Методическая разработка – пособие по теме: «Инновационный подход к проектной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания личности»
Методическая разработка –
пособие
по теме:
«Инновационный подход к проектной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания личности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание и структура проектного обучения – как неотъемлемая часть коллективного творчества …..…………………………………………………4
2. Аннотация и разновидности проектов…………………………………6
3. Разработки проектов …………………….................................................7
ВВЕДЕНИЕ
Коллективные способы обучения были известны с начала ХХ века. Впервые в отечественной и мировой педагогике разработал и апробировал новую форму учебно-воспитательной работы педагог А.Г.Ривин. его ученики работали в сменных парах и микрогруппах и при лидирующей роли учителя освоили систему самообучения и самоуправления, в результате чего научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли неплохие педагогические способности. Несмотря на положительные результаты, этот эксперимент не был воспринят и по достоинству оценён его современниками, возможно, потому, что строился на основе исключительно коллективного способа обучения.
Педагоги А.В.Бакушевский, П.П.Блонский, К.М.Лепилов, Г.В.Лабутская, С.Т.Шацкий, В.Ф.Шехтель и др. также пропагандировали метод коллективно-творческих работ, в основе которого лежало создание на уроке монументальной композиции, панно или макета. В процессе коллективного творчества (тогда этот вид деятельности назывался «методом проектов», или «бригадным методом») вовлекались не только дети одного класса, но иногда и всей школы. Что, собственно, и было взято за основу некоторых коллективных проектов в нашей гимназии. Именно об этом будет идти речь в других параграфах работы.
Затем этот метод был незаслуженно забыт, коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. Но в 1970-е годы он снова получил распространение. И.Н. Турро отмечал, что и процесс и результат коллективного творчества вызывают у детей положительные эмоции и интерес к изобразительной деятельности. К особенно важным факторам он причислял условия общения, возникающие во время коллективного творчества.
В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования АПН СССР осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ. В нашей гимназии по предмету Изобразительное искусство на уроках и во неурочной деятельности работа ведется по программе «Школа Неменского». Сегодня коллективное творчество может быть представлено довольно широко в любом направлении, причина этому – технологии, а точнее возможность использования разнообразие материалов и конечно компьютерные технологии, что не было доступно ранее. И конечно дети, готовые идти на любые эксперименты и как говорится более продвинутые в компьютерных технологиях, что можно считать одной из инноваций современного обучения. В таком насыщенном мире у детей почти нет возможности стать духовно – богатой личностью. А ведь воспитание человека – патриота является основной заповедью нравственно-духовного воспитания. Затронуть тему духовности можно с темы любви к малой Родине где при знакомстве с каждой достопримечательностью ребенок узнает частичку истории своих предков, а отсюда и всей страны. Все то, что в детские годы получил ребенок, останется с ним на всю жизнь и очень важно, что он получит и как эти знания будут преподнесены. Необходимо постараться, чтобы эти знания были прочными, чтобы они отражались на чувствах детей. Именно в этом могут помочь проекты с использованием новых технологий
СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ – КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
Коллективная проектная художественная деятельность сегодня – комплексная педагогическая технология, интегрирующая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её кульминация – общий успех, оказывающий позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности, развивающий творческую инициативу и индивидуальность учащихся.
Цель такой деятельности – учиться видеть себя и других в процессе совместного сотворчества, вместе, помогая друг другу. Открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу.
Вступая в контакт с людьми, человек не только чувствует себя по-другому, чем наедине с собой, но по-другому думает, по-другому чувствует, по-другому воспринимает конкретную ситуацию. Совместная творческая деятельность является возможностью проявления не декламируемого, но подлинного гуманизма в отношениях («я» умею – «я» помогаю – «я» терпелив и внимателен т.д.), т.е. такая деятельность способствует не только сплочению детского коллектива, но и накоплению каждым учеником непосредственного опыта эмоционального сопереживания.
Б.М. Неменский считает, что вооружившись коллективной формой работы, учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. Первые коллективные работы показывают как личные симпатии и антипатии влияют и легко деформируют связи, образующиеся в процессе художественной деятельности. Однако при дальнейшем ведении разнообразных способов коллективной деятельности подобная зависимость преобразуется в противоположную: деловые отношения начинают оказывать влияние на личностные связи, совместное действие облегчает задачу, а сама деятельность положительно влияет на внутренний климат в коллективе.
Успех коллективной художественно-творческой деятельности во многом определяет её комплексным характером, что позволяет возвести такую форму деятельности в ранг педагогических технологий, доступных для всех возрастных групп учащихся и уровней (базовый и дополнительный) художественного образования. Коллективная, проектная формы художественно- творческой деятельности могут быть использованы с разными акцентами и доминантами как по горизонтали (в течение развития темы четверти и года), так и по вертикали (линия развития от класса к классу). Возрастные особенности при этом являются ориентиром для углубления в тему и решения задач обучения.
Главными Целями и задачами учебной проектной работы является:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
- формирование умений видеть проблему и наметить пути её решения.
- развитие интереса к процессу познания на уроках ИЗО.
Актуальность методов проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя. Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
- Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности.
- Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
И, несомненно, важным моментом является то, что при победе в проектных конференциях, повышается самооценка учащихся и появляется стимул для дальнейших поисков и побед.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка предназначена для реализации проектной деятельности во время уроков и внеурочной деятельности с обучающимися среднего и старшего школьного возраста. Одновременно в любых проектах могут принимать участие обучающиеся разного возраста начиная с 5 класса по 11 класс. Проекты предполагают коллективную исследовательскую деятельность с выходом на готовый продукт – макет, занавес, мультфильм, фильм и т.д. Каждый проект - это кладезь знаний, приобретенных в процессе подбора и анализа материала, но самым важным является полученный практический опыт соединения в одно целое различных видов деятельности. Темы предложенные к проектам затрагивают патриотические чувства и воспитывают в человеке чувство гордости за свою Родину.
Инновационные технологии позволяют расширить деятельность обучающихся в процессе работы над проектом, следовательно, привить интерес к дальнейшей деятельности выбирая интересующее направление. Во всех предложенных разработках проектов есть творческая составляющая, например: создание рисунков, начиная от эскизов и заканчивая работой на больших форматах; сценарий мультфильма, фильма – как готового продукта, так и фильма – презентации - рассказа о самом процессе создания всего проекта.
Все проекты предполагают продолжительную работу по времени создания, например, от полугодия до одного учебного года с дальнейшей защитой на научно- практических конференциях в школе или региональных, а также всероссийских и международных конкурсах проектов.
РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ
№ Название работыГотовый продукт
1 Творческая работа «Город будущего» макет
2 Творческая работа «Батик в современном искусстве» Занавес - панно
3 Творческая работа «Школа будущего» макет
4 Творческая работа по декоративно- прикладному искусству «В гостях у сказки» Занавес - панно
5 Творческая работа «Рождественская сказка» Занавес - панно
6 Творческая работа «Семь известных мест Сергиева Посада» Занавес - панно
7 Творческая работа «Жизнь дана на добрые дела» о жизни преподобного Сергия радонежского мультфильм
РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
Творческая работа «Город будущего»
Авторы проекта: Обучающиеся 6 класса.
Метапредметный проект: наглядная геометрия, изобразительное искусство. Возраст учащихся: 11 – 12 лет
Оборудование: канцелярский нож (резак), клей «Титан», пластичные материалы для макета: потолочная плитка, бумага, плёнка и др. материалы в том числе «бросовые».
