Конспект урока по истории в 9 классе Индустриализация в СССР.
Конспект урока в 9 классе
школы-интерната № 5 г. Саратова.
Тема: «Индустриализация в СССР».
Учитель: Тюрина Н.Н.
Цель.
Дать учащимся представления о проведении индустриализации в стране.
Задачи.
Образовательные: разъяснить понятие «индустриализация»; показать необходимость создания высокоразвитой крупной промышленности, механизированного сельского хозяйства; подчеркнуть, что индустриализация проходила в тяжелых для страны условиях, дать сведения о сроках, итогах индустриализации в СССР.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать навыки самостоятельной работы с учебником, добиваться от учащихся умения давать оценку историческому деятелю, развивать умения анализировать, обобщать исторический материал.
Воспитательные: воспитывать гордость и уважение к трудовому народу, показать на примерах, что труд развивает ум, дисциплинирует, украшает жизнь человека.
Основные знания.
Индустриализация в СССР; подъем промышленности; пятилетний план; стахановское движение.
Основные термины и понятия.
Индустриализация, займ, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер.
Оборудование и материалы.
Карта «Союз Советских Социалистических Республик», карточки с заданиями, видеофильм.
Тип урока.
Комбинированный.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Повторение пройденного материала.
Беседа по вопросам:
-какую тему изучали на предыдущем уроке?
-из-за чего появились разногласия и споры в партии большевиков?
-почему И.В. Сталин расправлялся со своими соратниками и друзьями?
-почему люди старались угодить И.В. Сталину?
-объясните, что такое культ личности.
3.Актуализация знаний, объявление новой темы.
В 1920-е годы СССР значительно отставал в своем экономическом развитии от большинства ведущих стран мира. Нужно было превратить СССР в промышленно развитую державу с крепким сельским хозяйством.
Сообщение темы урока «Индустриализация в СССР».
4.Изучение нового материала.
Во времена нэпа жизнь людей немного улучшилась. Но промышленность в стране не развивалась. СССР надо было превратить в промышленно-развитую державу. Делать это надо было в очень короткий срок и под жестким контролем государства. В конце 20-годов нэп был свернут. В стране началась индустриализация.
Словарная работа: индустриализация. (страница 125).
Цели индустриализации. Опорная карточка.
Для проведения индустриализации нужны были огромные средства. Поэтому правительство приняло решение увеличить добычу и продажу за границу угля, нефти, золота, леса. Был увеличен и экспорт хлеба, сахара, масла. Хотя этих продуктов населению страны не хватало.
Кроме того, был объявлен сбор денег у населения на строительство крупнейших промышленных предприятий. Такой сбор средств назывался займом.
Словарная работа. (страница 125).
Было принято решение в короткий срок примерно в течение 10 лет догнать промышленно-развитые государства мира. Для этого правительство начало планировать развитие промышленности и всего народного хозяйства страны. Государственные планы составлялись на каждые 5 лет. Такие планы назывались пятилеткой.
Словарная работа. Запись в тетради.
Миллионы людей самоотверженно трудились на стройках первых пятилеток. Комсомол формировал бригады строителей из комсомольцев. Комсомольцы приезжали на стройки заводов и электростанций по комсомольским направлениям. Такие направления назывались путевками.
Словарная работа. Запись в тетради.
За короткий срок было построено 1500 новых промышленных предприятий.
Опорная карточка «Символы первых пятилеток».
Работа с картой.
Вся страна превратилась в сплошную стройку. К концу 30-х годов 20 века СССР превратился в мощную индустриальную державу.
Наша страна обогнала в развитии промышленности некоторые европейские страны. Весь мир был поражен темпами промышленного строительства и трудовыми подвигами советских людей.
5.Закрепление.
-Когда в СССР началась индустриализация?
-В чем заключалась основная задача индустриализации?
-Каких достижений добился Советский Союз в годы первых пятилеток?
6.Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок за работу.
7.Домашнее задание. С. 125-128, ответить на вопросы