беседе необходимо тщательно готовиться, давая нужные указания по теме на основе предварительного ознакомления с положением дел по данному вопросу.
Консультации письменные проводятся в форме письменных ответов на вопросы, возникающие у учителя в процессе его работы над избранной темой.
3. Памятки педагогу, содержащие краткие итоги разработки темы, избранной педагогом для изучения и обобщения, обзоры литературы по данной теме и указаниям о том, как работать над обобщением практического опыта по данной теме.
Обеспечение педагога литературой по теме, избранной для изучения.
Наблюдения за работой педагога, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы.
Подготовка педагога, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы.
7. Подготовка педагога к выступлению с сообщениями и докладами на педсоветах, педчтениях, конференциях.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ОБОБЩЕНИЕМ СВОЕГО ОПЫТА
Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель подошел к данной теме; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом;- изложение выводов по разработанной теме.

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА «КАК ОБОБЩАТЬ СВОЙ ОПЫТ»
(В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ)
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Ваших товарищей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, сои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе Ваших товарищей. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно корректнее.
4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, 5алгоритмичесие таблицы, перфокарты, программирование карточки и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные идеи для Ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стойко, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)-
Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Описание опыта работы.
Фотография педагога.
Фотография кабинета, пришкольной территории, учебно-опытного участка, живого уголка, географической площадки, стендов, наглядных пособий и т.д.
План самообразовательной работы.
План работы по теме (не менее чем на 210 уроков).
Поурочные планы не менее чем 10 уроков.
План кружковой работы.
План работы факультатива.
Описание экскурсий, походов, экспедиций с приложением фотографий, дневников и т.п.

Сценарий вечеров, праздников, встреч и тому подобных мероприятий.
Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.
Работа обучающихся (тетради, альбомы, пособия, гербарий и т.п.).
Данные об успеваемости обучающихся.

Данные о выпускниках и бывших обучающихся в колледже (сколько обучающихся в институтах, техникумах, в средних учебных заведениях, сколько осталось в своем сельскохозяйственном производстве и тому подобные сведения).
Участие обучающихся в общественной жизни, охране природы.
Работа по изучению своей области, района, хозяйства (достижения и перспективы развития, планы, районированные сорта и породы животных и т.п.).
17. Карточка передового педагогического опыта работы
Район
Учебное заведение
Тема работы
Основное содержание опыта работы
Кто и когда изучал
Решение об обобщенном опыте
Наличие обобщенного материала
Поощрения педагога (награды, звания)
Проверка эффективности опыта
Последователи
ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА РАЗЛИЧНОМ НАУЧНОМ УРОВНЕ:
простое описание-фотография (фрагменты);
раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;
анализ и описание достигнутых результатов;
анализ и описание стиля работы;
длительный анализ и описание системы работы. 4.Формы обобщения и передачи опыта
1 устные (рассказ, разговор, выступление, доклад на М/О, педагогическом совете, собрании, совещании, конференции, педчтениях, творческих семинарах, курсах педагогов, ШМО и т.п.);
- выставка, шефство-наставничество;
творческие отчеты;
- магнитофонные записи, слайды и т.п.;
- методические рекомендации;
публикации (в газете, журнале, сборнике и др.).
5. Внедрение (создание) НПО
1. Причины внедрения или создания опыта:
- слабая работа педагога. В этом случае его работа берется на контроль и ему систематически оказывается помощь (внедрение наиболее эффективных методов и приемов помогает учителю работать лучше, качественнее);