Цель проекта:
1. Познакомить обучающихся с комплексным, системным подходом к проектированию каждого объекта. Творчески подойти к конструкции и цветовой нагрузки строений. Сформировать четкие знания учащихся о достижении выразительности и функциональной целесообразности объемной конструкции.
Задачи проекта:
- Познакомить обучающихся с законами проектной композиции, со связью с ландшафтом и в связи с этим, с особыми правилами построения архитектурных зданий.
- Сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании.
- Научить детей свободно владеть канцелярским ножом (резаком).
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с пластичными материалами, используемыми в проекте.
- Довести до окончательного варианта строения с помощью мелких деталей и обобщения формы.
- Решить ландшафтную среду, прилегающую к строениям, как единое целое конструкции.
Сроки проведения проекта: январь – апрель, 30 дней практической работы над проектом.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап.
Актуальность проблемы в современном мире, особенно в нашей стране. Определение вопросов, касающихся конструкции или цветовой нагрузки проекта.
II Этап.
Выбор и сбор пластического и дополнительного (бросового) материала для макета.
III Этап.
Создание рабочей композиции, как первоначальный вариант ландшафтной среды, диктующей условия создания строения. Перенос деталей ландшафта на пластические материалы макета.
IV Этап.
Конструирование строений из различных материалов, подбор цветовой нагрузки для зданий, дополнение строений необходимыми конструкторскими деталями.
V Этап.
Заключительная работа над ландшафтной средой и обобщение всей конструкции макета.
Процедура проведения проекта
Презентация темы проекта.
Обсуждение вариаций строений и выбор материала для изготовления макета.
Индивидуальная работа над созданием композиции ландшафта и выход на строения макета.
Индивидуальная работа над сбором всех конструкций макета.
Защита проекта, подведение итогов.
Итог: это полностью индивидуальная и в первую очередь самостоятельная работа ученика, над поставленной задачей направляемая учителем на достижение нужного результата, осуществляемая в режиме поиска форм и решений при работе над проектом. Реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на внеклассных уроках.
АННОТАЦИЯ
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения ландшафтной среды, как единой части комплекса построек, что на сегодняшний день в проектировании отдельных зданий или целых комплексов является обязательным условием. И из-за различных особенностей ландшафта, часто возникают определенные проблемы при строительстве зданий. Поэтому в проектировании макета за основу был взят ландшафт со сложным рельефом, а здания подчинены его особенностям. Так же затронута была тема цветовой нагрузки зданий и оригинального решения фасада строений, что является на сегодняшний день не менее актуальной задачей для мегаполисов. Попытаться решить эти задачи предлагается учащимся в рамках работы над проектом одной из частей города.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание композиции ландшафта для основы макета, учитывая простые композиционные задачи и законы проектирования.
- Знакомство с особенностями макетирования, с возможностями пластических материалов, применяемых в макетах. Возможность свободного владения конструкторским ножом (резаком).
- Подбор цветового колорита для макета.
- Создание эскизного ряда строений для макетов, учитывая характер ландшафтной композиции, к которой привязаны строения.
- Создание зданий для макета на основе ландшафтной композиции в масштабе.
- Объединение в единую композицию всех деталей макета, а так же наполнение ландшафтной среды предметами природы и транспорта.
При работе над проектом учащиеся работают над индивидуальным макетом, но выполняют функции нескольких специальностей:
- Архитектор (вопросы конструкции зданий)
- Дизайнер ландшафта (вопросы ландшафтной среды)
- Дизайнер архитектуры. (внешний фасад зданий и креативность в решении формы)
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего макета)
Творческая работа «Батик в современном искусстве»
Авторы проекта: обучающиеся всей параллели 5 -х классов
Метапредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство. Возраст учащихся: 11 – 12 лет.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), рамки из потолочного плинтуса.
Цель проекта: Познакомить обучающихся с последовательным, системным подходом к созданию коллективной картины большого формата, используя новые художественные материалы такие как: контур или краски для росписи по ткани. Творчески подойти к выбору темы батика и к формированию единой, цельной композиции, а также к правильной цветовой нагрузки, как отдельных элементов рисунка, так и всей композиции в целом. Сформировать четкие знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике.
Задачи проекта- Познакомить обучающихся с новым видом декоративно- прикладного искусства «Батик».
- Научить детей свободно владеть «контуром» - материалом для создания определённого барьера для красок по ткани.
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с выбранной темой для коллективной работы, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
Сроки проведения проекта: ноябрь - январь , 10дней практической работы над проектом. Без учета предварительной работы с подготовкой рам к проекту.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап.
Актуальность и выбор темы, как проблемы современной несовершенной программы по ИЗО в нашей стране. Определение вопросов, касающихся деталей, тематики или цветовой нагрузки проекта.
II Этап.
Выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
III Этап.
Создание рабочей композиции - эскиза, как первоначальный вариант выбранной темы. Перенос деталей на картины.
IV Этап.
Подбор цветовой палитры для темы и нанесение специальных красок.
V Этап.
Заключительная работа над большими форматами (в некоторых вариантах объединение в триптих) и обобщение всей композиции.
Процедура проведения проекта
1. Презентация темы проекта.
Обсуждение и выбор из предлагаемых тем для создания единой композиции.
Индивидуальная работа над созданием эскизов по выбранным темам, проработка деталей необходимых в большой картине и выход на проектную работу – перенос удачных эскизов на большой проект.
Коллективная работа над нанесением специального контура для ткани в несколько этапов с просушкой. Работа цветом по батику.
Защита проекта, подведение итогов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
БАТИК
На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду. Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
Искусство росписи тканей имеет многовековую историю. Считают, что известный теперь всему миру батик появился в 13 веке. Родиной этого древнего искусства является Индонезия, а в Европе он получил распространение только с ХХ в.
Батик – особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются некоторые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.
Индонезийские ткани окрашивались натуральными красителями, приготовленными из листьев растений, корней, лепестков цветов. С развитием современных технологий для выполнения батика используют специальные анилиновые красители на спиртовой и водной основе и другие краски.
Батик – индонезийское слово и в переводе означает «капля воска», а слово «Membatik» - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от краски отдельные участки ткани.
Существует несколько основных приемов, которые используют художники в современном батике. Но каждый художник, изменив самую малость в технологии, может получить нечто новое и оригинальное. Батик бывает: горячий, холодный, узелковый и свободная роспись. Мы попробовали только один способ – холодный батик, так как он прост в технологии.
Тема Батика взята из программы для 5-х классов под руководством Б.М. Неменского немного в расширенном варианте, в том виде в каком она предлагалась в программе для 5 – х классов выполнить её не представлялось возможным. Дети, выполняя эту работу, должны были бы учиться либо в художественных школах, либо посещать студии изобразительного искусства, в любом случае, уже должны обладать достаточными знаниями и умениями для сложных индивидуальных работ. Поэтому была выбрана такая форма работы с детьми, где дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.
Тема батика очень обширна мы затронули только один из вариантов, т.к. очень много различных способов создания росписи по тканям которые мы просто не в состоянии выполнить в рамках школы и урока.
Был выбран самый простой способ это холодный батик, так как он самый простой в работе. Из-за большого выбора художественных материалов предназначенных для росписи по тканям были выбраны самые безопасные материалы для здоровья - не токсичные и не вызывающие аллергию.
