Межпредметные связи как средство духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов (обобщение опыта)


Межпредметные связи как средство духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы.
Метапредметное обучение приобретает особую популяность, так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Метапедмет – выход за рамки собственно предмета. Это учебный предмет нового типа, новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов. Учащиеся получают ответы на вопросы: Чему я научился? Что я узнал? Как и где я могу применить знания?
Установление межпредметных связей способствует развитию метапредметных способностей обучающихся. Работая с определенным предметным понятием на уроке с межпредметной составляющей, учитель передает обучающемуся и предметный материал, и обобщенный способ работы с любым предметным понятием как с особого типа мыследеятельным образованием, поднимаясь этим на метапредметный уровень.
При разработке метапредметов и межпредметных связей должны учитываться особенности конкретной школы.
С целью реализации образовательного стандарта, учителя МБОУ «Таврическая школа-гимназия №20», согласно основному направлению работы образовательного учреждения разрабатывают уроки, включая межпредметные связи между общеучебными предметами и курсом «Основы православной культуры Крыма», что благотворно влияет на духовно-нравственное воспитание обучающихся, помогает более глубокому и разностороннему восприятию православных традиций. Обучающиеся получают возможность осознать, насколько глубоко православная культура проникает во все сферы нашей жизни.
Рассмотрим несколько примеров.
34925005715Урок русского языка (3 класс): «Безударные гласные в корне слова».
На этапе словарной работы рассматривается слово «север». Наряду с изучением написания этого слова учитель рассказывает об острове Валаам и Андрее Первозванном (детям уже известно, что он проповедовал в Крыму, в Херсонесе), который поставил на острове Валаам каменный крест.
Урок русского языка (3 класс): «Сложные слова»
4053840270510Работая над словами, которые даются в учебнике, учитель предлагает познакомиться со словом «столпотворение». Под руководством педагога обучающиеся не только узнают значение этого слова и способ его образования, но и вспоминают сюжет из Библии, который лег в основу крылатого выражения «вавилонское столпотворение».
Урок русского языка (3 класс): «Обобщение знаний об имени прилагательном. Трудолюбие. Труд во имя личности и государства».
3472180500380На этом уроке учащиеся закрепляли свои знания об имени прилагательном и обсуждали насколько важен труд в жизни человека.
Учитель обратил внимание на то, что труд и трудолюбие имели особое значение в жизни человека с основания мира. Здесь упоминались Адам и Ева, которые жили в райском саду и возделывали его. Иисус Христос родился в семье плотника, что свидетельствует о том, что на человека работящего было ниспослано благословение.
Окружающий мир (4 класс): «Пустыни»
Изучение данной темы очень удачно переплелось с библейскими сюжетами.
4445017322803136265280035В пустыню удалился Иисус Христос, где 40 дней провёл в посте и молитве. При упоминании верблюда снова находим параллели с Библией. На верблюдах царица Савская доставила царю Соломону свои дары. Верблюд также упоминается в «Притче о богатом юноше». Здесь же вспоминаем изречение: «Легче верблюду пройти в игольные уши, чем богатому попасть в Царствие Небесное».
Говоря о пустынях и их территориальном расположении, упоминается и Синайский полуостров. Почти вся территория Синая – пустыня. Здесь 40 лет пророк Моисей водил израильтян, на горе Синай он получил заповеди.
У подножия Синайской горы расположен монастырь Святой Екатерины.
-381033337500Литературное чтение (3 класс): «Сказка о Царе Салтане»
В ходе беседы о личности А.С. Пушкина и его творчестве было сказано и об особом отношении поэта к православию. Это в будущем может подтолкнуть детей по-новому взглянуть на его произведения, переосмыслить их содержание.
Анализируя сказку, обучающиеся находятся в поиске ответов на вопросы: О чем эта сказка? (О борьбе добра со злом). Отмечаем, что в сказке поведение главного героя князя Гвидона соответствует христианской этике: почтительное отношение к родителям, умение прощать, способность поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, смирение, терпение.
Математика (2 класс): «Приемы вычисления 30-7»
486346531115000Очень интересно был проведен математический диктант, где значение каждого математического выражения соответствовало дате православного праздника, которую учащимся нужно было назвать. Упоминались следующие даты: 4 ноября (праздник Казанской иконы Божией Матери), 4 декабря (Введение во храм Пресвятой Богородицы), 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы), 19 января (Крещение).
В заключении отметим, что духовно-нравственное воспитание заключается в усвоении подрастающими поколениями высших духовных ценностей. Обогащая ребенка знаниями в области основ православной культуры, мы тем самым знакомим его с историческим, культурным и нравственным наследием народа и страны. Межпредметные связи между общеучебными предметами и основами православной культуры дают возможность учащемуся овладеть не только предметными учебными действиями, но и на каждом уроке «прикоснуться» к миру духовности, что в будущем даст свои плоды.