- начинание педагога по разработке той или иной проблемы. В этом случае совершенно необходимы контакты с педагогами, уже разработавшими эти проблемы. Это возможно при участии в работе М/О, обмене мнениями и т.п. в обоих случаях необходимы условия.
2. Определение и сущность процесса внедрения. Практическое внедрение новых научных идей - это сегодня не менее важная задача чем их разработка.
Внедрение - сознательно организуемая, социально обусловленная целенаправленная система деятельности по совершенствованию практики на основе научно-педагогических рекомендаций.
Внедрить значит, принять, осмыслить, притворить на деле, ощутить действенность идеи или рекомендации в результатах собственной деятельности. В самом общем толковании понятие «внедрение» включает способы освоения, введения, вхождения, вживления, укрепления более совершенного действия, состояния.
Сущность понятия «внедрение» заключается во взаимосвязи теории с практикой, теории с опытом и наоборот. Поэтому категорию «внедрение» правомерно рассматривать как целенаправленную и упорядоченную систему деятельности на основе использования достижений педагогической науки и практики.
3. Методика внедрения.
A. Внедрение нужно начинать с убеждениями учителя в целесообразности и преимуществах того или иного опыта (метода), в полезности использования идеи, т.е. надо создать ситуацию критической самооценки, чтобы педагог сам убедился в необходимости пересмотра своей деятельности и обратился к другому опыту.
Понятию «внедрение» близко понятие «распространение», но они не тождественны, хотя распространение может приобрести характер внедрения. Надо знать структуру внедрения и приемы переноса исходных идей в собственную деятельность.
Б. Структура процесса внедрения ММО (см. Каташов П.И. Советская педагогика 1980, № 3,с.73-76).
1. Цель внедрения - осуществление общей задачи, преобразование существующей практики.
Средства внедрения - материала, рекомендации и т.д.
Результаты внедрения - конечные результаты: качество знаний, умений и навыков учащихся, познавательная активность, поведение и воспитанность учащихся и т.п.
Объект внедрения - то, что внедряется.
Субъекты внедрения учителя и другие работники образования, которые осуществляют внедрение.
B. Этапы внедрения:
1-й этап организационно-подготовительный (наличие инициативной группы, работа по изучению теории вопроса и практики - реального положения, подготовка необходимых документов планов. Памяток внедрения. Рекомендаций, проектов решений соответствующих органов и т.п.;
2-й этап - информационно-ознакомительный (доведение содержания, выработанных документов, планов предстоящей работы, сроки и исполнители);
3-й этап - исполнительский;
4-й этап контроль за выполнением;
5-й эта подведение итогов;
6-й этап - обобщение опыта - когда результаты соотносятся с поставленными задачами.
Разделение на этапы - условное. Иногда некоторые могут проходить параллельно.
Г. Причина неудачи может быть отсутствие механизма внедрения, т.е. четко разработанной методики внедрения.
Методика внедрения ИПО (по Скаткину):
- пропаганда опыта (разъяснение его научной основы и показ его преимуществ по сравнению с существующим);
- показ передового педагогического опыта в действии;
- выработка практических рекомендаций, памяток;
- практическое обучение нуждающихся в этом педагогов способом работы по-новому.
- принятие коллективного решения о творческом освоении новаторского опыта;
- контроль за реализацией принятого решения и помощь в его практическом осуществлении.
Несоблюдение этапов механизма внедрения может стать причиной неудачи. Д. Формы внедрения:
1) устные - ознакомление коллег с передовым опытом с помощью конференции, рассказа, докладов и т.н.; открытые уроки - показы опыта в действии;
2) практическое распространение передового опыта через наставничество. ШПО, практические занятия, семинары;
3) письменные - сменные витрины, уголки, выставки, альбомы, рефераты, бюллетени, заметки, конспектные статьи и тому подобные научные работы и др.
Е. Принципы внедрения:
ориентация на целостное совершенствование учебно-воспитательного процесса;
репализация в единстве близких, средних и далеких перспектив;
3) сочетание коллективной и индивидуальной работы, осуществление фронтального и дифференцированного подхода;
обратная связь в результатах внедрения;
компетентность того, кто управляет внедрением, и того кто внедряет в свою практику что-то новое;
6) системность работы по внедрению. Ж. Условия успешного внедрения:
социальные-осознание учителем своих функций;
морально-психологические - потребность в освоении нового;
научно-теоретические - наличие руководства, материальной и методической помощи;
научно-методические наличие руководства, материальной и методической помощи; 1) правовые - соблюдение нормативных документов.
Коллективное создание ИПО (колледжа, предмета и т.д.) или коллег-педагогов, работающих в одной группе. Это позволяет решать сложные творческие задачи, собрать богатый фактический материал; исключение элементов субъективизма делает работу целенаправленной и планомерной.