Детям предлагаются темы на выбор: «Морской мир», «Растительный мир» или «На поляне», «Венеция», «Морская фрегата», «Сказочный городок». Каждому классу предлагается разделиться на три группы (т.е. по рядам) и выполнить три батика или на одну выбранную классом тему, или три разные. В итоге мы имеем два «триптиха» и три самостоятельные композиции. Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение тем и поиск материала, что позволило детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его целью было не и только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие формированию у них умений работать в коллективе и художественно-эстетическому развитию.
Заключительный этап – это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, защита проекта, что в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы.
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности я выбрала комплексную – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая с другими учащимися.
Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Несомненно, созданная всеми детьми композиция батика принесла им много радости, а также вызвала живой интерес у их родителей, которые тоже захотели посмотреть на детское творчество.
АННОТАЦИЯ
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения единой композиции большого размера из отдельных эскизов, деталей и цветовых пятен, но главным и обязательным условием является то, что работа больших форматов может быть выполнена только с помощью коллектива.
Все задачи и проблемы, как с композицией, так и с материалом предлагается решить учащимся в рамках работы над проектом одной из выбранных тем.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждой темы, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой композиции из отдельных элементов, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями нового художественного материала, с возможностями экспериментировать в процессе раскрашивания большой работы. Возможность свободного владения контуром и красками по ткани, учитывая все их возможности.
- Подбор цветового колорита для каждой композиции, учитывая тематику, как на эскизах, так и при нанесении красок по ткани на большой формат.
- Умение объединить усилия каждого из участников одной группы в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работали над коллективными батиками и выполняли функции двух специальностей:
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего макета)
- Дизайнер интерьера (как композиция будет смотреться в рамках интерьера как «триптих» или единая работа).
Итог: в данном проекте полностью коллективная деятельность, но не менее самостоятельная работа каждого ученика, т.к. системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на рядовых уроках ИЗО.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла и т.д.
Творческая работа «ШКОЛА БУДУЩЕГО» представляется как готовый образец проекта
Межпредметный проект: наглядная геометрия, изобразительное искусство, информатика. Возраст учащихся: 16 лет.
Оборудование: канцелярский нож (резак), клей «Титан», пластичные материалы для макета: потолочная плитка, бумага, плёнка и др. материалы в том числе «бросовые», компьютер с программами Paint, Photoshop, Offiсe Word.
Цель проекта: Познакомить учащихся с комплексным, системным подходом к проектированию каждого объекта. Творчески подойти к конструкции и цветовой нагрузки строений. Сформировать четкие знания учащихся о достижении выразительности и функциональной целесообразности объемной конструкции.
Задачи проекта- Познакомить учащихся с законами проектной композиции, со связью с ландшафтом и в связи с этим, с особыми правилами построения архитектурных зданий.
- Сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании.
- Научить учащихся свободно владеть канцелярским ножом (резаком).
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с пластичными материалами, используемыми в проекте.
- Довести до окончательного варианта строения с помощью мелких деталей и обобщения формы.
- Решить ландшафтную среду, прилегающую к строениям, как единое целое конструкции.
Сроки проведения проекта: октябрь - март, практическая работа велась на протяжении всего проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап – подготовительный
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность проблемы в современном мире, особенно в нашей стране. Определение вопросов, касающихся конструкции или цветовой нагрузки проекта. Выбор и сбор пластического и дополнительного (бросового) материала для макета.
II Этап - основной
Его цель: предоставить детям возможность оживить простую картинку, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочей композиции, как первоначальный вариант ландшафтной среды, диктующей условия создания строения. Перенос деталей ландшафта на пластические материалы макета. Изучение нормативов для архитектурного сооружения образовательного учреждения.
III Этап - заключительный
Его цель: взаимодействие детей с уже частично завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Конструирование строений из различных материалов, подбор цветовой нагрузки для зданий в компьютерной программе, дополнение строений необходимыми конструкторскими деталями.
Заключительная работа над ландшафтной средой и обобщение всей конструкции макета.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГОЙ ИНФОРМАЦИИ
Архитектура (лат. architectura — строительство, зодчество, от др.греч.— старший, главный строитель, плотник) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.
По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas — прочность, лат. utilitas — польза и лат. venustas — красота (т. н. Триада Витрувия) — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени.
Проектирование — процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
В современных условиях, разработка рабочего проекта – по многим причинам является неотъемлемым этапом предшествующим строительству любого объекта. Основная цель разработки проекта как комплекта документации и материалов - способствовать оптимальной организации ведения строительных и монтажных работ на объекте.
Правильный подход к проектированию и грамотно разработанный рабочий проект — залог наиболее качественной и оптимальной реализации запланированных работ, и как следствие — безопасность и надежность на всех стадиях развития объекта.
В современной нормативной документации описывают и различают три стадии разработки проекта:
1) Эскизный проект (предпроектное предложение)
2) Стадия «проектная документация» - утверждаемая часть проекта (ранее технический проект)
3) Стадия «рабочий проект»
Перечисленные стадии отличаются друг от друга степенью детализации и объемом принятых конструкторских решений. Эскизный проект разрабатывается в основном с целью получения необходимых разрешений и технических условий на начальном этапе реализации проекта строительства объекта.
Для ведения строительно-монтажных работ необходима документация стадии рабочий проект. Утверждаемая часть проекта разрабатывается для определения основных принципиальных решений и необходима для проведения экспертизы проектной документации.
В настоящее время состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов установлен постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».
Строительство зданий осуществляется по типовым, индивидуальным и экспериментальным проектам.
Проектом называют комплект технических документов, характеризующих намеченное к строительству здание, сооружение или комплекс.
Типовой проект предназначен для многократного применения. При его разработке должны быть учтены все экономические, эксплуатационные требования, природно-климатические условия района строительства, требования высокого уровня объемно-планировочного и конструктивного решения.
При применении типового проекта разрабатывают проект привязки.
При привязке типового проекта перерабатывают конструкции фундаментов с учетом гидро-геологических и топографических условий площадки. Проектируют подключения к сетям водоснабжения, теплофикации, канализации и др.; рассчитывают толщину ограждающих конструкций, число отопительных приборов в зависимости от расчетной зимней температуры; заменяют отдельные конструктивные элементы на индустриальные конструкции и детали, выпускаемые местными предприятиями строй индустрии; определяют сметную стоимость объекта.
Чертежи типового проекта в процессе привязки корректируют. При значительных изменениях выполняют расчеты и разрабатывают новые чертежи.
Индивидуальный проект разрабатывают для строительства сложных и уникальных зданий и их комплексов.
Проекты экспериментального строительства предназначены для возведения зданий новых типов и их проверки в эксплуатационных условиях с целью последующего внедрения в массовое строительство.
Задание на проектирование (ТЗ, техническое задание)
Исходным документом для начала проектирования является задание на проектирование, которое составляет заказчик вместе с проектной организацией.
Задание на проектирование содержит необходимые данные о назначении задания, его габаритах, описание района строительства, геодезический план участка, сроки начала и окончания строительства, применяемые конструкции и материалы.
На основе задания и СНиП составляют программу проектирования, содержащую перечень помещений здания, их площади, особые требования к ним и к зданию в отношении объемно-планировочного, архитектурно-художественного и конструктивного решений.
