Разработка урока по всемирной истории на тему Развитие феодальных отношений (7 класс)


Всемирная история. 7 класс.
Тема: Развитие феодальных отношений в Центральной Азии (1 час).
Цель: Формирование знаний о развитии феодализма в Центральной Азии.
Задачи:
образовательная: сообщение учащимся о истории государства эфталитов, о развитии хозяйства и культы и распаде эфталитского государства;
развивающая: продолжить отрабатывать навыки индивидуальной работы с учебником, создание условий для развития умений доказательно излагать материал, выявлять причинно-следственные связи;
воспитательная: продолжить формирование интереса к историческому прошлому человечества, уважения к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.
Средства и оборудование: карта, учебник.
Тип урока: комбинированный. 
Литература: учебник.
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний. Объявление новой темы.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Организационный момент.

Ход урока. 
1. Организационный момент. 
Здравствуйте, дети! Садитесь.
2. Проверка домашнего задания
1. Население Аравийского полуострова занималось
А) скотоводством В) земледелием С) бахчеводством Д) садоводством Е) всем перечисленным
2. Основой для завоевания земель арабами послужило
А) рост производительных сил В) развитие феодального строя С) имущественное неравенство Д) единая религия Е) всё перечисленное
3. Проповедник, основатель ислама
А) Мухаммед В) Омар Хайям С) Аббас Д) Омейяд Е) аль Фараби4. Город, объявленный центром исламской религии
А) Медина В) Мекка С) Таиф Д) Ясриб Е) Александрия
5. В Вопросах управления Мухаммед опирался на советы
А) военачальников В) везиров С) служителей ислама Д) сборщиков налогов Е) воинов
6. После смерти Мухаммеда государством управляли
А) Халифы В) эмиры С) ходжи Д) муллы Е) везиры7. Арабский халифат прекратил своё существование после
А) завоевания моголами В) после войн с Ираном С) после распада на пять частей Д) после войн с Сирией Е) после войны с Египтом
8. Священная книга мусульман
А) Библия В) Авеста С) Коран Д) Евангелие Е) Новый Завет
9. Кому принадлежат слова «Знания украшают человека»
А) русским В) англичанам С) французам Д) арабам Е) туркам
10. Настольные книги для врачей принадлежат перу
А) аль Фараби В) Авиценны С) Ибн Бируни Д) аль Масуди Е) Фирдоуси
3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.
В V-VI веках в Средней Азии, Афганистане, Северо-Западном Индостане и Восточном Туркестане сформировалось племенное объединение эфталитов и белых гуннов. Это кочевые племена, населявшие Среднюю Азию. В китайских источниках 437 года имеются сведения о них. В V веке эфталиты объединились и создали на территории Афганистана сильное государство, которое в 460 году захватило Северный Индостан.
4. Изучение нового материала.
По-китайски «йе-да», на армянском - «хейтал», по-арабски - «хайтал», на иранском - «хавтал». Русский востоковед В. В. Бартольд называл эфталитов тюркоязычным народом - «белыми гуннами». Известные историки Р. Гиршман и П. И. Лерх связывали происхождение эфталитов с массагетами и считали, что среди племен, пришедших с побережий Аральского моря было племя эфталитов. А С. П. Толстов утверждал, что между I в. до н. э. и по IV в. н. э. к аральским массагетам присоединились из региона Жетысу гунны и смешались с ними. Надо сказать учащимся, что мнение С. П. Толстова ближе всех подходит к истине. Племена Государства эфталитов состояли из тюркоязычных гуннов - потомков массагетов. В V веке в Северной Азии тюркоязычные племена захватили индийские земли в Гандхаре, Синде, Раджастхане, 24 Дисе и Ганге и основали сильное Государство эфталитов. Кроме эфталитов в него входили племенные союзы хионитов и киданей. Хиониты жили по верхнему течению Амударьи, у них были города Мерв, Балх и др.
В V-VI веках Эфталитское государство было самым могущественным в Средней Азии, эфталитские племена сыграли важную консолидирующую роль для народов Средней Азии, это учитель должен обязательно подчеркнуть. Столицей государства был город Бадиян в Бадах-шане.
Исторические письменные источники свидетельствуют, что Эфталитское государство было монархией во главе с царем. Византийский историк Прокопий в VI веке писал, что «эфталиты живут в мире и согласии с покоренными соседями». Основным видом хозяйства эфталитов было кочевое и полукочевое скотоводство. В китайских источниках писали, что эфталиты жили в войлочных юртах.
В Эфталитском государстве были много городов: Кей-Кобад, Бегран, Сейстан, Гандхар. При археологических раскопках близ городов Самарканд, Хорезм, Бухара были обнаружены предметы эфталитской культуры. Через эфталитские города проходил Великий Шелковый путь, эфталиты торговали с Ираном, Византией, Индией и Китаем. В торговом обороте у эфталитов функционировали серебряные монеты. В учебнике даны изображения эфта-литских монет. Большинство монет чеканилось из серебра. Надписи на монетах выполнены эфталитскими буквами, что свидетельствует о наличии у них своей письменности.
На территории Эфталитского государства сохранилось много памятников зодчества, в основном они строились из кирпича и некоторые сохранились до наших дней. В учебнике имеется иллюстрация остатков дворца царя эфталитов и минарета в г. Герате (Афганистан). На стенах дворца встречаются художественные изображения. Развалины такого дворца были найдены близ города Ташкента, в местности Актепе на берегу канала Бозсу. В эпоху эфталитов их стеклянные изделия с мозаичными бусинками продавались и в Китай. На заключительном этапе урока делается краткое резюме: в V-VI веках в Средней Азии образовалось сильное государство белых гунно (массагетов), известное в истории под названием Эфталитское государство. Оно вело войны с Ираном, отстояло независимость Средней Азии, но в середине VI века ослабло и распалось.
5. Первичное закрепление материала.
Закончи мысль
1.В V веке эфталиты объединились и создали на территории Афганистана сильное государство, которое в 460 году…….
2.Белые гунны в отличие от гуннов Казахстана говорили на……
3.При царе Перозе эфталиты захватили Иран и…….
4.В 545 году начались внутренние противоречия. Этим воспользовались Иран и Тюркский каганат……
5.Эфталиты выпускали свои деньги, а при раскопках найдены монеты различных стран –…..
6. Домашнее задание.
§ 6 Даты. Термины выписать, пересказ
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
8. Организационный момент.
Благодарю за внимание! До свидания!