ПАМЯТКА МЕТОДИСТУ,
изучающему опыт работы педагога
Просмотрите литературу по данному вопросу.
Соберите сведения о педагоге, побеседуйте с администрацией, с его коллегами, обучающими, родителями.
Посетите серию уроков этого педагога. Постарайтесь выяснить, какова научно- методическая основа его работы; методика организации уроков; как он решает задачи обучения, воспитания и развития.
Пронаблюдайте, каково влияние педагога на обучающихся, как обучающиеся относятся к предмету.
Сделайте проверку знаний, умений и навыков обучающихся (хотя бы по отдельным учебным темам).
Проведите анализ уровня воспитанности обучающихся, как они владеет элементам научной организации ученического труда.
Проанализируйте опыт работы учителя, привлекая для этого самого педагога:
а) основные педагогические задачи, которые он решает, его убежденность в правильности своей работы;
б) научная обоснованность опыта;
в) уровень новизны опыта.
Попросите учителя описать систему своей работы. Если надо, помогите ему составить план описания.
Помогите учителю систематизировать материалы из опыта работы: конспекты уроков, сценария внеклассных мероприятий, методические разработки, дидактические карточки и др. с краткими описаниями.
В итоге изучения подготовьте научно-методический анализ опыта работы. Обсудите выводы и предложения на педсовете в школе, методсовете РМК, методсовете кабинета ИПКиПРО.
Определите формы обобщения и распространения этого опыта работы школе, районо, городе.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЕТА ПЕДАГОГА
Творческий отчет педагога - это честь, оказываемая педагогу, знак внимания к его труду и личности; в то же время это форма обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Педагог, выступивший с творческим отчетом - это человек, пользующийся уважением в коллективе, систематический добивающийся высоких результатов в учебной и воспитательной работе, носитель передового педагогического опыта. Такого опыта, который способствует формированию и развитию профессионального мастерства, творческих способностей и дарований учителя, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании; глубоким интересам, творческим отношением к труду, проведению свободного времени и т.д.; при этом следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий учителя при создании творческого опыта. Проведение творческих отчетов должно найти отражение в перспективном и годовом плане работы учебного заведения.
К творческому отчету надо тщательно готовиться не только учителю и руководителям школы, но и всем общественным организациям, всему педагогическому коллективу.
Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из руководителей школы, определить виды работы. Творческий отчет проходит в несколько этапов.
I. Подготовительный этап (организация ознакомления коллег с опытом работы учителя, обобщение его опыта);
а) составление графика открытых учебных и внеурочных занятий учителя на базе его кабинета с указанием темы, методической цели, сроков; '
б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);
в) подготовка и оформление выставки о работе учителя

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ВЫСТАВКУ
Описание опыта работы педагога, подготовленное руководством колледжа,
План или конспект урока педагога с кратким пояснением руководителя школы о том, чем именно ценны методы и приемы учителя ля на уроке или уроки в целом.
Аннотированная документация учителя. Например, тематический план работы предметного кружка, воспитательной работы и другие документы, представляющие интерес для других.
Работы учащихся, в которых отражены система или особенность работы учителя: комплект тетрадей ученика, по которому можно судить о системе письменных работ за определенный период, подборка творческих работ учащихся, выполненных на уроке, дома, в кружках, рефераты, доклады, графические работы учащихся и др.