АННОТАЦИЯ
Тема довольно интересна по своей сути, т.к. в наши с новыми технологиями хочется и жить и работать и тем более учиться в новом современном здании. Отвечающим всем требованиям, как самих обучащихся так и надзорных организаций. Ведь очень важно каждый день видеть эстетически красивые вещи (здания, интерьеры), что позволяет развивать художественный вкус современного человека. Да и вообще в красивом месте не хочется вести себя не соответствующе. Так, что тема «Школа будущего» привлекает к себе довольно большой интерес. На протяжении всего проекта учащиеся работали практически самостоятельно, начиная от ландшафта и до конечной цветовой нагрузки зданий.
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения ландшафтной среды, как единой части комплекса построек, что на сегодняшний день в проектировании отдельных зданий или целых комплексов является обязательным условием. И из-за различных особенностей ландшафта, часто возникают определенные проблемы при строительстве зданий. Поэтому в проектировании макета школы за основу был взят ландшафт со сложным рельефом уже существующим, т.е. макет школы выполняется, как бы, на сегодняшнем ландшафте, а здания подчинены его особенностям.
Работа была начата с того, что мы буквально (конечно образно) снесли здание нашей школы и уже на этом месте думали, как расположить здание гимназии.
Было решено оставить вход с существующего уже «Хотьковского» проезда, так как вокруг уже расположены жилые дома и достаточно трудно будет найти между ними удобный подъезд к гимназии.
И естественную возвышенность на территории школы мы тоже оставляем, и мало того мы даже не стали менять местоположение гимназии и стадиона. С точки зрения правил архитектуры - если поставить здание на высшую точку возвышенности, оно будет казаться очень огромным, что в нашем случае в этом просто нет необходимости. Ведь задача ставится не высотное здание построить, а всего лишь, образовательное учреждение.
Но вот к самому зданию, а точнее к целому комплексу, мы отнеслись довольно беспощадно. Старое здание полностью себя изжило и не соответствует новым правилам. Поэтому, было решено расширить метраж помещений гимназии. Так, например, общая площадь всей гимназии (помещений) по приблизительным подсчетам должна быть не менее 3000 кв. метров, тогда и классы будут просторными, и актовый зал вмещать всех учащихся гимназии, да еще и по новым правилам САНПИНа в образовательном заведении (школе, гимназии) должно быть два спортивных зала. Просторные раздевалки, холлы, душевые и т.д.
При разработки здания, мы учитывали, что школа не должна быть высотной, иначе придется ставить лифт, а это запрещено в таких заведениях. Поэтому за основу были взяты уже разработанные нормативы – школа не более 3-4 этажей мы остановились на 3-х, но здание получилось очень объемным по ширине, что позволяет вместить все, что мы задумали, к тому же все помещения разноуровневые.
Тот чертёж, который был сделан как предварительный, был просто поиском гармоничной линейной композиции. Он то и вошел в главный чертеж постройки здания гимназии.
Как мы видим, весь рисунок рассечен линиями, но каждая имеет свое значение, и каждый островок, получившийся при пересечении линий – это отдельный объект здания. Например: само здание гимназии стоит из 7 частей.
Основное здание в три этажа (посередине). В нем планируются учебные классы и библиотека на третьем этаже.
Большой актовый зал со сценой и местом для хранения реквизита. Он смотрится как отдельная пристройка и высотой он в два этажа.
(слева от центрального входа).
Столовая и буфет справа от центрального входа и она также выглядит пристройкой к основному зданию гимназии, высотой она в полтора этажа. С отдельным выходом и удобным подъездом для машины с продуктами. Столовая делится на три отдельных помещения: кухня, столовая и буфет. И фасад столовой, который выходит на центральную площадку перед школой – имеет большое застекленное пространство, что позволяет экономить электроэнергию.
К столовой и к основному зданию прилегают два спортивных зала, один большой по квадратуре, для обычных соревнований.
Второй поменьше квадратами - для занятий легкой атлетикой.
Несомненно, спортивные залы не могут быть без комнаты для тренеров и санузла прилегающего к ней, а также – помещение для хранения спортивного инвентаря.
Раздевалки и душевые – они соединяют основное здание и два спортзала, а также планируется отдельный вход в раздевалки из помещений тренеров. Раздевалки и два спортзала с тренерской планируются одной высоты в два с половиной этажа и на макете выглядят как единое здание.
Замыкает всё строение – бассейн. Он крытый в два с половиной этажа, имеет отдельный вход и помещение для технического обслуживания. Одна сторона бассейна, выходящая на север – имеет одну большую застекленную часть помещения. А душевые располагаются с той стороны, где есть душевые для спортзалов, тем самым это удобно для строительства. Так как все санузлы находятся с одной стороны и удобно монтировать трубы, вентиляционные шахты и стояки для санузлов в гимназии на двух других этажах.
На прилегающей территории гимназии располагается трансформаторная будка (электрическая подстанция), как отдельно стоящее сооружение.
За зданием школы, в том числе справа, планируется школьный сад (посадки деревьев, цветники).
За помещением актового зала располагается отдельно стоящая площадка с турниками.
Рядом располагается стадион, с беговыми дорожками и футбольным полем посередине.
И последняя постройка, завершающая комплекс гимназии - это крытый круглогодичный каток, который тоже вписан в территорию ландшафта и занимает местоположение слева от центрального въезда на территорию гимназии. Имеет также как и бассейн, застекленную большую стену.
Все строения обнесены цветниками – клумбами, имеют отдельный подъезд или подход остальное пространство занимают дорожки и центральная площадка перед гимназией для проведения линеек.
Мы не могли не затронуть цветовое решение современного здания, да еще и такого значения. Тема цветовой нагрузки зданий и оригинального решения фасада строений является на сегодняшний день не менее актуальной задачей для мегаполисов. Попытаться решить эти задачи предлагалось учащимся в рамках работы над проектом гимназии. Для этого воспользовались компьютерными программами, такими как, Paint, Photoshop, Offiсe Word. Но сначала были созданы эскизы в цвете.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание композиции ландшафта для основы макета, учитывая простые композиционные задачи и законы проектирования.
- Знакомство с особенностями макетирования, с возможностями пластических материалов, применяемых в макетах. Возможность свободного владения конструкторским ножом (резаком).
- Подбор цветового колорита для макета.
- Создание эскизного ряда строений для макетов, учитывая характер ландшафтной композиции, к которой привязаны строения.
- Создание зданий для макета на основе ландшафтной композиции в масштабе.
- Объединение в единую композицию всех деталей макета, а так же наполнение ландшафтной среды предметами природы.
При работе над проектом учащиеся работали над коллективным макетом и выполняли функции нескольких специальностей:
- Архитектор (вопросы конструкции зданий)
- Дизайнер ландшафта (вопросы ландшафтной среды)
- Дизайнер архитектуры (внешний фасад зданий и креативность в решении формы)
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего макета)
Заключение
Подводя итоги, могу дать следующее определение технологии проектного обучения – это полностью индивидуальная и в первую очередь самостоятельная работа ученика, над поставленной задачей направляемая учителем на достижение нужного результата, осуществляемая, в режиме поиска форм и решений при работе над проектом. А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на внеклассных уроках. Этот проект, несомненно, научил детей справляться со многими трудностями в процессе изготовления макета, или решения среды и пространства. Все знания, полученные за время работы над проектом теперь можно применить при учебе в высших художественных заведениях при дальнейшем обучении в них.
Теперь готовый макет можно использовать, как наглядное пособие для уроков по наглядной геометрии или ИЗО в старших классах.