Наборы дидактических материалов, характеризующие содержание и методы работы учителя. Например, карточки для индивидуальной работы с учащимися, варианты дифференцируемых заданий, тексты для работы с перфокартами, раздаточный материал, игры, лото, инструкционные карты и др.
Чертежи, копии оригинальных наглядных пособий, приборов, технических приспособлений для учебного процесса, сконструированных или изготовленных самим учителем или учащимися (с кратким описанием).
Описание отдельных мероприятий, удачно проведенных учителем, сделанное им самим или руководителями школы (экскурсии, диспуты, классные беседы, вечера, сборы, собрания).
Педагогический дневник учителя, воспитателя. Дневники работы методобъединений.
Доклад учителя об опыте своей работы по отдельным вопросам (разделам) учебно-воспитательной работы с рецензией на него.

Систематизированные или размещенные и изображенные на стенде материалы из опыта работы учителя с пояснительным текстом и выводами.
Рукописные журналы типа "Наш опыт", издаваемые в школах или передвижные рукописные журналы районных методических кабинетов.

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Обоснование актуальности и перспективности опыта; его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Теоретическая база опыта: показать, из каких научных положений исходит данный опыт (например, комплексный подход к воспитанию, научная организация труда и т.д.),
Условия возникновения, становления опыта (например, необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе; производстве, если речь идет об организации производительного труда).
Сущность опыта, его технология (система конкретных педагогических действий, форм, приемов работы). Не повторяя общеизвестных истин, описать и дать анализ специфических особенностей, теоретических находок педагогов; показать преимущества рекомендуемых методов и приемов.
Основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта (выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта).
6. Анализ результативности (результаты эксперимента по внедрению).
Для повышения степени доказательности опыта имеет значение деятельность по его внедрению и проверке, когда новые усовершенствованные способы обучения или воспитания применяются и проверяются при изучении нескольких тем программы или при проведении работы с учащимися в течение учебного года. Такое многократное и длительное применение улучшенных способов организации и постановки учебно-воспитательного процесса позволяет избежать поспешных выводов (показать стабильность результатов).
7. Длительность функционирования опыта. По продолжительности функционирования передовой опыт можно классифицировать как длительно (более 3 лет) и кратковременно (до 3 лет) функционирующий.

Рекомендации по подготовке плана изучения и сообщения
опыта работы педагога (воспитателя)
Четко определите проблему, по которой планируется изучение опыта работы учителя (классного руководителя).
Ознакомьтесь с изложением этой проблемы в литературе. Определите основные направления изучаемой проблемы, трудности; продумайте возможные пути их решения в практике работы.
Соберите необходимые данные об учителе.