Рекомендуемая и используемая литература
Методика архитектурного проектирования
Б.Г. Бархин. Учебно-методическое пособие. Москва. Издательство "Стойиздат" 1982г.
Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений А.Л. Гельфонд. Учебное пособие. Москва. Издательство "Архитектура-С" 2006г.
Дизайн архитектурной среды А.В. Ефимов. Учебник для высших учебных заведений. Москва. Издательство "Архитектура-С" 2005г.
Рисунок для архитекторов. Магали Дельгадо Янес, Эрнест Редондо Домингез. Учебное пособие. Москва. Издательство "АРТ-РОДНИК" 2005г.
Творческая работа по декоративно- прикладному искусству «В гостях у сказки»
Авторы проекта: обучающиеся параллели 5 -х классов
Межпредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство. Возраст учащихся: 11 – 12 лет.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), рамки из потолочного плинтуса.
Цель проекта: Познакомить обучающихся с последовательным, системным подходом к созданию коллективной картины большого формата, используя новые художественные материалы такие как: контур или краски для росписи по ткани. Творчески подойти к выбору темы батика и к формированию единой, цельной композиции, а также к правильной цветовой нагрузки, как отдельных элементов рисунка, так и всей композиции в целом. Сформировать четкие знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике.
Задачи проекта- Познакомить обучающихся с новым видом декоративно- прикладного искусства «Батик».
- Научить детей свободно владеть «контуром» - материалом для создания определённого барьера для красок по ткани.
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с выбранной темой для коллективной работы, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
Сроки проведения проекта: ноябрь - январь , 10дней практической работы над проектом. Без учета предварительной работы с подготовкой рам к проекту.
Введение
Данная работа посвящена одной из ярких по впечатлениям теме: «В гостях у сказки».
Каждый ребенок уже художник, хоть еще и маленький. Мы очень часто любуемся непосредственными рисунками детей, а еще больше восхищаемся, как у детей это получается легко и просто. Для них все как в сказке – раз, и готово. Ведь сказка – это необязательно борьба со злом, но и что-то загадочное, волшебное, прекрасное. Сказки – это то, с чем мы встречаемся с самого рождения и они, сопровождают нас всю жизнь. Сказки - это и эмоции, и чувства ребенка. Именно эти понятия мы взяли за основу и решили доказать окружающим, что даже такой серьезный вид декоративного искусства – батик может под воздействием детских рук превратиться в сказочную историю.
С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в том, что на основе наблюдений на уроках ИЗО еще с начальной школы, я заметила, что многие дети затрудняются в рисовании на определенную тему, особенно если тема эта была не эмоциональная, а сказка по своей сути не может быть такой. Ребенок, слушая сказку, невольно становится участником всего происходящего в ней, в своих фантазиях. Взяв в руки карандаш, бумагу или краски, он сразу начнет переносить на чистый лист бумаги, то, что сам переживает в данный момент. Сказка дает толчок для воображения и детям легче нарисовать свои фантазии, чем портрет или пейзаж. А значит, актуальность этой темы - психологическая разгрузка нервной системы школьника в рамках повседневной загруженности учащихся, следовательно – это положительное влияние на еще не сформированную психику учащихся и снятие некоторых психологических барьеров.
С социальной точки зрения, работа актуальна, так как обычный рядовой урок переходит в другое русло и становится интересным занятием, где дети своими руками создают ту красоту, которая долгое время будет привлекать зрителей и, как показала практика, дети сами любуются своими творениями и гордятся этими достижениями.
Личная значимость данной работы заключается в том, что каждый ребенок смог прикоснуться к сложному виду декоративно-прикладного искусства – батик, за который даже взрослые часто бояться браться, а дети совершенно легко овладели простыми навыками работы в такой технике, да еще и выступить в качестве маленьких писателей, создавая свои сказки. Каждый ребенок может сказать, что в этой коллективной работе есть довольно большая доля его труда, пока еще не смелого, но уже впечатляющего.
Учебная работа реализуется в предметных рамках изобразительного искусства, литературы.
Проект может быть квалифицирован, как творческая работа по декоративно-прикладному искусству, как коллективный проект, созданный в небольшой срок.
Объектом творческой работы является сказка
Предметом творческой работы является вид декоративно- прикладного искусства – батик и как результат – панно.
Гипотеза работы заключается в том, что каждый учащийся может творить в сложной технике – батик, создавая единую композицию, несущую эмоциональное воздействие на каждого зрителя.
На основании вышеизложенного, мы ставим перед собой следующую цель: Перенести сказочный мир, придуманный нами, на коллективное панно – в технике батик.
Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
Познакомиться с историей создания батика;
Овладеть простыми навыками рисования в этой технике;
Придумать сказочный сюжет (образы) для композиции на панно;
Объединить весь сюжет в единую композицию, перенеся все задуманное на панно;
В работе используются следующие методы:
Анализ и синтез теоретического материала;
Практическая работа с материалами для батика;
Индивидуальная работа со сказками, как поиск фантазий для композиций;
Фотографии, рисунки;
Систематизация и обобщение материала.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла, сцены и т.д.
Глава I
1.1 История батика. Информацией можно воспользоваться и проекта «Батик в современном искусстве»
История сказки Сказка – это вымышленная история, которая обычно представляет фольклорных героев. Сказки передавались путем устного народного пересказа и в литературной форме. Историю сказки особенно трудно проследить, потому что только литературные формы сказок сохранились. Однако, наличие литературных работ по крайней мере указывает, что сказки существовали в течение многих тысяч лет, хотя возможно не были признанным жанром. Название "сказка" было впервые использовано знаменитой сказочницей Мадам д’Онуа. Литературные сказки собирались столетиями во всем мире, и когда фольклористы собрали их, они определили, что сказки существовали в каждой культуре. Сказки и литературные работы на основе сказок все еще пишутся сегодня. Древние сказки были предназначены как для аудитории взрослых, так и для детей, но они были связаны с детьми еще работами пуристов. Братья Гримм назвали свое собрание сочинений «Детские и Домашние Сказки», и связь с детьми становилась со временем еще более сильной. Фольклористы классифицировали и анализировали сказки различными способами. Среди самых известных - классификация Аарне-Томпсона и морфологический анализ Владимира Проппа. Другие фольклористы просто интерпретировали значение сказок, но школа по значениям и интерпретациям сказок так и не была окончательно установлена.
Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались "баснями", "байками". Рассказчики сказок до сих пор называются в народе "баянами", "баюнами", "баутчиками" и "бахарями."Сказки в народном быту служат в настоящее время для забавы, времяпровождения. Народ не относится к ним с такой серьезностью, которая проявляется у него в отношениях к песне. Такое различие в отношениях к этим видам устного творчества выражено самим народом словами: "сказка - складка, песня - быль". Этими словами народ проводит резкую черту между обоими видами творчества: сказка, по его убеждению - порождение фантазии, песня - отражение былого, того, что было народом на самом деле пережито. Сказки очень рано превратились у нас в источник забавы. В "Cлове о богаче и бедняке" (XII век) описывается, как забавляется древнерусский богач на сон грядущий: домочадцы и слуги "ноги ему гладят... иные гудуть, иные бают (подразумевается сказки) ему...". Значит, уже в глубокой древности происходило то, что нам известно из позднейшей эпохи крепостного права XVIII-XIX века. Но сказки, вопреки народному убеждению, не составляют продукта чистой фантазии: в них отразились быт и воззрения очень древнего происхождения, но впоследствии народом забытые. Так, в сказках встречается отражение черт, характеризующих грубость древнего быта: людоедство - Баба-яга и многое другое, которое с первого взгляда и сказкой назвать трудно, но не будем углубляться в жестокости, ведь в сказках часто реализуются добрые фантазии авторов. Именно, как продукт творчества очень древних, по преимуществу языческих, времен, сказки подвергаются так же, как и другие виды устного творчества, преследованию со стороны духовенства уже очень рано. В XI веке запрещается "баять сказки, кощюнить" (рассказывать смешное) подвергаются порицанию рассказчики сказок, "празднословци", "смехословци". Даже в XII веке запрещается басни "баять" и т.д. В XVII веке осуждаются те, которые "сказки сказывают небывалые".Несмотря на эти запрещения, сказки в устах народа уцелели, конечно, в измененном виде, до сих пор.