Определите, какие уроки (внеклассные мероприятия, занятия кружков и д.р.) целесообразно посетить в учетом изучаемой программы. Составьте график посещения.
На основе полученной информации и собственных наблюдений за работой учителя подготовьте краткую производственную и общественную
характеристику.
Оцените результативность решения учебно-воспитательных задач, проведя контрольные работы, устный опрос, анкетирование и другие методы оценки. При этом старайтесь использовать сравнительный анализ.
Изучите как используется учебно-воспитательном процессе методические материалы, разработанные учителем; оборудование учебного кабинета, дидактические пособия и д.р.
8. Попросите учителя (воспитателя) описать сначала отдельные методы, приемы работы, а затем систем}' своей работы.
Помогите составить план описания, выделить главное. Порекомендуйте как
оформить конспекты уроков; какой подобрать иллюстративный материал; как
подготовить методические разработки по материалам опыта работы.
9. Подготовьте вместе с председателем методологического объединения и администрацией школы научно-методический анализ данного опыта работы, При этом следует выделить:
- актуальность проблемы и её значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса;
- результативность работы;
- элементы новизны;
- использование научных разработок и передового педагогического опыта;
- рекомендации другим педагогическим коллективам по использованию данного опыта
работы.
Подготовьте справку по итогам изучения опыта работы на первый этап обобщения.
Обсудите итоги обобщения данного опыта работы, выводы и предложения на педагогическом совете, совете школы, методсовете рай(гор)методкабинета и ИПКиПРО.
Определите формы обобщения данного опыта работы в районе (городе, области), последовательность их использования, сроки.
На основе проведенной работы, члены бригады, изучавшие опыт работы учителя (воспитателя), могут подготовить совместно с автором опыта следующие материалы: методическую папку, методический плакат, диафильм, видеозапись, магнитную запись фрагментов уроков (внеклассных мероприятий), статью в методический сборник, методическую выставку, рукопись для библиотеки передового опыта и др. Примерное содержание рецензии на материалы письменного обобщения опыта работы
В рецензии целесообразно дать ответы на следующие вопросы.
Краткие сведения об авторе опыта (группе авторов) и в учебном заведении.
Длительность функционирования опыта. По времени передовой опыт можно определить как длительный (более трех лет) и кратковременный.
Обоснования актуальности опыта и его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса (управленческой деятельности).
Научная основа опыта. Какие научные теории, положения, разработки использует автор опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения уровня управленческой деятельности.
5. Какой передовой (новаторский) опыт был использован автором опыта и как. Новизна опыта: новое содержание, методы, формы, средства. Уровень новизны: творческий, репродуктивный, рационализаторский.
Анализ содержания опыта работы. Выделение основных элементов системы работы педагога (воспитателя, руководителя школы и др.). Показ новых, эффективных приемов и методов учебно-воспитательной работы, средств обучения. Сравнения с массовой педагогической практикой.
Учет в опыте работы особенностей классного (школьного и др.) коллектива, индивидуальных особенностей личности учащихся, учителей, руководителей школ.
Какова результативность работы по проблеме и как она показана в материалах обобщения опыта работы. Дан ли сравнительный анализ результативности работы.
Наличие и целесообразность приложений (конспекты уроков, методические разработки, план работы и др.).
Возможность и условия использования данного опыта в массовой педагогической (управленческой) практики.





















ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Директору средней школы №
руководителя методического
объединения (название)
ФИО
ЗАЯВКА
Прошу внести в банк данных передового (актуального) педагогического опыта работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО автора опыта, должность, по проблеме (теме)
Дата.
Подпись руководителя МО.



Приложение 2
План изучения передового педагогического опыта
Информационная карта
Автор опыта
Адрес
Идея опыта
Личная концепция автора опыта
Теоретическая интерпретация опыта
Творческий поиск автора
Источник информации
Экспертное заключение
Внедрение опыта
Автор опыта (подпись)
Эксперт (подпись)
Дата заполнения








Приложение 3.
Приложение к целостному описанию опыта работы.

(содержание приложения зависит от темы опыта)
Фотографии учителя (портрет, жанровые фотографии урока, внеклассных занятий).
Авторские программы, модифицированные программы, проекты.
Тематическое планирование.
Поурочные планы (система уроков). « Видеоматериалы.
Компьютерное обеспечение занятий.
Сценарии вечеров, праздников, и т.п.
Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.
Работы учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии и т.п.).
Данные об успеваемости учащихся.
Данные о выпускниках и бывших учениках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).
Приложение 4.