Итак, ска́зка — это жанр литературного творчества:
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза)
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Глава II
2.1 Предварительная работа над проектом
На уроках ИЗО знакомимся с Солярными знаками: конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери – земли с символами плодородия. Форма и цвет, как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками. Именно с этих символов мы начали свой творческий путь. Эти знаки и символы появлялись на разных предметах, при изображении народного быта русского человека. Именно к ним были придумываются авторские сказки и уже на основе этих образов быдут сделаны предварительные эскизы для батика.
2.2
Практическая часть работы
Формирование композиции на больших форматах.
Каждый из 4 классов работал над двумя большими полотнами, которые могут быть как самостоятельными панно, так и при соединении их вместе (в дальнейшем они будут сшиты вместе) единой большой композицией.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 х 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, контур для ткани и краски для росписи по ткани фирмы DECOLA , кисти (белка разного размера).
Последовательность практической работы:
Нанесение контура на большой формат панно по предварительному карандашному рисунку.
Нанесение цвета на готовую работу по высохшему контуру.
Готовые работы 4 классов: «Волшебные птицы», «В ночном лесу», «Древо жизни», «Ясная поляна».
Заключение
Данная работа посвящена созданию коллективного панно по сюжетам сказок детей. Сказки придуманы учащимися и выбранный сюжет для панно – это коллективное творческое решение. Рисование полезное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться, изучая процесс появления рисунков на бумаге, ребенок, с одной стороны, познает секрет красок, карандашей, кисточек, мелков, а с другой - учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листе бумаги то, что будоражит его детские, еще не совсем сформировавшиеся мысли. Рисуя, ребенок переносит реальный мир в мир своих фантазий. А если использовать такой материал, как батик, то можно сказать, что детское творчество приобретает совершенно другой вид, обогащенный возможностями художественного материала. А сказка – это нечто удивительное, что может нас перенести в страну детских фантазий. Результаты проекта покажут, что то, что придумано на бумаге в словах - сказка, может перевоплотиться в прекрасное панно, картину, радующую глаз зрителя, а самое главное, в этом процессе может быть задействован любой учащийся, так как все средства доступны. Таким образом, мы можем подтвердить гипотезу, выдвинутую нами и заключавшуюся в том, что каждый учащийся может творить в сложной технике – батик, создавая единую композицию, несущую эмоциональное воздействие на каждого зрителя. Полученные результаты проекта дают возможность утверждать, что продукт творческой работы является актуальным и востребованным, так как созданные панно могут служить для оформления помещения. Использоваться, как декорации к спектаклям в театральном кружке или, при инсценировки на внеклассных мероприятиях, а также просто радовать глаз зрителей, раскрепощая и привлекая любоваться прекрасным.
Список источников информации
- Алан Гир и Барри Фристоун Искусство росписи по ткани
«20 чудесных проектов в различных стилях»
АРТ – РОДНИК 2007 год.
- Сказки учащихся 5 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классов
- Сайт: MoiKompas.ru «Что такое батик»
- Сайт: «О батике, разновидности, эффекты»
Rukoremeslo.ru>raznoe/kalendar-kukol.html Москва
Творческая работа «Рождественская сказка»
Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Метапредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, технология, литература.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски, цветные карандаши), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), ткань разных видов для кукол синтепон и различные материалы для украшений изделий ручного труда.
Цель проекта:
Объединить творческие способности учащихся разного возраста в коллективно-творческой деятельности, развивая мотивации учащихся к сотрудничеству, непринужденному общению, давая каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности в одной большой работе над панно. Познакомить учащихся с последовательным, системным подходом к созданию коллективного панно большого формата, используя новые художественные материалы. Творчески подойти к выбору темы панно и к формированию единой, цельной композиции, собирая её из нескольких сегментов, а также к правильной цветовой нагрузки, как отдельных элементов рисунка, так и всей композиции в целом.
Задачи проекта- Сформировать четкие знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике. Познакомить учащихся с новым видом декоративно- прикладного искусства «Батик».
- Научить учащихся свободно владеть «контуром» - материалом для создания определённого барьера для красок по ткани.
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с выбранной темой для коллективной работы, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
Сроки проведения проекта: декабрь - март , 10 дней практической работы над занавесом. Остальное время для предварительной работы на выбор материала, информации, экскурсий, подготовки рам к проекту, создание эскизов, создание кукол и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблемы современной несовершенной программы по ИЗО в нашей стране. Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и цветовой нагрузки проекта, а также.
Выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочей композиции - эскиза, как первоначальный вариант выбранной темы. Перенос деталей на отдельные сегменты большого панно. Создание кукол. Подбор цветовой палитры для темы и нанесение специальных красок.
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа над большими форматами и обобщение всей композиции. Сшивание отдельных сегментов в единое панно – занавес. Присоединение к панно кукол, оформление выставки подготовительных эскизов. Создание слайд фильма- презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
АННОТАЦИЯ
Тема Батика взята из программы для 5-х классов под руководством Б.М. Неменского немного в расширенном варианте
Каждому классу предлагается разделиться на три группы (т.е. по рядам) и выполнить три батика или на одну и ту же тему, но в разных вариациях. Каждый класс выполняет один сегмент небесный и два с домиками ёлками, деревьями и т.д. Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа уже выше упомянутые:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено на большом панно, с каким видом изобразительного искусства его можно сочетать, предлагается выполнить совместную работу со старшими классами, так как они более опытные в некоторых вопросах, например, в технологии. Для этого были выполняются эскизы кукол в зимней русской народной одежде. А чтобы они выглядели похожими на русских барынь, учащимися был подбирается и анализируется информационный материал, где описывается подробно виды и детали зимнего русского народного костюма. Зарисованные образы русских красавиц в зимних нарядах стали эскизами к плоскостным куклам, как яркая изюминка на большом панно.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе больше всего проявятся способности работы детей в коллективе. Именно на этом этапе произойдет невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, а взаимоотношения в коллективе вошли в такое русло, где каждый участник выступит равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
Работа с батиком начиналась с переноса эскизов на большой формат на каждый отдельный сегмент и нанесение специального контура для батика (как преграда для красок по ткани). И только после высыхания контура нанесение красками цветового колорита картины.
Заключительный этап – это период, когда много работы приходится выполнять руководителям, только потому, что дети просто не смогли бы сшить все сегменты в единый занавес, повесить его и конечно проконтролировать: как готовится защита проекта, что в воспитательном отношении это не менее значимо, чем предыдущие этапы. Детьми собирается информация о Рождестве в разных странах, как и кто на Руси делал Рождественские подарки, а учащиеся 7 – го класса, подбирают информацию о куклах: как и для чего их делали, как называли кукол и всё. Что касается истории рождения куклы. Распределены слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников.