Примерное содержание рецензии на материалы целостного описания
передового (актуального) педагогического опыта.
В названии рецензии указывается тема опыта, автор (группа авторов), кем обобщен и кем представлен материал передового (актуального) педагогического опыта.
Обоснование актуальности опыта и его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса (управленческой деятельности, методической работы).
Научные и методические основы опыта. Какие научные теории, положения, методические разработки используются автором.
Новизна опыта: новое содержание, методы, формы, средства. Уровень новизны: новаторский, творческий, репродуктивный.
Оценка качества обобщения опыта, фактических материалов к нему (положительное, недостатки), соответствия критериям актуального педагогического опыта.
Наличие и целесообразность приложений.
7. Условия функционирования опыта. (В учебном заведении, какого типа можно использовать данный опыт, преподаваемые предметы, классы, особенности учащихся, материальная база, уровень профессиональной подготовки педагога, его видение актуальных проблем образования.)
8. Перспективы применения актуального опыта в практике. (Описать систему мер по
распространению педагогического опыта, проанализировать получаемые результаты последователями опыта, возможные ошибки, прийти к заключению, существует ли необходимость целенаправленного внедрения опыта, разработки для этих целей методических рекомендаций, проведения работы по повышению квалификации.)
9. Сведения о последователях опыта; их отзывы и замечания, (конкретные адреса, ФИО,
название ОУ )
Ю.Вывод о целесообразности внесения рецензируемого опыта в школьный банк данных передового (актуального) педагогического опыта.





Приложение5 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Фотография (3x4)
(название города, области)
фамилия, имя, отчество полностью)
(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает, параллели, в которых преподает)
Дата рождения: ____________________________________________________
Место рождения:
Базовое образование: ________________________________________
(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)
Послужной список: ___
Педагогический стаж и квалификационная категория: ___________________________
Звания, награды, премии, научные степени:
____________________________________________________________________Участие в
научных педагогических конференциях, конкурсах:_______________________________________________ Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) ___________________________________________________
Дата внесения опыта в банк данных
Имеются ли публикации (выходные данные) _______
Увлечения __
Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания:
Рабочий адрес:______________________________________
Домашний адрес: ____________________________________
Рабочий телефон: __ Домашний телефон:
Факс:__________________ Электронная почта: ___________
 Приложение 6. Требования к оформлению документов.
Требования к электронным носителям

· Необходимо подписать все дискеты полным именем участника, указать город.
название ОУ,

· Всю документацию представлять в формате rtf для удобства чтения
информации при загрузке дискеты в другой компьютер.

· Фотографии, имеющиеся в документации, необходимо представлять в формате
jpeg

· Не представлять документацию в архивируемом виде.

· Для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman,14 размер, межстрочный интервал - одинарный, поля: верхнее, нижнее- 2см, левое -1,5см, правое - 1,5см.
Требования к бумажным носителям
Все бумажные документы предоставляются в папке со скоросшивателем в отдельных файлах.
Дополнительные материалы комплектуются в одну или несколько папок с завязками.
В текстах не допускается сокращение названий и наименований.
Все страницы должны быть пронумерованы, в колонтитуле на каждой странице должны быть указаны категория участника, фамилия, имя и отчество
Приложение 7
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО (АКТУАЛЬНОГО)
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ФИО автора
Город (район) ___________________________________________________________
Образовательное учреждение
Занимаемая должность
5. Тема педагогического опыта ___________________________________________
6. Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.
7. Цель педагогического опыта______
8. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приемов или методов):
основные противоречия, решаемые в этом опыте;
основные компоненты системы работы;
методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;
приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
условия, обеспечивающие наибольшую эффективность;
необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать);
результативность;
преимущества этого опыта.
9.Кто и когда изучал_________________________________________ .
Ю.Экспертное заключение ___________________________________________
11 .Последователи________________________________________________________________
12.Эффективность опыта 13.Выводы, рекомендации
КАРТА «АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА»
Приложение 8

Адреса передового опыта
ПРОБЛЕМЫ



Индивидуальная работа
Дифференцированное обучение
Проблемный метод обучения
Дидактическая игра
Организация контроля, взаимоконтроля
Работа над ошибками
Активизация мыслительной деятельности
Педагогика сотрудничества
Организация самоконтроля
Методическая работа с алгоритмами









































































Примечание: красным цветом (красным, зелёным и т.д.) в графах обозначаются фамилии педагого, которым рекомендуется использовать перечисленный опыт по проблемам.

эмблема колледжа (2)Рисунок 1Описание: C:\Users\User\Downloads\эмблема колледжа (2).jpg15