Отдельно взятые сегменты сшиты в единое панно-занавес.
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности для проекта была выбрана комплексная – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися.
Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Несомненно, созданная всеми детьми композиция панно - занавеса принесет им много радости, а также вызовет живой интерес у их родителей
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения единой композиции большого размера из отдельных эскизов, деталей и цветовых пятен, но главным и обязательным условием является то, что работа больших форматов может быть выполнена только с помощью коллектива.
И из-за различных особенностей художественных материалов для росписи тканей, часто возникают определенные проблемы при росписи, например, краски, могут растекаться, силуэт изображений может быть не четким, поэтому для изображений объектов на панно были выбраны такие, где расплывчатый неровный край будет только подчеркивать сказочность и придавать фантастичность предметам в композиции. Все эти задачи и проблемы, как с композицией, так и с материалом предлагалось решить учащимся в рамках работы над проектом.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждой темы, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой композиции из отдельных элементов, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями нового художественного материала, с возможностями экспериментировать в процессе раскрашивания большой работы. Возможность свободного владения контуром и красками по ткани, учитывая все их возможности.
- Подбор цветового колорита для каждой композиции, учитывая тематику, как на эскизах, так и при нанесении красок по ткани на большой формат.
- Умение объединить усилия каждого из участников одной группы в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работали над коллективными батиками – сегментами одной большой работы и выполняли функции двух специальностей:
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего панно)
- художник – конструктор, модельер кукольник.
Заключение
Этот проект о празднике, который объединил всех людей и сделал их добрыми, отзывчивыми. И пусть всем людям, на земле светит рождественская звезда и направляет их на правильный путь. Специально для проекта рекомендован клип - мультфильм «Щедрик», что в переводе с украинского значит Рождество. Этот мультфильм будет показан на защите нашего проекта.
Подводя итоги: – в данном проекте это полностью коллективная, но не менее самостоятельная работа каждого ученика, т.к. системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на рядовых уроках ИЗО.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла, сцены и т.д.
Рекомендованная литература и другие информационные источники:
- Галина Львовна Дайн
Детский народный календарь
«Игрушка в культуре России»
Сергиев Посад Хотьково 2010 г.
- Алан Гир и Барри Фристоун Искусство росписи по ткани
«20 чудесных проектов в различных стилях»
АРТ – РОДНИК 2007 год.
- Сайт: MoiKompas.ru «Что такое батик»
- Сайт: «О батике, разновидности, эффекты»
Rukoremeslo.ru>raznoe/kalendar-kukol.html Москва
- Сайт: «О народной кукле»
Rukukla.ru> Проект
Творческая работа «Семь известных мест Сергиева Посада»
Авторы проекта: Обучающиеся 6 классов
Метапредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, технология, литература, краеведение. Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски, цветные карандаши), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), компьютер с программой «Киностудия Windows Live».
Цель проекта: Продолжить работу по нравственно- духовному воспитанию детей, путём знакомства с родным городом.
Задачи проекта- Сформировать знания о достопримечательностях родного города. Воспитывать любовь к малой Родине и гордость за неё.
- Закрепить знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике.
- Научить, правильно подбирать цветовые сочетания для передачи объёма архитектурных сооружений в проекте, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям, особенно для передачи растительности и сложных цветовых сочетаний.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
- Научить создавать фильм, применяя новые компьютерные технологии в данном случае программу «Киностудия Windows Live».
Сроки проведения проекта: декабрь - март , 8 дней практической работы над занавесом. Остальное время для предварительной работы на выбор материала, информации, экскурсий, подготовки рам к проекту, создание эскизов, создание фильма для проекта и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблемы современной несовершенной программы по ИЗО в нашей стране так нельзя и не отметить патриотическую функцию. Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и цветовой нагрузки проекта, а также выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочей композиции - эскиза, как первоначальный вариант выбранной темы. Перенос деталей на отдельные сегменты большого панно. Подбор цветовой палитры для темы и нанесение специальных красок и контура.
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа над большими форматами и обобщение всей композиции. Сшивание отдельных сегментов в единое панно – занавес. Создание детьми фильма о родном городе, оформление выставки подготовительных эскизов. Создание слайд фильма- презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
Воспитание человека – патриота является основной заповедью нравственно-духовного воспитания. Любовь к малой Родине прослеживается при знакомстве с каждой достопримечательностью Сергиева Посада, представленной в проекте. Это всемирно известная Троице-Сергиева Лавра – духовный, архитектурный и градообразующий центр города. Старинные приходские церкви и храмы, улочки старой части города, переносящие человека в прошлое столетие; знаменитые музеи: историко-художественный музей – заповедник, Музей игрушки; природные и историко-культурные памятники: водопад Гремячий – источник Преподобного Сергия; усадьба Абрамцево; монастыри: Черниговский и Хотьковский; наконец Радонеж, - Родина преподобного Сергия. О каждом упомянутом месте дана интересная информация достойная внимания, использованы исторические факты.
Для создания проекта выбираем батик, так как эта технология позволяет максимально использовать возможности большого формата, а ведь на полотне должны были распределиться все семь известных мест родного города. Технология росписи по ткани на больших полотнах знакома детям ещё с 5 – ого класса, когда по программе под руководством Б.М. Неменского мы с учащимися выполняли большие коллективные работы на различные темы. Эта та форма коллективной работы с детьми, где дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.
Тема батика очень обширна, поэтому, как и в прошлом году, мы затронули только один из вариантов - самый простой в работе способ холодный батик. Из-за большого выбора художественных материалов предназначенных для росписи по тканям были взяты самые безопасные материалы для здоровья - не токсичные и не вызывающие аллергию, предпочтение отдавалось отечественному производителю.
Каждому классу предлагается разделиться на три группы (т.е. по рядам). Каждый класс выполняет три сегмента, с выбранной тематикой и на помощь им пришла Дизайн – студия «Фантазёры» выполняют сразу 6 сегментов как единое полотно. Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено на большом панно, с каким видом изобразительного искусства его можно сочетать. Какие места Сергиева Посада можно было бы изобразить на большом полотне, чтобы рассказать не только о Лавре, но и о городе в целом. Подбор фотографий известных мест родного города. Зарисовки архитектурных строений, передающих тот или иной уголок Сергиева Посада или района.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Здесь больше всего проявляются способности работы детей в коллективе. Именно на этом этапе происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, а взаимоотношения в коллективе входят в такое русло, где каждый участник выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности. На этом этапе 6-ми классами выполняются все 9 сегментов для большого панно и группа «Фантазёры» делают 6 сегментов. Сначала на обтянутые рамки тканью перенесён предварительный рисунок с эскизов детей. Далее применён контур, как своеобразный барьер для краски. И после полного высыхания работа красками по ткани, с подбором цветовой гаммы и колорита, подходящие для того или иного уголка нашего города.
Заключительный этап – Создание фильма с видами нашего города под музыку Бориса Гребенщикова «Под небом голубым». На этом этапе выбраны фотографии для слайд-шоу - презентации, а также распределены слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников
Батик, как разновидность изобразительной деятельности вызвал эмоциональный отклик у детей.
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности для проекта выбрана комплексная – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися. Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на рядовых уроках ИЗО.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла, сцены и т.д.
Привлечение технических средств и музыкального сопровождения на защите проекта на конференции, внесет эмоциональный эффект. Несомненно, что все знания об истории родного города, полученные во время работы над проектом, оставят свой положительный отклик в душах детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА- Васильев С.Ю., Николаева С.В. Сергиев Посад. - «Взгляд сквозь века». - Изд. «Ремарко», 2009 г.
- Неменский Б.М. - Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» - М. Пед. Университет «Первое сентября», 2010 г. – с. 4-6, 52-56
- Смирнова Т.В. - Из прошлого Сергиевской земли. - Сергиев Посад, 2011 год
- Филимонов Константин - Сергиев Посад. «225 лет со дня учреждения» - Сергиев Посад, 2007 год
Творческая работа «Жизнь дана на добрые дела» о жизни преподобного Сергия радонежского
Авторы проекта: Обучающиеся 3-7 класса
Метапредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, литература, краеведение.
Возраст учащихся: 8 – 13 лет.
Оборудование: Цветные карандаши, для эскизов (бумага формат А-4, А-3, масляная пастель, акварельные краски, гуашь, фломастеры), кисти (белка разного размера), двухсторонний скотч, фотоаппарат Nikon Е5600, штатив для фотоаппарата, компьютер с программой «Киностудия Windows Live», микрофон.
Цели проекта:
Объединить творческие способности учащихся разного возраста в коллективно-творческой деятельности, развивая мотивации учащихся к сотрудничеству, непринужденному общению, давая каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности в одной большой работе над мультфильмом.
Познакомить учащихся с последовательным, системным подходом к созданию рисованного мультфильма, используя новые технологии.
Творчески подойти к выбору названия мультфильма, к подбору сюжета для каждого кадра, к поиску образов главных героев. Продолжить работу по нравственно - духовному воспитанию детей, путём знакомства с историей родного города опираясь на благие дела преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского Чудотворца.
Задачи проекта:
- Сформировать знания об исторических событиях и об отце нашего родного города. Воспитывать любовь к малой Родине и гордость за неё.
- Научить детей из большого количества информации выбирать самое важное, уметь создавать эпизоды из отдельных изображений.
- Научить детей работать с техникой (фотоаппаратом, компьютером), создавая из отдельных кадров целые эпизоды с движущимися героями.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
- Научить создавать фильм, применяя новые компьютерные технологии в данном случае программу «Киностудия Windows Live».
Сроки проведения проекта: октябрь- март , основное количество дней – это практическая работа над рисованными фонами, героями, деталями и т.д. Предварительная работа и сбор информации, велись параллельно, создавая рабочие эскизы для мультфильма. Во время работы над мультфильмом с детьми была проведена виртуальная экскурсия сотрудниками Абрамцевского музея-заповедника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблема духовного оскудения наших соотечественников, особенно молодёжи. Духовная безграмотность, незнание корней, традиций, истории – это страшное настоящее нашей жизни, но это и благодатная территория, с которой может произойти нравственное очищение человечества. Благодаря глубоким православным корням сохраняется бескорыстие, гуманное отношение к ближнему и вера в лучшее.
Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и технической составляющей проекта, а также выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность оживить простую картинку, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочих зарисовок (поиск образа маленького Варфоломея и уже взрослого Сергия). Создание фонов для дальнейшей работы с ними. Изучение книг и др. источников информации с жизнью Сергия Радонежского. Съемки каждого эпизода из жизни святого. Подбор музыки для мультфильма, в том числе и короткие звуковые вставки (такие, как хруст снега, пение птиц и т.д.)
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже частично завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа: перенос фотографий в программу «Киностудия Windows Live» и монтирование мультфильма. Запись звука (голоса детей) для вставки в мультфильм. Наложение музыки, голосовых вставок на готовые эпизоды.
Создание слайд фильма - презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа уже выше упомянутые:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено, как будет выглядеть мальчик Варфоломей, а как его братья и как найти образ родителей. Какие фоны нужно изобразить, чтобы передать все времена года, улицу, сюжет в доме. Прежде всего, мы прочитаем и обсудим «житие Сергия Радонежского» и только после этого станем искать образы героев.
Просмотр иллюстраций к книгам о жизни святого, путеводители по святым местам ит.д. Создание разных зарисовки архитектурных строений. Изучение с детьми исторических событий, которые происходили во времена Сергия Радонежского. Обсуждение, как будет выглядеть Дмитрий Донской и два инока, которых дал в помощь Сергий.
На занятиях мы постоянно, зачитываем какие-то эпизоды из жизни Преподобного.
Проводим беседы о родных местах и в качестве иллюстративного ряда были показаны картины с видами нашего города, что бы познакомиться с теми святыми местами с какими была связанна жизнь Сергия Радонежского.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе проявляются способности работы детей в коллективе. На этом этапе необходимо распределиться на подгруппы и фотографировать эпизоды к мультфильму, а значит, кто-то двигает героев, кто-то меняет фоны, а кто-то фотографирует.
Заключительный этап – это период, когда много работы приходится выполнять на компьютере, в том числе и работа со звуком. Сложный процесс наложения звуковой дорожки на меняющиеся кадры и их синхронизация вместе. Дети сочиняют текст к эпизодам и самостоятельно подбирают музыку и звуковые эффекты в интернете, которые в заключении будут вставлены в мультфильм. Так как житие Сергия – это целая эпоха, наделенная всякими событиями, то в мультфильме берем самые яркие эпизоды из жизни Сергия Радонежского с мирскими делами и с чудом.
На этом этапе выбираем фотографии для слайд-шоу - презентации, а также распределяем слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников. Для представления мультфильма на открытии конференции придумываем рассказ о Сергии Радонежском в стихотворной форме:
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждого эпизода, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой сюжетной линии, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями и возможностями техники, а также экспериментировать в процессе работы.
- Подбор звуковых и технических вариаций при создании мультфильма.
- Умение объединить усилия каждого из участников в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работают над эпизодами – сегментами одной большой работы – мультфильма и выполняют функции двух специальностей:
- Режиссер
- Художник –мультипликатор
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве пособия для классных часов и родительских собраний, как материал для краеведения или уроков ИЗО.
Используемая литература- Болотова В., Васильев С., Спирина Л., Филимонов К., Упырев А.
«Возвращение к вере»
Изд. РЕМАРКО 2007 г.
- Васильев С.Ю., Николаева С.В.
Сергиев Посад. «Взгляд сквозь века».
Изд. «Ремарко» 2009 г.
- Грозов В.В.
Преподобный Сергий Радонежский всея Руси чудотворец.
Белорусская парвославная церковь. Изд. ООО «Юстмаж» 2009 г.
- Макоев Ф.Х.
Сергиев Посад. Взгляд через века.
Изд. РЕМАРКО 2009 г.
- Скоробогатько Н.В.
«История о великом святом. Сергий Радонежский»
Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Рассказы и очерки»
Изд. Белый город 2001г.
- Смирнова Т.В. Из прошлого Сергиевской земли.
Сергиев Посад 2011 год
- Соловьёва Н.М.
Сергий Радонежский Изд. «Граница» Москва 2003год
- Филимонов Константин Сергиев Посад. «225 лет со дня учреждения»
Сергиев Посад 2007 год
- Чарская Л.
Святой отрок
Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2006 год.
- Путеводитель
У Троицы Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2006 год.
Сергиев Посад 2010 г.